Всё на те же грабли

Газета "Flash!"

Спустя почти месяц после начала учебного года наша общественность осознала, что у неё нет легитимного рабочего органа по рассмотрению и дальнейшей совместной деятельности с представительной и исполнительной властями по вопросам, касающимся сферы образования.

Школьники должны обеспечиваться учебниками бесплатно. Тем не менее, многие родители покупают книги самостоятельно. А куда идут сэкономленные таким образом бюджетные средства?



По многим важнейшим социальным сферам, таким как здравоохранение, ЖКХ и тарифообразование, защита инвалидов и другим, уже давно созданы при Общественном совете ВКО рабочие экспертные группы (РЭГ). А вот до сферы образования общественный контроль до сих пор как — то не дошёл.

Само по себе событие – обсуждение организационных вопросов и плана деятельности новой группы при Общественном совете, вряд ли вызвало бы повышенный интерес к себе. Как правило, на таких организационных заседаниях, пользуясь предварительными договорённостями, всё проходит в штатно-канцелярском скучноватом режиме. Выдвижение уже обговорённых и согласованных кандидатур формирующейся группы, краткое формальное голосование, не очень эмоциональное поздравление друг друга с началом деятельности, и дальше всё по заведённому распорядку – проект плана работы, утверждение, сроки, разное…

Однако, на этот раз подобное заседание вызвало повышенный интерес как у представителей власти, так и общественности. На данном заседании присутствовали депутат областного маслихата, заместители областных Управлений внутренней политики и образования, что подчёркивало его определённую важность. Хотя, нужно сказать, что если бы нынешнее начало учебного года не было отмечено очередными, ставшими уже хроническими, ляпсусами в работе системы образования, то вряд ли такие ответственные люди пожертвовали своим временем для посещения в общем то рядового заседания.



Снабжение школ учебниками – коренной вопрос любого сентября

Присутствуя на данном мероприятии, начинаешь чувствовать себя в прошедшем времени. Из года в год городской отдел образования не радует общественность новыми темами для обсуждения. Каждый сентябрь разговор только и идёт о полном обеспечении школьными учебниками, пособиями, тетрадями. Каждый год их не хватает на всех страждущих откусить от гранита знаний. Причём, всё ежегодно проходит под копирку – вначале выясняется, что такой дефицит на учебники возникает исключительно в областном центре, тогда как в районах такой болезни по снабжению вообще не знают. Далее, по заведённому уже укладу, начинается допрос свидетелей – представителей горОО и родителей-общественников. Очень скоро, как правило, защитная линия управленцев от образования начинает трещать по всем швам от напора разгневанной общественности. Все попытки оправдаться или переложить вину за создавшееся положение на кого угодно, за исключением себя, знакомы общественникам наизусть. Ещё не раздаются оправдательные аргументы от управленцев учебным процессом, но народ, опережая события, начинает загодя опровергать знакомые объяснения. Первым разбитым аргументом становится утверждение, которое вполне может остановить порыв гнева на заседаниях по городскому благоустройству, ремонту жилья и дорог, уличному освещению: «Не хватило бюджетных средств для всех». Или как вариант – «деньги только стали поступать на наш счёт». Но в образовании этот аргумент не срабатывает. Все уже досконально точно знают, что все положенные средства на приобретение учебников давно выделены. Что наши депутаты, хоть городского, хоть областного уровня, всегда относятся к строке бюджетных средств на образование с высочайшим уважением (за что им нужно выразить искреннюю благодарность). В этом году, например, ещё в середине лета они без вопросов проголосовали за дополнительное финансирование из областного бюджета на покупку учебников за счёт дополнительных поступлений в бюджет в первом полугодии. Причём, сумма была не такая уж маленькая — более миллиарда тенге. Это вдобавок к ранее утверждённому финансированию. А ведь могли и на возведение очередных каких-нибудь городских архитектурных излишеств эти деньги ухнуть. Но нет – в первую очередь учебники детям, а излишества подождут!

Второй постоянный аргумент в оправдание нехватки учебников – массовое переселение мигрантов из районов в областной центр именно в последние дни лета и в первые дни осени, что, мол, путает все свёрстанные ранее сводки по численности учеников в школах областного центра. Прямо с природной повторяющейся цикличностью, вроде ежегодного и не устранимого перелёта птиц. От этого миграционного обострения, ежегодно якобы страдает школьное планирование, не рассчитанное на массовое вливание в ряды городских, уже учтённых школьных рядов, дополнительных контингентов учащихся, прибывших в областной центр в самый разгар комплектации школьных классов и выдачи учебников.

