Достойные проводы старого рудника

Газета "Flash!"

Завершён процесс ликвидации Греховского рудника Зыряновского горно-обогатительного комплекса ТОО «Казцинк»



«Судьбы их тоже чем-то похожи, чем-то похожи на судьбы людей», — это слова из популярной песни о кораблях. Эти же слова можно применить и к рудникам. Вот и Греховский рудник завершил свой трудовой путь, прожив 66 лет. Когда-то, ещё в далёком 1958 году, он был совсем юным и полным энергии. Запасы его сил, т.е. руды, казались неисчерпаемыми. Конечно, все — и геологи, открывшие это месторождение и подготовившие его к промышленной эксплуатации, и горняки, и металлурги понимали, что рано или поздно, но придёт старость, тот момент, когда руды больше не будет. Но это время казалось таким далёким, недосягаемым… И рудник работал в полную силу, ежедневно и ежечасно пополняя промышленную мощь комплекса, области, страны.

Но, всё конечно в этом мире. И вот настал момент, когда Греховскому руднику был вынесен неутешительный диагноз.

— Мы провели исследование, и пришли к выводу, что запасы руды практически закончились, — говорит начальник Греховского рудника ЗГОК ТОО «Казцинк» Евгений Рыбин. – Остались только т.н. «забалансовые» запасы, но они уже не представляют экономического интереса.

Разработка Греховского месторождения продолжалась до 2015 года. В 2009-2010 годах в связи с завершением отработки рудных запасов на нижних горизонтах месторождения, Греховский рудник был подвержен частичной мокрой консервации, с затоплением горных выработок до уровня 6-го горизонта. Но эксплуатация рудника ещё продолжалась. До 2015 года в отработке оставалась Александровская рудная зона – выше 6-го горизонта. Но к 2015 году и здесь запасы руды закончились. Поэтому был разработан проект «Ликвидация Греховского рудника», который прошёл согласования со всеми государственными органами.

— Разрабатывая рудник, мы дошли до 12 горизонта, это глубина 600 метров. Здесь добывалась руда с содержанием меди до 3%. Это довольно высокое содержание. Греховский рудник также был своеобразным полигоном для испытания новой горнодобывающей техники. Здесь впервые применялись самые современные для того времени машины и механизмы. Вообще 66 лет – это не самый продолжительный возраст для рудника, но довольно солидный, — рассказывает Евгений Рыбин.

Но всё это осталось в прошлом. В 2015 году перед «Казцинком» встала не менее масштабная, и доселе неизвестная задача – закрыть рудник.

— Мы знали, как эксплуатировать рудник. Но с задачей закрытия рудника в истории «Казцинка» не сталкивались, — делится размышлениями главный эколог ТОО «Казцинк» Казтай Такеев. – Пока у нас все рудники действующие: и в Риддере, и в Карагандинской области, и в Кокшетау. Но нам пришлось пойти по этому пути, и мы его прошли, вместе с государственными органами.



— По действующему законодательству о недрах, за 3 года до ликвидации рудника должен быть разработан план его закрытия. Эта работа очень длительная и затратная, на многие годы. Мы ещё десятилетиями будем отслеживать влияние уже ликвидированного рудника на экологическую обстановку, — продолжает Казтай Баязиевич. — В ближайшее время, вероятнее всего с нового года, будет действовать уже новый закон о недрах, — рассказывает главный эколог. – Требования возрастут. Предприятия-недропользователи будут обязаны делать регулярные отчисления в специальный ликвидационный фонд. Эта мера предусмотрена для того, чтобы средства на закрытие отработанных рудников были в любом случае, даже если предприятие стало банкротом, или сменило собственника. План ликвидации рудника теперь должен быть разработан заранее, а не за 3 года до его закрытия. И этот план должен обновляться каждые 3-5 лет.



В «Казцинке» теперь имеют хороший опыт по закрытию рудника, и, думается, что компании не страшны и новые, более суровые требования к недропользованию.

— Мы разработали план, состоящий из трёх этапов, — рассказывает Владимир Донских, эколог-гидрогеолог Зыряновского ГОК. — Первый этап – разбор и демонтаж зданий и сооружений на промышленных площадках рудника – административных корпусов и производственных объектов, котельной, отстойников и т.д. Все строительные отходы вывезены и размещены в Греховском карьере с целью его рекультивации. Металлолом направлен на утилизацию, строительные материалы, деловой металл, фрагменты оборудования – вывезены и применяются на ЗГОК.

