Создадим мемориал коррупции и воровства!

Газета "Flash!"

Такое предложение возникло у меня потому, что у нас в Усть-Каменогорске есть очень подходящий объект для такого мемориала. Из-за его отдалённого расположения не все горожане знают о нём, и, тем более, видели этот объект.

Вот он, так и недостроенный Центр подготовки кадров для машиностроения. Вид сзади.



Речь идёт о недостроенном Центре подготовки кадров для машиностроения. Находится он неподалёку от нового проспекта им. И. Есенберлина, что в XIX жилом районе областного центра. Но даже не каждый житель этого нового района города обращал внимание на эту грандиозную стройку. Величественный комплекс зданий надёжно укрыт в сопках, и это, по сути, самый дальний строящийся, а, вернее, строившийся объект Усть-Каменогорска.

Наша газета уже обращалась к этой печальной теме. В мае нынешнего года в №10 была опубликована статья «Как своровали деньги при строительстве Центра подготовки кадров для машиностроения».

Кратко напомним читателям основные моменты. В 2010 году начинается строительство этого Центра. Он должен был готовить кадры для машиностроительной отрасли всей республики, в первую очередь, для завода «АЗИЯ АВТО», с учётом строительства в нашем города автозавода полного цикла производительностью 120 000 автомобилей в год. Из республиканского бюджета выделяют 3,3 млрд. тенге, заказчиком является министерство образования и науки РК. Центр должны были построить за 19 месяцев, к концу 2012 года. Но в итоге в 2013 году строительство останавливается. Выявляются громадные хищения. Ущерб государству составил более 917 млн. тенге. На эту сумму работы фактически не сделаны, но фиктивные акты выполненных работ подписали, и деньги перечислили!

Арифметика такова. Из 3,3 млрд. перечислено генподрядчику ТОО «ЗАК Сервис» 2,9 млрд. А работы не выполнены более чем на миллиард тенге! За нанесённый государству ущерб осуждены вице-министр науки и образования Саят Шаяхметов, курировавший строительство, и руководитель дирекции строящихся объектов МОН РК Александр Пак. Но в статье мы назвали их «стрелочниками», т.к. усомнились в том, что почти миллиард попал к ним в руки. В приговоре постоянно фигурирует некое «Другое лицо». Один раз в приговоре это «Лицо» называется конкретно – владелец фирмы Руслан Жумагулов, сын министра науки и образования Бакытжана Жумагулова, как раз занимавшего этот пост в период строительства. В итоге – «стрелочники» на зоне, а «Другое лицо» на свободе. Деньги исчезли в неизвестном направлении, и вряд ли когда-нибудь будут возвращены. Ущерб должны компенсировать осуждённые, но почти миллиард тенге с них никогда не взыщут. Недостроенный Центр стоит уже 4 года, без всякой охраны, никому не нужный, даже мародёры вряд ли потащатся в такую даль. Дальнейшая судьба Центра непонятна. Министерство собирается передать незавершённое строительство местному акимату, скорее всего, областному. А нужен этот Центр местным властям? Чтобы его достроить, теперь уже необходимо ещё несколько миллиардов. Да и вряд ли он уже нужен в своём первоначальном предназначении.

Спустя полгода после публикации, я снова побывал на этом месте. Теперь зашёл не с парадной части, а с тыла. С вершины близлежащей сопки открывается унылый вид. Ничего не изменилось. Сквозь глазницы незастеклённых окон в корпусах гуляет холодный осенний ветер. Всё постепенно рушится, облазит, обсыпается, приходит в негодность. Вокруг – непролазная грязь.

Так может быть, действительно, оставить эти здания в том виде, в каком они есть? И сделать здесь мемориал коррупции и воровства. Как в Волгограде после Великой Отечественной не стали восстанавливать знаменитый «Дом Павлова». Этот дом стал и памятником героизма защитников Сталинграда, и свидетельством желания фашистов стереть город с лица земли.

Недостроенный, зияющий пустыми дырками окон и дверей, облупленный, уже разрушающийся Центр станет агитировать против коррупции и воровства государственных средств лучше всяких плакатов на тему «Стоп – коррупции!», или «Скажем коррупции нет!» в изобилии выпускаемых различными общественными организациями, получающими государственный социальный заказ на ниве антикоррупционной пропаганды. И даже лучше стишков на такую тему, пару лет назад даже объявляли конкурс на лучшее стихотворение против коррупции. Говорят, что скоро и в школах, и даже в детсадах начнут преподавать специальный предмет, который будет учить ребятишек уже с горшка, что нехорошо брать взятки, и давать взятки. Вот возле этого Центра и можно будет проводить прекрасные наглядные уроки. Можно, конечно, и внутри, так получится ещё нагляднее, но опасно, стены могут завалиться. В ходе строительства, кстати, уже падал потолок в строящемся здании столовой, лишь по счастливой случайности никто не пострадал. Да и так подрастающему поколению будет хорошо видно, что из-за алчности нехороших дяденек здесь закопано в землю более трёх миллиардов тенге, или почти миллион долларов.

