На озёрах можно гадить, господа «крутые»! Вам всё позволено!

Газета "Flash!"

«Законодательством РК запрещено использование бензиновых лодочных моторов на закрытых водоёмах. По каким-то причинам никто не реагирует на то, что на Третьем Сибинском озере и на Окуньках уже в массовом порядке отдыхающие используют эти средства для развлечений. Вполне допускаю, что и на других закрытых водоёмах такая же ситуация. Просьба отразить эту проблему в Вашем издании и обратиться с запросами в компетентные органы власти и правопорядка». Такое обращение поступило в редакцию от нашего читателя, и мы взялись искать истину.



Эту тему мы поднимаем не впервые. К нам уже поступали гневные письма и даже статьи, и фото с доказательствами «феодальных утех» новых хозяев жизни читатели присылали. Действительно, рассекать на крутых моторных лодках по уникальным, пока ещё сохранившимся почти в первозданной красоте Сибинским озёрам, Окунькам, и другим изумительным водоёмам нашего края у господ начальников и бизнесменов стало уже правилом «хорошего тона».

Вот что писали наши читатели в 2014 году: «Система пяти Сибинских озёр является уникальным природным образованием Восточного Казахстана. Редкие островки чистейшей экологии, где в первозданном виде сохранились леса, озёра, ландшафты, не оскверненные разрушительным присутствием homo sapiens. Удивительная эко-система этих мест обладает настоящими целительными свойствами. Сочетание состава воды, климатических факторов, чистейшего горного воздуха, насыщенного большим количеством фитонцидов — сама природа создала естественный санаторий для спасения человека. Кроме того, эти места являются природоохранной заповедной зоной, которую государство и его служащие должны охранять и защищать. Для простых смертных использование бензиновых двигателей на этом озере категорически запрещено.



Но только не для служителей закона, которые решили загадить последнее чистое место, привезя на озеро скутера с бензиновыми двигателями. На озеро, вода которого настолько чиста, что её можно пить. Прозрачность воды достигает 10 — 15 метров, что позволяет гостям из ближнего и дальнего зарубежья насладиться таинственными прекрасными подводными мирами. Озеро, которое является водоёмом закрытого типа с пресной водой — стратегическим запасом государства, и на котором запрещено использование движущихся водных средств. И в этом чудесном месте, высокопоставленные сотрудники полиции решили поиграть во вседозволенность, нарушив не только законы своего государства, но и законы совести и простого человеческого понимания, устроив гонки на скутерах без опознавательных знаков по озеру, разливая бензин и масло в беззащитную прозрачную воду. И нет на этих людей закона, ибо они и есть олицетворение закона...».



Прошло три года, но ситуация не изменилась. Действительно, если уж полицейские устраивают гонки на моторных лодках по озёрам, то, кого же они будут ловить? Но всё-таки, что же говорит закон, и есть ли хоть какой-то государственный орган, способный остановить уничтожение озёр?!

Для начала мы обратились в природоохранную прокуратуру. Вроде бы, именно прокуратура призвана бдить за верховенством закона. В прокуратуре отреагировали быстро. Уже на следующий день в редакцию позвонили, и сообщили, что наше письмо переадресовали в Департамент экологии и в Инспекцию транспортного контроля по ВКО. А нам дадут об этом письменный ответ. Странно, почему прокуратура выступила в роли почтальона? Неужели блюстителей закона не волнует факт варварского отношения к природному достоянию? Видимо, не интересует. Формально ответ дали, да и ладно. Через несколько дней такой ответ поступил за подписью и.о. природоохранного прокурора К. Айкенова.

Не проняло наше пронзительное письмо об угрозе уничтожения уникальных озёр и главное экологическое ведомство области. Его руководитель Д. Кавригин ограничился сухой отпиской: «вопрос использования различных видов водного транспорта на водоёмах находится вне компетенции Департамента экологии ВКО, за исключением факта розлива нефтепродуктов на водную поверхность». А разве моторные лодки, скутеры не оставляют бензиновые пятна на чистейшей поверхности озёр?

В Инспекции транспортного контроля по ВКО также перефутболили наше письмо в областное Управление природных ресурсов и регулирования природопользования. Но, при этом заместитель руководителя Инспекции А. Абатов сообщил, что согласно постановлению Правительства РК №932 от 28 сентября 2006 года данные уникальные природные водные объекты входят в перечень объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения.

Смотрим это постановление. Там так и записано: «уникальные природные водные объекты», по ВКО в их число входят: озёра Маркаколь, Айыр, Рахмановское, Аблайкетские озёра, Дубыгалинское, Верхний и Нижний Балыктыколь, Большое, Колдар, Балыктыколь, Шолактерек, Караколь. Итак, и Сибинские (официально они называются Аблайкетские) озёра, и Окуньки (официальное название – Дубыгалинское) входят в этот перечень уникальных природных объектов республиканского значения! Выходит, что о таком природном наследии должна быть особая государственная забота. В чём же такая забота выражается?

