О реформе «скорой помощи», закрытии онкологических диспансеров и передаче больниц в управление частникам

Газета "Flash!"

На вопросы газеты «Flash!» отвечает руководитель управления здравоохранения ВКО Марат Шоранов



— Исходя из выступлений в печати, определять категорию больного, позвонившего в скорую помощь, будет диспетчер станции скорой помощи. Именно диспетчер должен определить – нужно ли ехать к больному немедленно, или он может подождать. На основании чего будет принимать такое решение диспетчер? Со слов самого больного? Какова должна быть квалификация диспетчера, чтобы он мог принять такое судьбоносное решение? Должен ли им быть врач с высшим образованием, или медсестра со средним образованием? Ведь если при действующей системе задача диспетчера лишь в том, чтобы просто передать вызов свободной бригаде, то теперь он, как врач ПСМП, определяющий дальнейшую судьбу больного. Найдётся ли такое количество высококвалифицированных диспетчеров? И будет ли нести ответственность диспетчер, если он неверно квалифицирует состояние больного, и определит, что ему не требуется скорая помощь, он может подождать прибытия врача более длительное время?

— В соответствии с приказом министра здравоохранения РК от 3 июля 2017 г. №450 «Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи в РК» с целью оценки состояния пациента и определения объёма медицинской помощи бригадами СМП проводится медицинская сортировка по ЗН-системе (Триаж – системе). Различают три уровня оказания скорой медицинской помощи. Время обработки вызова с момента его получения диспетчером СМП до передачи для обслуживания бригаде СМП составляет 5 минут.

Диспетчер станции скорой медицинской помощи принимает на пульте 103 все вызовы, проводит сортировку по категории срочности вызова на основании жалоб пациента. Деление на категории срочности проводились и проводятся с момента становления службы скорой помощи.

И ранее, и в настоящее время, постоянно проводится обучение диспетчеров. Диспетчер ССМП – лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности «Лечебное дело», в том числе высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело», имеет сертификат специалиста по специальности «Лечебное дело», осуществляет функции по приему, обработке и передаче информации об обращении граждан по оказанию скорой медицинской помощи.

В диспетчерскую службу также входит врач-консультант станции скорой медицинской помощи – лицо, имеющее высшее медицинское образование, сертификат специалиста по специальности «Терапия (терапия подростковая, скорая и неотложная медицинская помощь, диетология)», «Педиатрия (скорая и неотложная медицинская помощь, неонатология)», «Скорая и неотложная медицинская помощь», стаж работы по специальности не менее 10 лет, который будет контролировать работу диспетчеров.

Нарушения в сфере охраны права на здоровье влекут применение следующих видов ответственности: дисциплинарной, гражданско-правовой, административной, уголовной.

— В связи с переводом неотложной помощи на врачей первичного звена, теперь в каждой, даже самой малой СВА, нужно организовать свою собственную службу неотложной помощи. Один человек должен сидеть на телефоне, и, как минимум, врач и санитар, или медсестра и санитар находиться в состоянии готовности. Кроме этого, должна быть машина с водителем. Итого, с учётом круглосуточной работы, на такую службу потребуются, как минимум, три водителя, три диспетчера (эту роль, конечно, могут выполнять сотрудники регистратуры, но тогда ожидание в очереди за заветным талончиком, естественно, увеличится, и регистраторам придётся оставаться дежурить ночью), три врача, три медсестры и три санитара. Кроме этого, необходим гараж, или, как минимум, тёплый бокс для машины неотложной помощи. Автомобиль требует ухода и ремонта, значит, добавятся ещё затраты на эти нужды. Где найти столько медицинского персонала, если в больницах без того нехватка кадров?! Нанимать дополнительно? А где взять квалифицированных врачей и медсестёр (на неотложную помощь нужны именно квалифицированные), где найти деньги на дополнительных сотрудников, где вообще взять средства на организацию круглосуточной неотложной помощи, где обычная больница или частная СВА будет брать автомобиль скорой помощи? Покупать? Или действующая «скорая помощь» поделится? Или на такси будут врачи ездить к больным? А как всё это будет происходить в сельской местности?



— Вице-министром здравоохранения РК Л. Актаевой утверждена «Дорожная карта по реализации приказа министра здравоохранения РК от 3 июля 2017 г. №450 «Об утверждении правил оказания скорой медицинской помощи в РК», где пошагово разработаны организационные, кадровые, финансовые, материально-технические ресурсы на каждом уровне: на уровне станции скорой медицинской помощи, на уровне организаций здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, на уровне приёмного отделения медицинских организаций, оказывающих стационарную помощь.

С 11 сентября 2017 г. в СМИ и во всех ПСМП, стационарах города проводится разъяснительная работа по реализации «Дорожной карты».

На сегодняшний день каждая медицинская организация города разрабатывает дорожную карту о неотложной медицинской помощи на уровне организаций здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (утверждение организационной структуры и штатного расписания организации ПСМП, формирование бюджета ПСМП, кадровое обучение и т.д.).

Вопрос внедрения новых Правил оказания скорой медицинской помощи в ВКО на стадии рассмотрения.



— Почему для улучшения оказания скорой помощи не пойти другим путём: увеличить число бригад ССНМП, количество карет «скорой помощи», станций ССНМП, расположив их во всех городских районах и в крупных сельских округах, оснастить службу СНМП лёгкими вертолётами для преодоления «пробок» на дорогах и быстрой помощи в сельской местности. Средства можно найти, разве может жизнь и здоровье человека оцениваться деньгами, они бесценны. У олигархов имеются лёгкие вертолеты, почему их не может быть у «скорой помощи»?



