Платить за то, чего нет!

Газета "Flash!"

1,2 млрд. тенге поступило в Фонд обязательного медицинского страхования по Восточно-Казахстанской области. Всего же по Казахстану по состоянию на 13 ноября 2017 г. поступления составили 19,6 млрд. тенге. Из них 80% перечислили работодатели, и 20% индивидуальные предприниматели и лица, получившие доход по договорам гражданско-правового характера.

Впечатляющие цифры! Если учесть, что перечислять взносы в ФОМС начали только с 1 июля этого года. Ещё более удивительными эти цифры выглядят потому, что народ платит за то, чего нет! И ещё долго не будет!

В Парламент поступило предложение от министерства здравоохранения перенести строк начала страховой медицины с 1 января 2018 года на 1 января 2020 года. Если это предложение примут, то, получается, что страховой медицины не будет ещё целых 2 года. Но при этом работодатели и индивидуальные предприниматели продолжат платить в ФОМС обязательные страховые взносы! Отметим, что с 1 января 2018 г. взносы работодателей за наёмных работников увеличатся с 1% до 1,5%. Можно приблизительно подсчитать: если за 5 месяцев поступило почти 20 млрд. тенге, то за год, с учетом роста ставки на полпроцента можно собрать порядка 75 млрд. тенге. За 2,5 года до старта страховой медицины в ФОМС соберётся около 180 млрд. тенге!

А за что платить, если самой услуги нет, и ещё долго не будет?! Это уже чисто казахстанское изобретение – платить за то, чего нет! Такого даже итальянский сказочник Джанни Родари, написавший знаменитую сказку «Приключения Чиполлино», не мог придумать! В этой сказке, очень ярко разоблачающей капитализм, правитель принц Лимон придумывает новые виды налогов. Его подданные должны платить за дождь, за тучи, за воздух… Но даже дождь, тучи, воздух – это всё-таки вещи реальные, осязаемые. А вот платить за то, чего нет – это уже переходит все границы! Такого даже сказочник не может придумать, а для нас это реальность.

Представьте себе, что вы приходите в магазин, отдаёте деньги, но хлеб и другие продукты не берёте. Или в парикмахерской оплачиваете стоимость стрижки, но не стрижётесь, откладывая это дело на 2 года. И так вы будете ходить раз в месяц целых два с половиной года, регулярно отдавать деньги, но сам товар вы сможете приобрести только через 30 месяцев! Абсурд? Конечно, абсурд. А почему такой абсурд происходит в случае со страховой медициной?!

Интересно, что само государство скромно приравняло себя к физическим лицам – наёмным работникам. Государство начнёт делать взносы за пенсионеров, детей, студентов, безработных, беременных женщин, инвалидов и прочих категорий населения, которые сами не будут платить, только начиная с 2020 года, и наёмные работники, а также самозанятые граждане, как предлагается, также станут производить взносы с этого периода. Итак, мощь государства с его триллионными бюджетами поставлена на один уровень с зарплатой обычного работника. А вот предприятия, малый и средний бизнес, получается, гораздо мощнее государства, поскольку делают взносы уже сейчас! Изъять у промышленности и бизнеса 180 млрд. тенге неизвестно для чего – вот это государственный подход! И после этого с высоких трибун будут говорить о повышении доверия к государству!

Вообще страховая медицина у нас становится уже понятием нарицательным. Первый опыт её внедрения (1996-1998 годы) закончился тем, что глава ФОМС Талапкер Иманбаев в 1998 году уехал в США, где и проживает по сей день, получив статус политического беженца. В 2001 году казахстанским судом он заочно был осуждён на 9 лет за хищение более 900 миллионов тенге и создание организованной преступной группы. Сам Иманбаев в интервью, данном в 2014 году журналу Forbes, отрицает хищение денег, и утверждает, что дело было сфабриковано Рахатом Алиевым, поэтому он и бежал из страны, опасаясь за свою жизнь и за свою семью.