Этот аргумент, конечно, труднее проверить сходу и навскидку. Сентябрьская школьная сводная ведомость – дело действительно слегка запутанное (кто-то задержался с родителями на отдыхе, кто-то до последней минуты не решил, какую школу он намерен осчастливить своим присутствием, забрав документы из предыдущей школы ещё весной, и масса других вечных причин.). Однако так было и так будет всегда. Почему в советское время в любой школе всегда был определённый резерв учебников, пусть и не всегда новых. Однако при помощи их решалось главное – ученик не выпадал ни на день из полноценного учебного процесса, а дальше, уже в процессе учёбы, фонд школы пополняли из дополнительных резервов, которые образовывались за счёт перетока излишков учебников между школами. В итоге, как правило, уже к 3-5 сентября весь процесс по снабжению учеников бесплатными учебниками и пособиями — буднично, без родительских нервов, без очередей в книжные магазины, завершался.

Что же мешает воспользоваться таким опытом? Создать небольшой резервный фонд учебников? Неужели бюджет не потянет? Но самое главное – нужно ответственнее исполнять свои служебные обязанности. Плотнее работать с районными отделами образования по учёту выбывших и количеству излишних учебников у них, на опережение уметь оценивать возможные численные изменения по комплектации классов, сводя возможные погрешности при этом к минимуму. Да, это весьма трудоёмкая задача, но она прописана в должностных обязанностях сотрудников горОО и руководства школ. Что касается трудностей с миграцией учеников в период межсезонья, то давайте не забывать хотя бы такой факт из прошлого. В 60-80-е годы прошлого века Усть-Каменогорск стремительно развивался (до 50-60 тысяч человек прироста населения за одно десятилетие!). Целые микрорайоны города вырастали в течение одного года! А вместе с этими микрорайонами и новые школы. Приток населения и его внутренняя городская миграция была несопоставима с нынешней. В школах нередки были параллели, насчитывающие по 6-7 классов, и везде под 40 учеников. Загруженность школ доходила до 3-х смен в день, а общее количество учащихся в них достигало отметки в 1500 учеников! И ничего, никакого ажиотажа по учебникам.

Правда, нужно признать, что порой полезный опыт прошлого оказывается трудно применимым из-за коренного пересмотра отношений собственности и разделу полномочий. Ведь раньше управление всеми производственными процессами (а школа — это то же производство), осуществлялось планово-централизованно, и ничто не мешало руководству гороно, допустим, одним простым приказом провести неукоснительную переброску учебников из одной школы на баланс другой. Но вступив в рыночную эпоху школы стали постепенно набирать собственные полномочия. Некоторые школы, руководители которых имеют достаточный авторитет, полезные связи, или обособленный дополнительный и повышенный статус, стали всё больше напоминать удельные княжества, со своими внутришкольными фондами и таинственными резервами. Если раньше достаточно было одного бумажного листка с приказом, или телефонограммы в школу, чтобы перебросить учебники из одного учебного заведения в другое, то затем этот процесс перешёл уже из приказа в уговоры. Конечно, такие результаты постепенной децентрализации управления не добавляют скорости исполнения при решении острых ситуаций, в том числе, по выправлению баланса обеспечения учебниками в школах города. Теперь у школ появились какие — то собственные резервные фонды, делится которыми они не спешат, и почему-то не торопятся их раскрывать даже для собственных нужд по обеспечению учебниками своих же учеников. Ведь и в этом году, только когда на третьей неделе учебного года информация о нехватке учебников стала общеизвестной и подверглась очередному общественному обсуждению, закрома этих таинственных школьных резервных фондов стали открываться и кризис пошёл на спад. Так, на конец сентября, сотрудники городского отдела образования дали такую справку по обеспечению учебниками в школах города: по 1-м классам – из 4164 школьников получили бесплатные учебники 3977, более 100 школьников получили их по категории первоочередного снабжения детей из малообеспеченных семей. А остальные, около 80-ти первоклашек, были снабжены учебниками за счёт личных средств родителей. Примерно такая же статистика и по другим параллелям. В среднем получается, что только лишь у 5% школьников учебники платные. Однако, даже эти 5% являются отступлением от законодательных норм. Поступившая информация от сотрудников горОО не перепроверялась, и за точность её ручаться пока не стоит. И, наконец, этих «удовлетворительных» результатов удалось достичь лишь к четвёртой учебной неделе, почти к половине осенней четверти! То есть, почти целый месяц, в период которого учебный процесс нельзя будет назвать полноценным и результативным.

