Память о настоящих батырах . За историческую справедливость и объективность

Газета "Flash!"

Изменились времена, изменились нравы. Явились на свет божий «новые казахи», прихватизировавшие народное достояние. И стали творить чудеса.

В советскую эпоху редко кто мог вслух говорить о наймановском батыре-полководце Бараке Шурекулы, прозванном Чоканом Валихановым лютым. Его имя было боевым кличем всех найман ергенектинского поколения.

Со времени приобретения независимости Кукджал Бараку были поставлены два памятника, названы его именем улицы, в том числе и в городе Усть-Каменогорске, в новом XIX микрорайоне на Левом берегу Иртыша. Написаны сотни трудов исследователей, стихов и поэм. «Существует легенда о том, почему Барака прозвали «Кокжалом», что значит — матерый волк», — пишет наш земляк Иван Сухоруков в своей статье «Батырская наша сила». Из исторических источников мы видим, что батыр притеснял русских переселенцев, затем и подданных Китаю урунхайцев, за что был взят на мушку императорами этих двух державных государств. Китайский император три раза запрашивал у Абылай хана голову батыра вместе с его сыновьями Досом и Бостаном. Все эти события происходили в XVIII веке, в 1755-71 годах на Алтае.

Но вот, после того как народ наш стал теперь без оглядки на власти объявлять о своих истинных батырах, вдруг объявился никому доселе неизвестный в Восточном Казахстане батыр Каратай, к тому же он оказался предводителем племени Кукджарлы, откуда был родом Барак батыр, вроде как современник этого Каратая. Как грибы после дождя, мгновенно появились «исторические исследования», в которых новоявленный батыр вместо Барак батыра повел его войска бог весть куда, якобы грабить волжских калмыков, решивших уйти от русского правительства в Китай через казахские степи. Повел войска Барак батыра один, без панциря, и калмыки, не будь они дураками, выпустив из лука стрелу в его безпанцирную спину, быстро убили этого «великого казахского батыра».

Дальше – больше. Откуда-то взялся бесхозный мазар аж в Карагандинской области, наверное, потому, что вблизи бесхозного мазара не нашлось.Даже состоялось заседание государственной комиссии при Министерстве культуры Казахстана, и было принято решение об установлении памятника Каратаю на территории Катон-Карагайского района. Наверное, с установлением памятника спешили, и получилось что Каратай так и не успел запрыгнуть на своего коня, и был увековечен рядом с ним, вопреки традиции изображения богатырей на коне.

А теперь обратимся к серьёзным историческим исследованиям. Как утверждают ученые-историки историко — исследовательского центра «Алаш», такого батыра у найманов не было. Так же об этом говорит шежире, то есть, родословное древо воинственного найманского народа. Так вот. Из этого шежире выяснилось, что скороспелые «исторические исследования» присвоили Каратай батыра из Старшего джуза. А мазар оказался другого Каратай батыра, теперь уже из Младшего джуза. Так называемый «Пыльный поход», или, по словам Чокана, «последнее преследование торгаутов», в котором якобы участвовал этот мнимый батыр, начался в январе 1771 года и закончился летом этого же года. По словам известного летописца отца Иакинфа: «От сей вести (а именно, что русский царь, будто бы, хотел призвать в военную службу всех волжских калмыков) в каждом доме начался вой, в каждом семействе плач; Убаши, видя такое волнение в массах, созвал больших и малых зайсанов и предолжил им, что лучше всего бежать в Или».

Дело в том, что в результате осуществления военного плана китайцев «О полном усмирении джунгар» на Или, они были фактически уничтожены и опустевший бассейн реки Или, что в Семиречье, стал завидной территорией и для кыргызов, и для волжских калмыков. Кому-то нужно было туда заселиться. В начале керей Джанибек батыр вместе с Барак батыром дали решительный отпор кыргызам и они, притеснявшие уйсунов, отступили. Потом пошли калмыки. Тогда казахские батыры во главе с ханом Нурали стали наперерез калмыкам и начали их грабить. Затем в районе озера Балхаш объединенные войска Абылай хана и Нурали хана взяли их в окружение. Калмыки смогли пробиться маленьким отрядом из окружения и уйти в сторону реки Шар. Там их и встретил Барак батыр во главе рода Кукджарлы и разгромил.

