Чему учат учебники?

Газета "Flash!"

И ещё один вопрос — кто разрабатывает учебники для наших детей? Странный вопрос, скажут читатели. Автор или группа авторов всегда указаны на титульном листе книги. Да, их имена можно прочитать. Но это конечные исполнители.



Чтобы учебник появился на свет, прежде всего, необходима идеологическая концепция, как всего образования, так и каждого конкретного школьного или вузовского предмета. Исходя из такой концепции формируется социальный заказ: какого человека должна создать система образования и воспитания. Только после определения идеологической концепции и социального заказа можно подходить к наполнению содержания школьной программы в целом и предметов в частности, а уже затем и к содержанию учебников.

Понятно, что авторы конкретных учебников не определяют ни идеологическую концепцию, ни социальный заказ. Они лишь подгоняют содержание учебника под эти важнейшие стратегические параметры.

Так вот и возникает вопрос: а кто же разрабатывает идеологическую концепцию образования, кто, может быть, и не напрямую, даёт социальный заказ системе образования, и при этом умело подводит к нужному направлению тех, кто принимает политические и управленческие решения?



Хаотичность мыслей и калейдоскопичность знаний

Давайте посмотрим содержание некоторых учебников. Ещё не остыли страсти вокруг новых учебников русского языка для 5 и 7 классов. Направлены петиции Президенту РК с просьбой внести серьёзные изменения в эти учебники. Родительская общественность консолидировалась вокруг одной простой мысли: по таким учебникам детей учить нельзя!

А что в других книгах? Возьмём учебники «Естествознание», «Всемирная история» и «История Казахстана» для того же 5 класса. Ведь именно во 2,5,7 классах нынче обучаются по новым программам и новым учебникам. К сожалению, наверное, немногие обратили внимание на эти предметы. Мол, предметы не очень важные. Вот русский язык, да, это важно. Здесь явно видно, что ребёнок с таким учебником будет безграмотным. А естествознание, история…

А зря такое отношение к этим предметам. Именно через них и закладываются основы понимания мира, понимания общества, понимания всех процессов, как природных, так и общественных, происходящих вокруг человека. Говоря проще – мировоззрение. А разве это не важно — понимать мир? Что мы видим сейчас? Люди совершенно не понимают, что же происходит. Просто плывут по течению, даже не пытаясь осмыслить окружающую действительность, живут одним днём. С такими людьми можно делать всё, что угодно. Это биологический материал, из которого можно слепить любую фигуру: хочешь – одержимого только потребительством, жратвой, шопингом, удовольствиями, хочешь – фанатичного террориста, готового взорвать себя.

Листаем учебник «Естествознание» и видим любопытный параграф о делении людей на расы. Почему-то кроме трёх известных рас (европеоиодной, монголоидной, негроидной) здесь указана ещё и четвёртая раса – австралоидная! Откуда авторы учебника взяли такую расу?

Вот что пишут по поводу распределения землян по расам учёные – этнографы Юлиан Бромлей и Роман Подольный в книге «Человечество – это народы»:

«Рас (точнее, больших рас) – три. Их называют белой, чёрной, жёлтой. Их называют также европеоидной, негроидной (экваториальной), монголоидной. Их называют еще индоевропейской, негроавстралоидной, монгольской».

Упоминают учёные и про австралоидов:

«Не все антропологи согласны с тем, что больших рас именно три. Иногда австралийских аборигенов выделяют в особую австралоидную расу. А некоторые считают нужным признавать еще и пятую основную расу – американоидную, относя к ней индейцев».

Вопрос – зачем в учебник включают сведения, которые до сих пор являются дискуссией учёных в узкоспециализированной отрасли?! Причём, преподносится это как уже свершившийся факт. Учёные ещё спорят, а вот в казахстанском учебнике всё однозначно: мировых рас не три, а четыре!

Интересно, что составители учебников, видимо, даже не корректируют содержание с другими предметами. Так, в учебнике «История Казахстана» для 5 класса в главе «Как мы различаем расы», говорится только о трёх расах, и ничего не упоминается об австралоидной расе! Выходит, что в течение одного учебного года ученики 5 класса получают совершенно разные сведения о делении на расы! Какие же у них могут быть после этого прочные знания? Как могло министерство образования утвердить два учебника с разными сведениями по такому важному вопросу?