Даже если поверить уверениям сотрудников горОО, что, мол, лишь 5% учебников приобретено из личных средств родителей, то и тогда речь идёт о миллионах тенге сэкономленных бюджетных средств. Ведь теперь цена каждого учебника – это цифра с трёмя нолями (цены на учебники только за год выросли в 2-3 раза), каждая рабочая тетрадь — несколько сотен тенге (в отличие от советской копеечной стоимости). В масштабах всего города, имея в виду численность школьников приблизительно в 40 тысяч, 5% — это уже около двух тысяч учащихся. И если эту цифру умножить, ну хотя бы на 5 тысяч тенге, потраченных родителями учеников, оставшихся без бесплатных учебников (в реальности, скорее всего, эта сумма выше), то уже набегает 10 миллионов тенге чистой экономии за счёт кошельков родителей.

Но и это не всё. Ведь, скорее всего, эти купленные родителями учебники, в конце учебного года, перейдя в следующий класс, школьники не будут оставлять себе на память, а сдадут в школьную библиотеку. А значит и экономия будет уже двойная, так как фонд учебников слегка пополнится сверх того, что есть на балансе купленных на государственные средства. Этот сверхнормативный «доход», можно даже не включать в официальную сводку по балансу, а иметь некую «заначку», или как принято говорить учтиво – внутренние резервы, школьный резервный фонд учебников и т.д. Даже, если учесть, что в него ежегодно вливается, допустим, по 3-5% учебников сверх госзакупок (учебник – предмет относительно долгого употребления, рассчитанного не на один год), то можно представить, какую часть так называемого школьного резервного фонда по учебникам, составляют книги, купленные населением, а не на средства, ежегодно выделяемые из бюджета.

Вот такие ежегодные «грабли» по учебникам. Впрочем, если придерживаться версии, приведённой выше, то под таким термином можно понимать не «вновь открывшиеся непреодолимые обстоятельства», которые ежегодно появляются в сентябре, а вполне просчитанную тактику по отъёму денежных средств у населения и «оседанию оных» в таинственных закромах школьных резервных фондов.

Пора бы уже городскому отделу образования навести должный учёт и порядок в этом деле, и не набивать ежегодных «шишек» на свой управленческий лоб. Надеемся, что и вновь созданная экспертная группа по образованию при Общественном совете ВКО внесёт в это дело свой ресурс и горячее участие.



Очень важное «разное»

Естественно, что рассмотрение вопроса по снабжению учебниками было ключевым на первом заседании вновь создаваемой общественной экспертной группы. Тем не менее, хоть и поверхностно, на нём удалось обозначить и другие вопросы регионального и даже общереспубликанского масштаба в сфере образования. Упомянем о двух из них.

Первый связан со школьным питанием. Претензии от представителей общественности к бизнесменам, осуществляющим данную услугу в школах, следующие.

Как известно, в каждой школе, функционирует школьная столовая, в которой питаются школьники. Эти столовые официально не числятся в структуре школы, а являются самостоятельной хозяйственной единицей, работающей в школе на правах договора-аренды. Исходя из этого, они в принципе не имеют права диктовать свои условия школе. Однако большинство таких столовых навязывает руководству школ условия, по которым необходимо вносить месячную предоплату за питание детей. То есть расплачиваться наперёд, за неиспользованную услугу. Таким образом, владельцы школьных столовых начисто выводят себя из группы хозяйственного риска. При этом, как правило, такие бизнесмены общественного питания пользуются весьма льготными кредитными ресурсами (в пределах 6% годовых). Получается, что вопреки правилам ведения честного бизнеса (это когда предприниматель, беря кредиты на развитие бизнеса, несёт на себе все материальные риски), в нашем случае предприниматели их повесили на потребителей. Хорошо им работать и расплачиваться за взятые кредиты, ведь деньги им загодя приносят на «блюдечке с голубой каёмочкой». Помимо этого, встаёт вопрос и о дополнительной нагрузке на классных руководителей. Они и так работают, «зарывшись с головою» в бесчисленные отчёты, а тут ещё одну весьма хлопотную ведомость, причём финансовую, нужно вести. А это вечные нестыковки, разборы, нервы, драгоценное время. Поэтому получается, что классные руководители из чистого альтруизма помогают получать не пыльные доходы владельцам школьных столовых, беря на себя очень хлопотную и ответственную функцию, которой всегда является финансовая работа.