Поскольку пишущий эти строки является выходцем из племени кереи, поэтому, как человек, плохо знаюший родословное древо найманов, обратился к известному сказителю, исследователю шежире, то есть, родословного древа найманов, публицисту, автору книг «Бөрі найман» и Племя волков», прямому потомку легендарного найманского батыра Кукджал Барака Кайрату Зарыпхану. От него я узнал о том, что в Катон-Карагайском районе проживает благородный народ каратайцев, прозванный именем священного для них, тотемного кара тая, то есть черного жеребца. Каратай — это название породы лошади, отобранной у калмыков. У калмыков эта порода так и называется – калмыцкая лошадь. Например, известный сказитель шежире у каратайцев, ныне покойный герой Социалистического труда Бошай Китапбаев в советское время нашел эту забытую породу, и трем его коням во всем Казахстане не было равных. Известный народный писатель Габит Мусрепов так и писал про этих коней: «Үш қара», что значит, «три черных жеребца». Так вот, на фотографии одного из его коней Буланкары мы видим очертания калмыцкой породы лошадей под названием «горбонос». Эти лошади у калмыков были боевыми конями.

Родоначальником народа, который, видимо, первым и разводил этих коней, был Кенжебай, прозванный за это в народе Каратаем. Этот Каратай является старшим братом Танирберди, пятого по счету пращура Барак батыра. Время жизни — XVI век. Тогда как мог этот Каратай в XVIII веке бить волжских калмыков? В это время на свете жили шестые, седьмые потомки этого Каратая, такие исторические личности как Есбол би, Мая би, приведшие народ Каратая из Тарбагатая на Алтай. Сородич известного казахского писателя Оралхана Бокея – Есбол би, одарив урунхайского князя сорока пятью этими породистыми черными жеребцами, взял эти земли для своего народа. По словам Кайрата Зарыпхана, сородич этого Есбол би и известного казахского писателя Оралхана Бокея — Дузбенбек батыр Уласбайулы был главным каратайским батыром. Он и достоин того, чтобы ему был поставлен памятник. В связи с этим автор этих строк, как председатель общественного фонда «Джанибек батыр», направил письмо Президенту РК с таким предложением, и с требованием перестать фальсифицировать историю казахского народа. Также был отправлен официальный запрос в историко-исследовательский центр «Алаш», проект «История родов и племен казахского народа», и за подписью руководителя научного проекта, известного ученого академика и общественного деятеля Хауруллы Кабжалел был получен ответ (см. фото) о том, что из данных шежире и исторических материалов достоверно установлено, что батыра по имени Каратай у найманов ни в XVIII веке, ни ранее, никогда не было.

Так же общественным фондом «Джанибек батыр» был направлен запрос в Департамент культуры Карагандинского областного акимата с просьбой сообщить, как, и при каких обстоятельствах, в нарушение Закона РК от 2 июля 1992 года №1488 – 12 «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», была установлена надгробная плита якобы наймановскому Каратай батыру на уникальный объект историко-культурного наследия Казахстана, мазар в местности Тайаткан-Шунак, Шетского района, Карагандинской области.

Кайрат Зарыпхан сообщил мне о том, что сейчас работает над документальной книгой о каратайцах под названием «Знатен был твой предок Баубек». Если бы был жив истинно народный писатель, и не только каратайского но и всего казахского народа — Оралхан Бокей, вряд-ли им пришлось сделать эту сказку былью. Кайрат Зарыпхан, закончивший казахскую школу в Тарбагатайских степях, обязан знанию русского языка прекрасной девушке Ардак, с которой когда-то вместе рос, ныне вдове Оралхана Бокея. В память о великом писателе и искренней дружбе постарался перевести на русский язык описания Алтая Оралханом Бокеем:

«Если Вы были или не были в этих сказочных краях, у великого произведения природы – Алтая, не видели высоких гор, вобравших в себя всю красоту солнечного восхода, бесконечных ущелий, от природы озорных рек, зеленого джайляу, где от высоты зеленых луговых трав лошадям не пройти, игривых звуков гона ланей, скользящих по озерной глади лебедей, белых берез и сладкого меда, дерзких сосен, или не поймете всю божественность этих блаженств, если Ваша душа не содрогнется, особенно, если не поймете красоту рукотворных вулканов и снежных вершин, то слушайте.

Вот Вы проснулись перед самым восходом солнца, где белоголовые горы, и разноцветные растения, и сосновый лес Вас обнимают, и будто Вы хмельны от благородного вина. Возможно, Вас разбудило не утро, а тот жаворнок, который поет, или топот маралов, возврашающихся с водопоев, или гонный клич лани, или же шум реки Бухтармы, кидающей свои волны на небо, или же ласкающая спину утренняя прохлада росы… В любом случае Вы в такое блаженное мгновение благодарите природу за пробуждение и перед вечно гордым Алтаем снимете шляпу, и преклонив колени, скажете: «Ассалаумагалейкум!».

На прощание сказитель шежире сказал нам: «Помнится так же, как Оралхан Бокей говорил: «Аул мой в сизой дали, – это берег счастья и надежды у реки моей жизни». Д-а-а-а. Такого человека потеряли».

Серик Самарканов, председатель общественного фонда «Ер Джанибек».