Теперь об истории. Сразу бросается в глаза, что нынешним ученикам не сообщают об общественно-экономических формациях. Изучая в 5 классе историю древнего мира, они не знают, что в это время были первобытно-общинный строй и сменивший его рабовладельческий. Есть хронологическая периодизация (древний мир, средние века, новое и новейшее время), есть археологическая, начиная от каменного и кончая железным веком, а вот формационной периодизации нет! Неужели историки вообще от неё отказались? Всё дело, наверное, в том, что формационный подход основан на классовой борьбе, через которую и происходит смена одной формации другой. Сейчас же говорить о классовой борьбе не принято. Как и вообще об эксплуатации человека человеком. Если дети будут задумываться над такими понятиями, то, неизбежно подумают и о том, а почему «у одних суп жидкий, а у других – жемчуг мелкий». А такие мысли в детских и юношеских головах совсем не нужны.

Пробежимся ещё по страницам учебника истории. В двух строчках сказано о происхождении человека, упомянуты три теории происхождения (божественная, космическая, эволюционная), но при этом нет никакого пояснения сути этих теорий. Совсем не говорится о роли труда в процессе формирования человека разумного. А как же создание в Казахстане Общества всеобщего труда?

С одной стороны, школьникам нынче не дают таких важных понятий, как общественно-экономическая формация, или общественный строй. С другой стороны – на мой взгляд, забивают голову совершенно излишними для 5 класса сведениями. Так, например, в параграфе «Чему учили мыслители Древнего Китая?» детям 11-летнего возраста пытаются объяснить, что такое «конфуцианство», «даосизм» и даже «легизм». Мы такого точно не учили в истории древнего мира. Признаюсь честно, что закончив с красным дипломом исторический факультет педагогического института, я не знал, в чём заключается «легизм». Оказывается, суть этого учения в том, что все должны подчиняться императору и законам, нужно принять единые законы, исключить самоуправление, и сурово карать за нарушение законов. Только нигде я не нашёл даже попытки объяснить пятиклассникам – что же такое самоуправление!

Хотя, вряд ли ребятишки поймут суть этих древних учений. Интересно, что в этой главе упоминают о философии, а вот, что такое философия и кто такие философы – об этом рассказывается уже значительно позднее, когда дети перейдут к изучению Древней Греции. Как-то «задом наперёд» получается.

Вообще в учебнике больше внимания уделяется истории Древнего Востока: Египет, Междуречье, Индия, Китай. В главе про Индию есть отдельный параграф про буддизм, что также довольно сложновато для пятиклассников. Истории Древней Греции и Рима уделено гораздо меньше внимания. Понятно, что Казахстан, как страна восточная, больший упор делает на изучение истории своих соседей, особенно великого Китая, нашего важнейшего партнёра в международных отношениях и в экономике. Но ведь и Древняя Греция, и Древний Рим внесли важнейший вклад в развитие человечества! А в учебнике получается в прямом смысле «галопом по Европам»! В нескольких строчках – о легендах и мифах Греции. 2-3 предложения об основании Рима и нет даже легенды о возникновении города. Два абзаца, к примеру, о Пунических войнах между Римом и Карфагеном. А ведь это захватывающая и трагическая история! Помню, что мы, пятиклассники начала 70-х годов прошлого века, слушали рассказ учителя, буквально затаив дыхание, восхищались полководческим талантом карфагенского военачальника Ганнибала, и наши симпатии были на стороне Карфагена. Потом я сам уже в качестве учителя рассказывал об этом ученикам, и в классе стояла такая же напряжённая тишина. А здесь – два абзаца… Вообще романтики маловато в нынешнем учебнике истории. Одно предложение о битве, где погибли 300 спартанцев. Наверное, думают — а зачем писать, дети уже фильм посмотрели. Сухо и коротко о подвиге марафонца, пробежавшего 42 километра без остановки, и упавшего замертво, но успевшего передать весть о победе Афин. Пара строк о проведении Олимпийских игр.