— С сентября 2016 г. в рамках приказа МЗСР РК от 19 августа 2016 г. №734 «О внедрении пилотного проекта по оптимизации службы скорой медицинской помощи в Павлодарской и Кызылординской областях» была опробирована пилотная программа, которая показала, что данная модель обеспечивает: повышение уровня удовлетворённости населения своевременным и качественным оказанием медицинских услуг; снижением уровня догоспитальной смертности и увеличением ожидаемой продолжительности жизни.

На базе КГП на ПХВ «ВК областная больница» функционирует отделение санитарной авиации и телемедицины.

Санитарная авиация предоставляет экстренную медицинскую помощь населению, при невозможности оказания медицинской помощи из-за отсутствия медицинского оборудования и (или) специалистов соответствующей квалификации в медицинской организации по месту нахождения пациента. Предоставление медицинской помощи в форме санитарной авиации осуществляется путём доставки квалифицированных специалистов к месту назначения, либо транспортировки больного в соответствующую медицинскую организацию.



— Не меньший резонанс вызвали и другие предстоящие реформы. В частности, закрытие онкологических диспансеров и перевод лечения онкобольных в обычные поликлиники. Пока внятного объяснения необходимости такой реформы так и не прозвучало, кроме желания сократить административные расходы. Чем ещё, чисто с медицинской точки зрения, обусловлена необходимость перевода онкологической службы в обычные поликлиники? Готовы ли поликлиники принять эту службу, организовать в стационарах еще и онкологические отделения? Когда появятся отделения паллиативной помощи? Ведь это должны быть отдельные здания, учитывая, что там находятся безнадёжные больные. Или это направление также будет возложено на обычные, или, как теперь их называют, многопрофильные больницы?



— Во всех поликлиниках области функционируют онкологические, маммологические, проктологические кабинеты, а также сеть женских и мужских смотровых кабинетов.

КГП на ПХВ «ВК областной онкологический диспансер» будет продолжать свою деятельность самостоятельно, или в составе многопрофильных больниц.

На сегодня КГП на ПХВ «ВК областной онкологический диспансер» осуществляет паллиативную помощь в отделении, рассчитанном на 10 коек.



— В чём выгода для государства передачи медицинских учреждений в доверительное управление частным фирмам, если перед этим за счет бюджета в них проводится капитальный ремонт? В итоге частная фирма получает отремонтированное здание с персоналом, оборудованием, и государственный заказ или оплату из средств медицинского страхования. Не является ли это определенной схемой, чтобы больницы после ремонта попали в руки «нужных» людей?



— Развитие частного сектора и повышение качества и доступности медицинских услуг предусмотрено 81 Шагом Плана нации «100 конкретных шагов» и Государственной программы развития здравоохранения «Денсаулык» на 2016-2019 годы.

Порядок передачи объектов здравоохранения в доверительное управление регламентирован Правилами передачи государственного имущества в доверительное управление, утверждённых приказом министра национальной экономики РК №17 от 16 января 2015 г. и приказом и.о. министра национальной экономики РК №725 от 25 ноября 2015 г. «О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнёрства».

Необходимость развития инфраструктуры и привлечения современных технологий в медицинские отрасли потребует значительных бюджетных затрат, у частного сектора имеются возможности инвестировать в капитальный ремонт, переоснащение, закуп санитарного транспорта и более высокая мотивация к работе, поскольку сегодняшнее финансировании идёт на основе конечного результата.

Инвесторы должны провести капитальный ремонт и оснащение медицинских организаций, перешедших к ним в доверительное управление.



Мы благодарим руководителя управления здравоохранения за своевременные ответы на наши вопросы. Но, к сожалению, многое так и осталось непонятным. Например, как же всё-таки, больницы и семейно-врачебные амбулатории будут оказывать неотложную медицинскую помощь. Как они будут решать вопрос с кадрами для организации службы неотложной помощи, с машинами, гаражами и прочими важнейшими организационными делами, чтобы действительно быть готовыми к оказанию такой помощи.

Непонятна и ситуация с онкологическим диспансером. Похоже, в облздраве пока сами не знают, будет ли это учреждение работать как и раньше, в качестве самостоятельного подразделения, или онкологическая служба «распылится» в т.н. «многопрофильных клиниках».

Что касается передачи поликлиник и других медицинских учреждений в доверительное управление частным лицам и частным фирмам, то в ответе всё выглядит красиво. Якобы частный управляющий должен и капитальный ремонт провести, и оборудование новое закупить. Но вот реальные факты, о которых мы уже писали: городскую больницу №4 сначала отремонтируют, выделив для этого почти миллиард тенге, а уже потом будут проводить конкурс на передачу в доверительное управление!

Ещё один вопрос: если частный управляющий будет делать капитальный ремонт и закупать новое оборудование (а это затраты на десятки и сотни миллионов), то, как он станет возвращать эти затраты? Ведь никто не берет больницу в управление для благотворительности, берут для ведения бизнеса.

Итак, ответы даны, но вопросов меньше не стало. Вот так у нас и разъясняют народу очередные реформы. А потом получается, как с земельным законодательством, когда дело дошло до массовых митингов. А ведь Президент на открытии сессии Парламента 4 сентября говорил о необходимости такой разъяснительной работы, чтобы новые законы и реформы были понятны любому простому человеку. Вам всё понятно, уважаемые читатели, о предстоящих реформах в медицине?

Такие же вопросы мы направили и в министерство здравоохранения РК. Просили прислать ответы до 27 сентября. Но до сих пор ответы так и не поступили. Мы продолжим наши попытки разобраться в предстоящих реформах здравоохранения в следующих номерах газеты.



Денис Данилевский