Поэтому общественность попытается проанализировать этот вопрос и возможно поставит его ребром: классные руководители и предоплаты отдельно, котлеты и доходы частного бизнеса — тоже отдельно.

И, наконец, ещё один, поистине стратегический вопрос о качестве современного образования, был лишь озвучен, но пока не обсуждался общественными экспертами – вопрос о качестве учебников.

Впрочем, как пояснил лидер экспертной группы общественности по образованию Роман Честных, утверждённый на прошедшем заседании руководителем данной группы:

— К этому вопросу мы обязательно вернёмся на одном из ближайших своих заседаний в октябре. Сейчас мы изучаем мнение населения, включая родителей и учителей, по качеству современных учёбников, в том числе новейших изданий. Но уже сейчас, можно сказать, что шкала претензий к качеству учебников просто предельная.

Хорошо. Подождём некоторое время, чтобы затем вернуться к рассмотрению этого вопроса, в рамках оценки качества учебников общественностью ВКО. Но предварительно хотелось бы привести уже имеющиеся мнения по этому поводу.

Вот выдержки из официального запроса к премьер-министру Казахстана депутата Мажилиса от фракции «Народные коммунисты» Ирины Смирновой: «Качество образования обеспечивается сочетанием многих факторов. Одним из них является качество стандартов образования, учебных программ и учебников. Министерство образования и науки каждый год рапортует об огромной проделанной работе на усовершенствование учебников. Проходят заседания, проводятся симпозиумы, работают авторские коллективы, получающие немалые гонорары за свои «новаторские» труды, которые один раз в четыре года выдают всё более обновлённые и «модернизированные» учебники (по этому показателю, наша страна – впереди планеты всей). Ежегодно растут бюджетные ассигнования на образование, в 2017 году – 27 миллиардов тенге, и эти средства осваиваются в полном объёме.

Однако на качество учебников, которые продолжают изобиловать концептуальными, фактологическими, орфографическими, стилистическими и прочими ошибками и содержанием, это никак не влияет, мало того, этот процесс усиливается от года в год. В стране нет высококвалифицированных авторов учебников – отсюда многие проблемы».

В курсе «Истории Казахстана» Великая

Отечественная война вообще не изучается!



От себя добавим. Вот Президент страны указывает: «Если не будет сохранён национальный код, национальная культура, не будет никаких преобразований и модернизаций». Верное суждение. А вот как его трактуют авторы учебных программ и учебников – в программе по «Всемирной истории» за 9 класс выделен 1 учебный час на изучение Великой Отечественной войны, в которой принимали участие сотни тысяч казахстанцев. Причём в учебнике этому посвящён один скромный параграф, а саму Отечественную войну и одну из самых ярких её страниц включили в общий раздел мировой истории. Но может, авторы учебной программы и учебника по истории 9 класса, просто отложили данную тему для последующего изучения в старших классах на уроках по истории Казахстана? Откройте этот учебник для 11 класса. Там вообще нет ни одного параграфа, посвящённого этому грандиозному и определяющему событию! Из 30-х годов прошлого столетия ученики сразу переносятся в 50-е! Минуя целую эпоху, героическую и трагическую, эпоху величайшего самопожертвования и подвига! Вот такой подход к национальному коду, который как раз и формируют такие школьные предметы. как литература и история.

Про нашумевший учебник по русскому языку для 7 класса, вообще нельзя говорить без содрогания. Одни «пуськи бятые» чего стоят. Впечатление такое, что этот учебник сознательно написан для расширения в дальнейшем маргинальных слоёв населения, его дебилизации, настолько он кишит примитивным, бытовым языком. Вот только интересно, а по каким книгам, и в каких школах учатся дети и внуки самих авторов подобных учебников? Или они на солидные гонорары родителей — авторов учебников «для остальных», посещают частные учебные заведения, где практикуется классический литературный язык?

Однако, по поводу качества учебников мы поговорим более подробно после следующего заседания экспертной группы по образованию при Общественном совете ВКО.



Сергей Михеев