Говорится о рабах, о рабском труде, но не поясняется, как же возникло рабство. Как-то сразу ребята перескакивают из общины в рабство. Упоминается о возникновении христианства, но не поясняется, что же это за религия, хотя бы, почему она так называется. Даже нет даты падения Западной Римской империи, которую и принято считать концом истории древнего мира.

В разделе о Древней Греции и Риме, кстати, применяется тот самый отсылочный принцип, как и в ставшем уже знаменитом учебнике русского языка. То есть, в книжке сведений мало, их предлагают найти в Интернете. Такие материалы даже обозначены значком компакт-диска, а искать следует на сайте Назарбаев интеллектуальной школы. В книге мало карт, совсем мало исторических дат.

Зато в главе про греческих философов Платона, Сократа, Аристотеля, об их поиске модели идеального государства дана идиллическая картинка на фоне шара «Нур Алем», картинка выставки ЭКСПО в Астане. И вопросы к рисунку: «Каким должно быть идеальное общество? Рассмотрите иллюстрацию. Какие признаки идеального общества на ней изображены? А каким вы представляете себе идеальное общество?». Естественно, ребёнок, увидев хорошо знакомый по фотографиям и видеосюжетам шар «Нур Алем», будет ассоциировать с идеальным обществом или Астану, или современный Казахстан. А разве это так, разве у нас идеальное общество?

Учебник «История Казахстана» гораздо более содержательный, и более интересный, чем «Всемирная история». Именно в этом курсе пятиклассники более подробно узнают о жизни первобытных людей, об их занятиях, о жизни общины, появлении ремёсел, развитии первобытной металлургии, что особенно интересно школьникам ВКО. Естественно, здесь тоже ничего нет об общественных формациях, о возникновении неравенства и прочих моментах, думать о которых сегодня школьникам совсем нежелательно.

Зато очень подробно рассказывается о гуннах. Даже об их завоевательных походах в Римскую империю, очень подробно о правлении Аттилы. Зачем в истории Казахстана сведения о завоевании гуннами части Римской империи? Ведь эти события происходили далеко за пределами современного Казахстана. Наверное, для того, чтобы показать причастность к великой кочевой цивилизации. Раньше это изучалось в курсе всемирной истории. А теперь – это часть истории страны. Такой подход создаёт у школьников представление, что наши далёкие предки доходили до реки Рейн, именно там произошло решающее сражение гуннов с римским войском, состоявшим из варварских племён. И Аттила отступил.

Зато о другом великом подвиге наших не столь далёких, как гунны, предков, также дошедших до Берлина, в учебнике истории Казахстана для 10 класса почему-то совсем не упоминается. В этом учебнике вообще нет ни одной главы, ни одного параграфа о Великой Отечественной войне! Из Казахстана 30-х годов старшеклассники сразу переносятся в Казахстан 50-х годов XX века. А где же война? А её изучают в курсе всемирной истории. Наверное, потому, что боевые действия шли на территории России, Украины, Беларуси, а это теперь другие страны. Вот так – о завоеваниях и войнах гуннов во главе с Аттилой написано в учебнике истории Казахстана, а о Великой Отечественной войне – во всемирной истории!

Впрочем, такой подход к истории Великой Отечественной не только в Казахстане. Такое же положение и в России. На Украине же вообще отменили это понятие, и говорят лишь о Второй Мировой войне. А теперь все недоумевают: как же мог мальчик Коля из Нового Уренгоя, выступая на днях в германском бундестаге, сказать о своей скорби по невинно погибшим под Сталинградом солдатах вермахта?! А кто учил, и чему учил на уроках истории таких вот мальчиков и девочек?

Проведя очень краткий анализ учебников, можно сделать вывод, что они имеют своей целью сформировать у детей хаотичное и калейдоскопическое мышление. Это когда в голове свалка различных фактов, но нет никакого целостного мировоззрения, позволяющего в этих фактах разобраться и их упорядочить. И это книги, изданные Назарбаев интеллектуальной школой! Если есть желающие изложить другую точку зрения на содержание учебников истории и естествознания, пожалуйста, мы готовы её опубликовать.

А в следующей части нашего исследования вы узнаете, о чём сообщил министр науки и образования, что такое PIAAC и зачем эта организация проводит исследования в Казахстане, и ещё немало интересного.



Денис Данилевский, преподаватель истории, обществоведения и основ государства и права