От Управления природных ресурсов и регулирования природопользования нам поступил обстоятельный ответ на трёх страницах. И.о. руководителя управления А. Есентаев как на уроке правоведения подробно разъяснил нормы законодательства.

Итак, наш юридический экскурс начался с Водного кодекса. А он гласит, что «все водные объекты являются объектами общего пользования, если иное не предусмотрено законодательством РК». В этом же кодексе записано, что «каждый может пользоваться водными объектами общего пользования». И даже подчёркнуто: «право общего водопользования для гражданина возникает с момента его рождения, и не может быть отчуждено ни при каких обстоятельствах». Руководитель природоохранного ведомства далее дополнительно сообщает, что и Окуньки, и Сибинские озёра являются природными водными объектами (понятно, что не искусственными!) и поэтому относятся к водоёмам общего пользования. Значит, все желающие могут купаться и плескаться в этих озёрах.

Пункт 2 ст. 65 Водного кодекса гласит: «Запрещается ограничение физическим и юридическим лицам доступа населения к водным объектам общего водопользования путём установления заграждений, охранных пунктов, запрещающих знаков, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом». А. Есентаев акцентирует наше внимание на том, что «следует внимательно прочесть фразу «доступа населения» (но не автомобилям и прочим транспортным средствам)!». Значит, народ может проходить на Окуньки, Сибины и прочие водоёмы без всяких препятствий, а вот для машин могут устанавливать шлагбаумы и знаки. Также в письме говорится, что на Сибинах и Окуньках нет таких мест, где было бы запрещено купание и забор воды для питьевых и бытовых нужд. Значит, купаться и брать воду можно везде. И ещё один важный момент: «Общее водопользование в РК осуществляется бесплатно».

Хорошо, это понятно. Ну, а как же с моторными лодками? А вот нарушения прав общего водопользования регламентируются уже Кодексом об административных правонарушениях, а именно ст. 364. Там, в частности, записано: «Нарушение правил общего водопользования, совершённое в виде: купания, забора воды для питьевых и бытовых нужд, водопоя скота, катания на маломерных судах и других плавучих средствах в запрещённых местах». Такие дела рассматривает полиция.

Кроме этого, есть ещё ряд статей административного кодекса, нарушения по которым рассматриваются другими государственными органами. Так, претензии может предъявить орган, осуществляющий контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Департамент охраны общественного здоровья). Это касается нарушения норм санитарно-эпидемиологических и экологических требований, сбросов отходов производства, сточных вод и т.д. Предусмотрена ответственность в том случае, если не проводятся мероприятия по охране вод от загрязнения, истощения, засорения, а также для улучшения состояния водоёма.

Приводится ещё ряд статей, по которым наступает ответственность за небрежное отношение к водным ресурсам, за отравление, загрязнение, порчу. А в конце сделан такой вывод: «Таким образом, нормативно-правовых документов, запрещающих движение маломерных судов с использованием бензиновых лодочных моторов на вышеназванных водных объектах (Сибинские озёра и Окуньки – авт.) в настоящее время нет»!

Логика железная. Ведь катание на маломерных судах и других плавучих средствах не позволяется лишь в запрещённых местах. А никаких запретных мест ни на Сибинах, ни на Окуньках нет. Значит, и гонять на моторках можно везде! Так что мешает определить такие запретные для катания на моторных лодках места? Ведь эти озёра – уникальные природные объекты природно-заповедного характера республиканского значения. А в чём тогда их «уникальность» и «заповедность», если там можно делать всё, что захочется?! А кто должен определить такие запретные для бензиновых лодок места? Разве не Управление природных ресурсов и регулирования природопользования? Тогда и появится основание вызывать полицию, составлять протокол и штрафовать нарушителей. Но нужна ли чиновникам эта головная боль – определять такие места, вносить проекты постановлений, принимать их? Пусть всё идёт так, как есть. Загрязняются озёра? Да, загрязняются! Но на наш век хватит, а там пусть другие разбираются. День прошёл, да и ладно, зарплату регулярно платят, да ещё и повышают.

А законодательство у нас, как всегда, в интересах состоятельных людей. Кто может позволить себе кататься на моторках или скутерах? Только тот, кто может их купить. А кто может купить? Стоимость самой примитивной моторной лодки из алюминия от 250 тыс. тенге до 1,2 млн. тенге. Значит, 5-7% населения может позволить себе такую покупку и гонять на лодках, гадить на озёрах, губить природное достояние. А ведь остальные 95% явно хотят купаться, отдыхать на чистых и тихих озёрах. Но об интересах большинства почему-то никто не думает. Так что, катайтесь, господа «крутые»! Сегодня вам всё позволено!

Редакция не закрывает эту тему. Мы намерены обратиться с письмом к акиму ВКО Даниалу Ахметову о необходимости определения мест на Сибинских озёрах и Окуньках, где катание на моторных лодках нужно запретить. Может быть, глава области вмешается, учитывая, что Сибины находятся в зоне его особого внимания.



Денис Данилевский