Руда беднеет?

Газета "Flash!"

Такое предположение можно сделать, исходя из результатов работы горнодобывающей промышленности за первое полугодие 2017 года. Если считать в деньгах, то в этой отрасли наблюдается рост на 17,1%, продукции произведено на 64,3 млрд. тенге. А вот по физическому объёму – уменьшение на 1% по сравнению с таким же периодом 2016 года.



При этом, как было доложено на заседании областного акимата руководителем управления экономики и бюджетного планирования ВКО Алмасханом Сматлаевым, снижение связано с уменьшением добычи металлических руд на 2,5%. А вот добыча медно-цинковой руды снизилась на 18,5% в связи с закрытием Юбилейно-Снегирихинского рудника (ТОО «Востокцветмет») по причине исчерпания запасов. Также снижено производство свинцовых концентратов, причём существенно – на 46,7%, почти половина. Причина – уменьшение содержания металла в перерабатываемом сырье. Меньше стало и содержание цинка в перерабатываемой руде, в результате снижение производства цинковых концентратов в ТОО «Востокцветмет» на 1,5%.

Это тревожная тенденция, учитывая, что горнодобывающая промышленность и цветная металлургия являются основой экономического развития ВКО, и дают львиную долю поступлений в бюджет. На рудниках и шахтах ВКО в первом полугодии 2017 года трудилось 21 489 человек, или каждый третий работающий в промышленности.

Не изменилась картина и по итогам восьми месяцев. В горнодобывающей промышленности и разработке карьеров в январе-августе 2017 года произведено продукции на 91,2 млрд. тенге, что ниже уровня соответствующего периода прошлого года на 2,1%. Снижены объемы добычи металлических руд на 3,5%. И даже в денежном выражении наблюдается уменьшение, хотя по итогам полугодия был существенный рост. А добыча металлических руд снизилась ещё на 1%.

Являются ли такие довольно тревожные итоги действительно устойчивой тенденцией – пока сказать трудно. Если обратиться к итогам 2016 года, то в горнодобывающей отрасли они вполне положительные. Хотя снизились объёмы добычи золотосодержащих руд, медных и цинковых концентратов, а также угля. Значит, снижение по добыче ряда руд и концентратов наблюдалось и в прошлом году. К сожалению, статистические данные не позволяют сделать вывод о богатстве содержания полезных ископаемых в этих рудах.

А как обстоит дело с геологическими изысканиями и в целом с разработкой недр нашего края? Как сообщил и.о. руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Максат Мусапирбеков, отмечается рост количества объектов недропользования. В 2014 г. их было 256, в 2015 – 263, на 1 января 2017 года – 276. В том числе по золоту – 49, по цветным металлам – 41, чёрным металлам – 6, минералам — 2.

Инвестиции предприятий на недропользование в 2016 г. составили 267,2 млрд. тенге. В I квартале этого года вложено 69,4 млрд. тенге на использование богатств недр, при годовом плане в 272,1 млрд. Из республиканского бюджета на геологическое изучение, мониторинг недр и недропользование было выделено в 2014 г. – 2, 25 млрд. тенге, в 2015-м году – 1,9 млрд., в 2016 –м году – 1,4 млрд. тенге. На 2017 год выделено 1,68 млрд.

Растут инвестиции недропользователей в геологоразведку. Так, в 2014 г. на геологические работы ими было в общей сложности выделено 3,5 млрд. тенге, в 2015 г. – 3,7 млрд., в 2016 г. – 7 млрд., в нынешнем году – 9,6 млрд. тенге.

С начала года 68 недропользователей ведут геологоразведочные работы, из них 54 по твёрдым полезным ископаемым. Основная цель геологоразведки – прирост запасов эксплуатируемых месторождений. Самыми крупными недропользователями, производящими геологоразведочные работы за счёт собственных средств, являются ТОО «Казцинк» и ТОО «Востокцветмет». Предприятия производят разведку, как на флангах эксплуатируемых месторождений, так и на резервных площадях.

Многие занимаются разведкой месторождений золота. В частности, такие фирмы, как ТОО «InterGoldCapital», ТОО «ГМК «Васильевское», ТОО «Боке», ТОО «Goldstone Minerals», ТОО АС «Горняк» и другие.

В области ведётся и разведка нефти и газа, этим занимается ТОО «Тарбагатай Мунай» в Зайсанском районе на территории 8,3 тыс. кв. км. Также в области в прошлом году велись работы по разведке медных и никелевых руд, а также твёрдых минеральных образований на отвалах Зыряновского, Лениногорского рудников, Николаевского карьера и Иртышского медеплавильного завода.

Итак, разведка и добыча полезных ископаемых продолжаются, и это даёт надежду, что наши ведущие металлургические предприятия не останутся без сырья. Обращает на себя внимание, что в основном геологоразведка ведётся на уже действующих месторождениях, чтобы увеличить их запасы. А нужно, всё-таки, искать новые месторождения. В данном случае инвестиции окупятся не скоро, т.к. от обнаружения до начала эксплуатации нового месторождения проходит не менее 10-15 лет. В этом направлении средства в первую очередь должно вкладывать государство, частный инвестор вряд ли пойдёт на столь крупные затраты с таким долгим сроком окупаемости.

В геологической отрасли есть ещё одна проблема – кадры. В советские годы здесь трудилось более 10 тысяч высококвалифицированных специалистов. Геологи были элитой технической интеллигенции. Сейчас геологов в 10 раз меньше, и это в основном люди пожилого возраста. Эта проблема названа в числе важнейших и в Концепции развития геологической отрасли до 2030 года, принятой 5 лет назад. В этом году были выделены гранты акима области для оплаты получения высшего образования по специальности «Геология». Тяжело, со скрипом, но проблема постепенно начинает решаться. Ею надо было заниматься гораздо раньше, но лучше поздно, чем никогда.



Агентство «Восточный экспресс»