Вода, пригодная для рыб

Газета "Flash!"

Именно такая вода в недалёком будущем станет выходить с очистных сооружений Усть-Каменогорского металлургического комплекса ТОО «Казцинк». Таким образом, практически никакого воздействия на состояние реки Ульба даже от нынешних мизерных промышленных стоков металлургического производства оказываться не будет.

— Природоохранные нормативы таковы, что к нам вода поступает по показателям для питьевой воды, а сбрасывать мы должны уже по нормативам, установленным для водоёмов рыбохозяйственного назначения. Т.е., это должна быть вода, пригодная для разведения рыб, — рассказывает главный специалист по экологии Службы по безопасности, охране труда и экологии УК МК ТОО «Казцинк» Вадим Кушнарёв. – Получается, что для рыб вода должна быть значительно чище, чем для человека. Такие нормативы ввели недавно, и многие промышленные предприятия оказались в тупике, заявляя экологическим ведомствам, что выполнить их невозможно. А мы начали искать технологию очистки воды, отвечающую этим требованиям.

Но об этом чуть позже. Пока расскажем, что уже достигнуто на УК металлургическом комплексе в системе водоснабжения и водоотведения.

— Показатель водооборота достиг 99%, — доложил Вадим Кушнарёв. – Всего лишь 1% потребляемой на производстве воды сбрасывается в Ульбу. И это несмотря на то, что был введён в действие проект «Новая металлургия», значительно увеличивший производственные мощности металлургического комплекса.

Такие показатели достигнуты за счёт постоянного совершенствования технологических процессов с применением локальных систем водооборота. К примеру, только для нужд «Новой металлургии» (а это строительство и ввод в эксплуатацию медного и реконструкция свинцового заводов) было построено 4 таких локальных системы! Объём циркулирующей в них воды равняется тому, который приходился на весь УК металлургический комплекс ранее, до запуска «Новой металлургии» — 75 млн. куб. м. в год. Тем не менее, «Казцинку» удалось ввести в действие новое высокотехнологичное производство без увеличения сброса воды. Более того, эти сбросы удалось снизить!

Около 10 лет назад, до внедрения проекта «Новая металлургия», доля УК МК в общих сбросах в Ульбу составляла около 1%. Сейчас – уже 0,7%. Ранее было два выпуска сбрасываемой воды, сейчас остался лишь один.

— Если бы мы эти 75 млн. куб. м. направили на наши очистные сооружения, они бы просто не выдержали, — рассказывает Вадим Кушнарёв. – Поэтому стразу было принято решение о строительстве четырёх локальных систем оборотного водоснабжения.

Вроде бы мелочь – всего 1% от общего водопотребления огромного металлургического комплекса уходит в Ульбу, и этот 1% составляет 0,7% от сброса всех промышленных и хозяйствующих субъектов, расположенных по берегам одной из водных артерий города. Можно было бы успокоиться, и на этом остановиться. Ведь система очистки сточных вод только за последние три года позволила снизить содержание тяжёлых металлов на 10%. Но в «Казцинке» совершенно не приемлем принцип самоуспокоения и самодовольства. Только постоянное совершенствование производственного, технологического, управленческого процессов – таков залог успеха главного предприятия города и области. Вот и в системе водоснабжения и водоотведения идёт постоянный поиск новых оригинальных инженерных решений и выполнения задачи — максимум: свести выбросы в Ульбу до минимума, до самых мизерных показателей.

— У нас даже введено такое понятие, как сверхочистка, — делится планами Вадим Кушнарёв. – Мы максимально очищаем не только ту воду, которая в последующем сбрасывается в Ульбу, но и ведём глубокую очистку воды, которая циркулирует во внутренней системе.

И тут же поясняет технологические особенности процесса.

— Сложнее всего даже не очистить, а охладить воду. Ведь немалую её часть мы забираем для охлаждения технологической химически очищенной воды. Поэтому зимой у нас самый минимальный сброс. Низкая температура позволяет нам не забирать и не сбрасывать воду в течение двух недель. Летом в таком режиме мы можем проработать около недели.

Для перекрытия сброса имеется специальный шибер. С его помощью будет прекращён сброс в случае каких-то нештатных ситуаций.

— Таких случаев не было, но мы всегда готовы остановить сброс, и держать воду до тех пор, пока не очистим её до необходимых параметров.