Здесь же можно проводить и церемонию принятия присяги госслужащих. Сейчас это мероприятие проходит или на горе государственных символов, или вообще в ведомственных актовых залах. А вот возле недостроенного Центра всё будет гораздо более и торжественно, и символично. Молодые госслужащие поклянутся, что они будут работать так, чтобы никогда не допустить такой коррупции, воровства и разгильдяйства!

Наконец, в плане развития туристического кластера этот объект может стать одной из достопримечательностей Усть-Каменогорска. Ведь посмотреть на рукотворное свидетельство коррупции пожелают многие гости города и области. Одно дело абстрактно говорить об ущербе, который наносят коррупционеры, а другое увидеть этот ущерб воочию.

Только на примере одного этого величественного здания в одном не самом большом городе Казахстана хорошо видно, как коррупционеры высасывают кровь из организма страны, но страна и общество, обескровленные, ослабленные, ещё каким-то чудом существуют, но уже на последнем издыхании. На одной не самой большой стройке умудрились украсть почти миллиард! И безвозвратно! А потом говорят, что нет денег на медицину, на лекарства, на пенсии, нужно возраст пенсионный повышать, а то, мол, экономика не выдержит пенсионной нагрузки. Да разве могут расходы на выплату пенсий сравниться с масштабами коррупции?!

Но ведь с коррупцией ведётся борьба. И притом беспощадная борьба – могут сказать читатели. Конечно, ведётся, кто же спорит. Вот недавно Департамент национального бюро по противодействию коррупции по ВКО отчитался, что за 7 месяцев этого года в отношении должностных лиц государственных органов ВКО вынесено 12 обвинительных приговоров, вступивших в законную силу. Осуждено 13 человек.

Посмотрим, кто же попался в сети борцов с коррупцией? Самые крупные должностные лица из осуждённых – это заместитель директора юридического департамента Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК Е. Арпабаев. Он получил взятку от и.о. директора РГП на ПХВ «Енбек Оскемен» в сумме 6,2 млн. тенге за то, что с этим предприятием был заключен договор на поставку товаров народного потребления в государственный резерв. Это, кстати, самая крупная взятка из числа выявленных. Арпабаев осуждён на 2 года лишения свободы с конфискацией имущества и пожизненным правом занимать должности на госслужбе.

Второе крупное руководящее лицо – это начальник РГУ «Департамент комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию РК по ВКО» А. Закирьянов. Он получил взятку в 90 тыс. тенге в сговоре с руководителем отдела государственного надзора Е. Бекежановым за согласование проектной документации. Да, лица вроде высокие, но взятка мелковата. 90 тысяч на двоих – руководителям такого ранга на эти деньги даже в ресторане прилично не посидеть. Отделались штрафами: 5,4 и 6,3 млн. тенге. И пожизненное отлучение от госслужбы.

Самый крупный штраф – 21 млн. тенге – заплатят начальник управления по делам обороны г. Семей Ж. Ыдрышев и его пособник А. Токбосынов, через которого он получил взятку в 300 тыс. тенге. А взятку дали родители парней за беспрепятственное прохождение военной комиссии и призыв их сыновей в армию! Вот дожились, раньше взятку давали, чтобы «откосить» от службы, а теперь, чтобы призвали. Ыдрышев теперь уже бывший полковник.

Самое большое хищение совершила главный бухгалтер управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО А. Дарханкызы – на 15,2 млн. тенге. Сделала она это путём излишнего начисления зарплаты, отпускных, пособий на оздоровление, и пособий по временной нетрудоспособности, или, говоря проще, по больничным листам. Конечно, очень крутая бухгалтер, смогла проворачивать так долго свои делишки, да так, что начальник управления абсолютно ничего не знал, и даже не подозревал, хотя и подписывал приказы, ведомости. Коварные они, всё-таки, эти женщины. Нельзя им доверяться. Дарханкызы и получила самое большое наказание из всех осуждённых – 7 лет с конфискацией и отлучением от госслужбы.

Фото — demotivator



А вообще из 13 осуждённых лишь трое реально оказались за решёткой на сроки от 2-х до 7 лет. Ещё двое отделались ограничением свободы, которое им присудили взамен лишения свободы в связи с амнистией в честь 25-летия Независимости. Остальные выплатят штраф в размере от 600 тыс. тенге до 21 млн.