Второй этап – перекрытие входов подземных выработок: транспортные уклоны Александровской и Снегирёвской рудных зон, стволов шахт «Снегирёвская» и «Греховская». Это сделано не только в целях промышленной безопасности, но и из соображений экологии. При перекрытии снижается попадание в подземные выработки свежего воздуха, что уменьшает процессы геохимических реакций, ведущих к окислению оставшихся руд и последующему попаданию продуктов окисления, загрязняющих веществ в подземные воды.

И, наконец, третий этап – рекультивация территорий производственных площадок рудника. На эти территории завезён плодородный слой почвы. Все работы проводились с марта 2016 года по август 2017 года. Стоимость ликвидации рудника на сегодняшний день составляет 265 млн. тенге.

На одной из таких бывших промышленных площадок рудника мы побывали. Неосведомлённый человек уже вряд ли может представить, что здесь когда-то находились мощные производственные здания, спуск в шахту, кипела напряжённая работа по добыче руды. Ровным слоем насыпан грунт. Местами уже пробивается трава. Пройдёт совсем немного времени, и это место органично сольётся в единый пейзаж с окружающей природой. А пейзаж здесь красивый, хоть на холст художника! Горы, деревья, перелесок, поля с подсолнечником… А вот и вход в шахту, надёжно засыпанный и забетонированный (на фото).

Из производственных объектов рудника не демонтированы и работают только очистные сооружения. По экологическим требованиям очистка шахтных вод производится и после ликвидации рудника.

— Подземные горные выработки затоплены до уровня 4-го горизонта, далее вода из шахт самотёком по трубам поступает на очистные сооружения и после очистки сбрасывается в реку Берёзовка. Срок работы очистных сооружений по проекту составляет не менее 5 лет, и в дальнейшем зависит от самоочищения шахтных вод до допустимых норм. Всё это время специалисты «Казцинка» будут вести наблюдение за поверхностными и подземными водами на входе и выходе очистных сооружений и на гидропостах реки Берёзовка, — поясняет Владимир Донских.

Осенью поток подземных вод, поступающий на очистные, слабый. Заполнен лишь один отстойник из двух. Сначала вода очищается от металлов, затем переходит на следующий этап очистки, и потом сбрасывается в реку. Основная нагрузка на очистные начнётся весной, после таяния снегов, и увеличения стока подземных вод.

Часть зданий и сооружений Греховского рудника обрели вторую жизнь.

— Административное здание рудника безвозмездно было передано городу Зыряновску. Также мы передали и некоторые производственные помещения, гаражи, мастерские. Мы решили, что сносить их – это не по-хозяйски, расточительно. Пусть они послужат городу, людям, — рассказывает начальник Греховского рудника Евгений Рыбин.

Административное здание на условиях государственно-частного партнёрства и при поддержке «Казцинка» было переоборудовано под Реабилитационный центр, где оказывают медицинскую и психологическую помощь лицам с ограниченными возможностями. Учреждение рассчитано на 80 койко-мест. Лечение в нём проходят больные с нарушением функций опорно-двигательной системы, мозгового кровообращения в виде параличей, заболеваний нервной системы, суставов. Медицинское учреждение оснащено по самым современным требованиям, есть лечебно-диагностические комплексы, разные виды тренажёров. Имеется комната психологической разгрузки, лечебной физкультуры, физиолечения, сауна и бассейн.



Четырёхэтажное здание сияет новенькой обшивкой (на фото). На территории – свежий асфальт, цветники, беседки. Отдалённость от города придаёт этому месту особое оздоровительное значение. Здесь даже сам пейзаж близлежащих гор, особенно в буйстве осенних красок, настраивает на положительные эмоции. По двору прогуливаются больные с помощью специальных приспособлений, санитарки катают тех, кто может передвигаться лишь в инвалидной коляске.

А какова же судьба работников Греховского рудника?

— Никто не был уволен или сокращён, — говорит Евгений Рыбин. – Более чем из 100 работников – 70 трудоустроены в другие подразделения ЗГОК, 8 человек ушли на пенсию, 26 уволились по собственному желанию.

Окончательная ликвидация рудника произойдёт после принятия государственного акта и списания всех запасов. Но уже сейчас можно делать вывод, что первый опыт «Казцинка» по закрытию рудника был успешным.



Денис Данилевский

Зыряновск – Усть-Каменогорск