Рациональное использование воды и сокращение её потерь – также одно из главных направлений совершенствования системы водоснабжения металлургического гиганта. На УК МК строго регламентируется потребление воды любого типа: природной «артезианской» из Атамановского водозабора, оборотной, хозпитьевой и горячей.

Так, расчётная потребность свежей воды составляет 5,6 млн. куб. м. в год, а фактически используется лишь 5 млн. куб. м. Чистая артезианская вода используется по минимуму, и только там, где это крайне необходимо – для производства химочищенной воды, для подпитки локальных оборотных систем.

На УК МК давно налажено использование пара от охлаждаемых элементов металлургических печей. Таким образом, практически полностью металлургический комплекс обеспечивает свои потребности в паре. Летом металлурги даже готовы отдавать избыток другим потребителям. Лишь зимой 20% необходимого пара УК МК берёт от УК ТЭЦ. И это весомый вклад в улучшение экологии города. Получается, что летом, в самый разгар неблагоприятных метеоусловий, полного штиля и жары, такой крупный потребитель горячей воды не пользуется услугами ТЭЦ. А зимой даёт лишь небольшую нагрузку на теплоэлектроцентраль.

А вот теперь давайте вспомним о том, что казцинковцы задались целью сбрасывать стоки с водой, пригодной для разведения рыб. Напомним, что эта вода должна быть чище, чем питьевая для людей! Многие промышленники пришли в уныние после введения такой нормы, считая эту задачу невыполнимой, и, видимо, решили просто платить штрафы за сверхнормативные сбросы. А вот инженеров и технологов «Казцинка» такая вроде бы невыполнимая задача только раззадорила. Нет таких крепостей, которые бы не брали работники «Казцинка»!

— Мы стали искать технологию столь глубокой, или, как говорят, тонкой очистки воды, — с удовольствием делится Вадим Кушнарёв результатами упорной работы. – И только одна компания в Санкт-Петербурге взяла на себя ответственность за выполнение такой непростой задачи. Была сделана опытная установка, на ней мы провели испытания. Результаты нас удовлетворили. Хорошая очистка достигается за счёт специального сорбента под названием глинт. Это природный сорбент. Установка для дополнительной тонкой очистки того самого 1% воды, что мы сбрасываем в Ульбу, будет размещена на наших очистных сооружениях. Для неё уже выбрана площадка, ведётся проектирование, затем пройдёт стадия промышленных испытаний и к 2019 году она заработает. Вот тогда мы и выполним задачу – будем сбрасывать стоки, пригодные для разведения рыбы. Стоимость такой установки и всех работ – 5 млн. долларов.

Да, вряд ли кто-то ещё станет вкладывать такие средства для очистки стоков. А тем временем в «Казцинке» решают – а не замахнуться ли на ещё одну, более грандиозную задачу?

— Есть планы построить собственные очистные сооружения для очистки хозфекальных стоков. Говоря проще, для очистки того, что попадает в бытовую канализацию. Нам могут задать вопрос – а зачем вам ещё и этим заниматься? Ведь для такой задачи существует «Оскемен Водоканал». Но дело в том, что экологические органы ужесточают требования к сбросам Водоканала с его очистных сооружений, а коммунальщики, в свою очередь, ужесточают требования к нам по состоянию наших хозфекальных стоков, — говорит Вадим Юрьевич.

Если на УК МК приступят к решению этой задачи, то в проект потребуется вложить 35 млн. долларов. И, поскольку в «Казцинке» заговорили об этой масштабной задаче, то, её всё равно выполнят. Металлурги не любят пустых разговоров. Вопрос только во времени и наличии средств.

Наш разговор о сбросах в Ульбу завершился на очистных сооружениях УК МК, где и ведётся очистка того самого 1% промышленных стоков. Естественно, возник вопрос о неизбежном побочном продукте любых очистных сооружений – иловых осадках.

— Мы никуда не вывозим и не складируем иловые осадки, — поясняет Вадим Кушнарёв. – Ведь в них содержатся металлы. У нас безотходное производство, эти металлы мы вновь извлекаем и направляем в дело.

Показали нам и площадку, где разместится установка по дополнительной очистке стоков с использованием эффективного сорбента. После этого практически чистая вода попадёт в Ульбу, чтобы продолжить свой путь до Иртыша, и, слившись с его потоками, нестись на тысячи километров дальше…

Денис Данилевский

На фото – очистные

сооружения УК металлургического комплекса ТОО «Казцинк»