Конечно, важным шагом в непримиримой борьбе с коррупцией стала поимка такого матёрого коррупционера, как главный специалист отдела сельского хозяйства Зыряновского района Е. Новиненко. Он получил взятку в 10 тысяч тенге за ускоренную перерегистрацию сельхозтехники и без фактического осмотра транспортного средства.

Не будем утомлять читателей перечислением других дел, сумм взяток и хищений. И без того видно, что действительно ведётся беспощадная борьба с коррупцией. Вон, птицы какого полёта попались в сети! Так мы в скором времени посадим последнего коррупционера, какого – нибудь делопроизводителя сельского акимата, взявшего за свою закорючку на справке тысяч пять, и будем возить его в клетке напоказ по городам и весям. Ведь в верхних эшелонах власти, получается, коррупцию мы уже победили. Ни одного изобличённого акима или хотя бы заместителя акима, даже руководителя управления или департамента! Они кристально чисты. Это на низшем уровне, да всякие бухгалтера шкодят за спиной своих начальников.

Справедливости ради нужно сказать, что в числе осуждённых за коррупционные преступления есть 4 полицейских, четверо пограничников и таможенников. «Погранцы» «спалились» на взятках в 5 и 10 тыс. тенге за беспрепятственное прохождение границы с РФ и ненадлежащий досмотр перевозимого груза.

Шесть дел рассмотрено на сотрудников т.н. квазигосударственного сектора. Это различные коммунальные государственные казённые предприятия, напрямую не относящиеся к системе управления. Например, оказалось, что весьма выгодное дело – концерты и культурно-массовые мероприятия. Так, руководитель КГКП «Ертiс – Концерт» Ж. Егембердинов, руководитель отдела проведения досуговых мероприятий Г. Казбекова, и бухгалтер А. Смагулова списывали деньги за фактически не проведённые культурно-массовые мероприятия. Концертов не было, шоу не было, но они веселились, ведь в карманы положили более 12 млн. тенге. Когда их разоблачили, они быстренько возместили весь ущерб. Начальника посадили на 3,5 года, а культмассовика и бухгалтера от ответственности освободили в связи с их деятельным раскаянием.

Попался и директор детского сада «Журавушка» в Курчатове. В этот детсад с таким чарующим названием можно было попасть, только заплатив «входные». Вот, получив 25 тыс. тенге «входных», директор К. Омарбеков и попал на скамью подсудимых, где его приговорили к выплате штрафа в 2 млн. тенге, и пожизненному лишению права работать на госсслужбе. Но разве в этом есть что-то необычное?! О «входных» говорят и в Усть-Каменогорске, и в других концах нашей необъятной страны. И вряд ли пример директора Курчатова что-то изменит в этой практике.

Четыре человека наказаны за дачу взятки.

Конечно, и поимка коррупционеров мелкого и среднего масштаба нужна. Но это не решает саму проблему, это «мелкота». Или, пользуясь китайской классификацией, «мухи». Вот что сказал по поводу борьбы с коррупцией в Китае на XIX съезде КПК председатель КНР, генеральный секретарь Компартии Китая Си Цзиньпин:

— В борьбе с коррупцией не должно быть запретных зон, необходим полный охват и нулевая толерантность. Мы настойчиво били и «по тиграм», и по «мухам», и «охотились на лис». На начальном этапе реализована цель: никто не осмеливается заниматься коррупцией. Всё плотнее плелась «клетка» ограничения власти, призванная сужать коррупционные порывы чиновников. В борьбе подавляющий перевес уже на нашей стороне, и этот перевес закрепляется и развивается.

На чьей стороне перевес в нашей стране? Пока мы бьём по «мухам», ответ очевиден. Наши «тигры» явно спокойно разгуливают и кушают свою добычу. А в Китае тем временем расстреливают очередного чиновника, возжелавшего обогатиться за счёт государства, за счёт народа.

Ну, а пока суд да дело, я рекомендую горожанам съездить посмотреть на великолепный памятник результатов коррупции и воровства – недостроенный Центр подготовки кадров для машиностроения. Здесь зарыто и здесь своровано на миллиарды, которые могли бы пойти на пользу людям, спасти чью-то жизнь. Польза будет двойная: и прогулка, и пища для размышлений. Кстати, вокруг живописные сопки, поднявшись на которые, можно увидеть великолепный вид на окрестности. Жизнь идёт, но она могла быть гораздо прекраснее без взяточников и воров.



Денис Данилевский



Фото автора