Как бы ни было, но сама система медстрахования оказалась дискредитирована, и ассоциируется у народа только с воровством. Обсуждая повторное введение медицинского страхования люди и в разговорах между собой, и в комментариях в Интернете, подшучивают, что, вот соберём денежки, и очередной чиновник окажется где-нибудь в США, или, где ещё теплее. Мол, платим дань на чью-то безбедную жизнь.

При таком отношении к самому принципу страховой медицины, государство начинает, по сути, с обмана, и демонстрирует лишь желание в очередной раз ошкурить свой народ, в данном случае промышленников и предпринимателей. Какое же доверие может быть к этой системе? Или о таком понятии, как доверие, уже никто не задумывается.

Мой знакомый 4 года выполнял заказ крупной компании по гражданскому договору оказания услуги. Заработал несколько миллионов тенге, и с этой суммы 5% перечислили в ФОМС. А это несколько сот тысяч. Какая может быть справедливость? Человек «горбатился» несколько лет, и потерял более 200 тысяч тенге, оплачивая услугу, которую он будет иметь возможность получить лишь через 2 года!

Неужели об этом не знают наши депутаты, голосующие за такой закон?! Где же ваши предвыборные программы? Молчит и Национальная палата предпринимателей «Атамекен». А кому, как не Палате, поднять этот вопрос – если уж страховая медицина стартует лишь в 2020 году, то и взносы давайте делать с 2020 года! Но молчат функционеры Палаты, и главный предприниматель страны Тимур Кулибаев. А может, потому и молчат, что в Палату тоже установили обязательные взносы? Ведь ВСЕ предприниматели страны ОБЯЗАНЫ вступить в Палату и ПЛАТИТЬ членские взносы. Такого обязательного членства не было даже в КПСС! Пока лишь такая «мелочь», как наша редакция, ещё освобождена от вступления и уплаты взносов. Но через пару лет льгота для нас кончится, и мы тоже должны будем «отстёгивать» на хорошую жизнь сотрудников Палаты.

Впрочем, молчат и сами промышленники и предприниматели. Здесь, наверное, перевешивает знаменитый принцип героя рассказа Чехова «Человек в футляре» — «Как бы чего не вышло». Вылезешь со своей правдой – а завтра тебя на госзакупках кинут. Или с проверкой придут. Так что лучше уж заплатить эти взносы, в крайнем случае, можно зарплату уменьшить на эту сумму, да и дело с концом.

Вообще с финансами у нас много весьма странного. Так, недавно депутаты посетовали, что хорошо бы полностью перевести столицу на природный газ. И коммунальные услуги станут дешевле для населения, да и экология улучшится. Да вот незадача – дорого это дело обойдётся. Целый триллион нужен. Не долларов, а тенге. И в то же время почти два с половиной триллиона тенге из Национального фонда направляются на поддержку Казкоммерцбанка! И как только эти колоссальные деньги заходят в банк, его продают за 1 тенге Народному банку, которым владеют Динара и Тимур Кулибаевы. А ведь на эти деньги можно газифицировать не только Астану, но и проложить газопровод к Усть-Каменогорску. Только кому это нужно?

Ну, а к чему приведёт сама страховая медицина – пока сказать сложно. Если начинается она с обмана, то, вряд ли к чему-то хорошему. Уменьшатся очереди? Берут сомнения. Для этого больницы должны быть обеспечены кадрами и оборудованием, чтобы народ не толпился часами к одному рентген-аппарату. С кадрами нынче туговато. Даже если они есть, проблема в квалификации. Например, на закупку медицинского оборудования в республиканском бюджете на 2017-2019 годы вообще не предусмотрены средства. А вся причина в том, как пояснил вице-премьер Ерболат Досаев, что в прежние годы были потрачены колоссальные деньги на дорогостоящее оборудование, которое теперь простаивает! А почему простаивает? Некому обслуживать, врачи не знают, на какие кнопки нажимать, да и специалистов по эксплуатации нет. Деньги ушли в никуда.

Наверное, только изменением принципов финансирования нашу медицину не излечишь. Ситуация куда более запущенная, чем кажется. Впрочем, как и во всём, в том числе и в системе управления. Ведь вводить платежи за то, чего ещё нет, и долго не будет – это очень опасный симптом очень серьёзной болезни.

Денис Данилевский