Штрафы – двигатель экономики?

Газета "Flash!"

В ходе недавно состоявшегося заседания Общественного совета ВКО, на котором были рассмотрены более десятка проектов нормативных правовых актов, одним из наиболее важных был: «О внесении изменений и дополнений в решение ВКО маслихата от 9 декабря 2016 года «Об областном бюджете на 2017-2019 годы».

По информации заместителя руководителя Управления экономики и бюджетного планирования ВКО Раушан Ластаевой, «за первое полугодие 2017 года доходная часть областного бюджета увеличилась сверх планируемого на 2 млрд. 700 млн. тенге!». Поэтому, естественно, встал вопрос: как эти сверхнормативные доходы потратить на решение важных и насущных для нашего региона дел?

Для не слишком сведущих читателей кратко поясним, или напомним, что в последнее время, в связи с новым Законом РК «Об общественных советах», все проекты по изменениям и дополнениям в бюджете области, или города и района, теперь должны быть вынесены на рассмотрение общественности. И мнение общественников должно учитываться при окончательном принятии решения на сессии маслихата любого уровня. Конечно, мнение общественных советов носит лишь рекомендательный, а не исполнительный характер, тем не менее, это важный момент по развитию народной демократии, который способствует зарождению и продвижению следующего этапа политических реформ в стране, связанных с ролью местного самоуправления.

Прежде чем говорить о проектах по использованию дополнительных бюджетных средств, поясним, откуда образовался этот излишек в 2 миллиарда 700 миллионов тенге в областном бюджете. Комментируя этот факт, та же, Раушан Ластаева сообщила на заседании:

— Из этой суммы дополнительных средств — 1 миллиард 400 миллионов тенге составили за счёт роста штрафных санкций по ВКО за минувшее полугодие, а остальные, порядка 1 миллиарда 300 миллионов тенге в виде увеличения налоговых поступлений в бюджет.

В этом месте можно было бы выразить глубокую признательность нашим областным правоохранительным и фискальным органам за их профессиональную и высокоэффективную службу на благо увеличения государственных доходов! Причём без всяких броских вывесок типа: «Повысим производительность труда, через внедрение новых технологий и инноваций!», «Даёшь развитие малого и среднего бизнеса, как основного источника по расширению базы налогообложения и роста бюджета!» и тому подобных. А зачем? Ведь, оказывается, можно и без этих долгих и кропотливых усердий со стороны государственных управленцев, изыскать эти самые дополнительные возможности по наполнению регионального бюджета. Для чего всего — то достаточно слегка повысить результативность работы по сбору штрафов и налогов. В переводе это означает – больше полицейских постов на дорогах, больше разнесённых квитанций для организаций и граждан, с предупреждениями о неотвратимости уплаты налогов, сборов, пени и всех остальных платежей финансово-принудительного порядка.

Про усиление штрафных санкций на дорогах и тротуарах в областном центре, рассказывать, очевидно, нет особой нужды. С этой темой значительная часть наших автомобилистов и пешеходов, постоянно сталкивается, чуть ли не ежедневно. Вспомним для примера недавний эпизод, получивший известность благодаря городским СМИ. Это когда дюжий полицейский патруль отправился в погоню и взял в плотный оборот незадачливого горожанина, неосторожно решившего покурить на трамвайной остановке. Что и говорить, образцово-показательная была спецоперация! С применением силовых приёмов.

Знакомые всё методы

Нет, конечно, мы не ставим под сомнение аксиому про то, что государственно-правовые нормативы, будь- то на дорогах или в общественных местах, при их нарушении, обязаны приводить к применению штрафных или иных административных санкций. Однако, при этом, настораживает то обстоятельство, что резкое усиление административно-штрафных санкций, их размах, вызывает предположение, что это продиктовано, не только заботой государства о порядке и дисциплине, росте правовой культуры населения, но и более прозаичными причинами. С помощью штрафов решают государственные задачи. Не с помощью эффективного управления, а с применением простейших и тысячи раз опробованных в истории способов по «лёгкому» изъятию денег из карманов своих граждан, когда в ход идёт всё – от введения косвенных налогов, до жесточайшего террора штрафных санкций.

Вспомним, очень кратко, знакомые сюжеты из истории. Вот российскому императору Петру I, срочно понадобился военный флот, а это дело дорогостоящее. Ответ императора вызову исторического момента был прост и решителен – масса новых косвенных налогов и штрафов для своих поданных. Самый памятный и казусный из которых, ставший легендой – штраф за ношение бороды. Затем последовало рекомендательно-принудительное решение об использовании только гербовой бумаги в официальной переписке, конечно, за деньги, и тысячи других, вроде бы мелких, но, всё же, разорительных для народа налогов и штрафов. В результате, при Петре, который стал именоваться Великим, Россия вошла в число могущественных держав в мире, при этом увеличив фискальные поборы собственного населения более чем в 10 раз!

Вот та же Европа. Решил однажды «король-солнце», французский король Людовик, более от скуки и тщеславия, чем по разуму, повоевать в очередной раз с соседями. Но война требует больших расходов. Король заглянул в казну – пуста! Всё разворовали королевские чиновники! Но, не судить же своих же ставленников? Что делать? Как совместить личную острую потребность в войнушке, и отсутствием возможности оплатить её? Да вот решение! Его подсказал великий международный авантюрист и мошенник, он же дипломат, разведчик и советник короля – граф Калиостро. По его совету во Франции была запущена новейшая азартная игрушка – первая в мире государственная лотерея. Причём, задолго до советской плановой экономики с самого начала в абсолютистской и ещё феодальной Франции был утверждён строгий график получения прибыли от лотереи в каждом департаменте страны, как бы выразились позднее – вся страна была развёрстана по объёмам получения дополнительных доходов в королевскую казну. Естественно, после этого, ни о какой добровольности по участию в лотерее не было уже и речи. Выполнение королевской директивы стало обязательным моментом в карьере местных управленцев, и они любыми средствами добились выполнение «плана».

Кстати, если уж упомянутой оказалась и совсем близкая ещё многим советская эпоха, то и в ней мы можем обнаружить все те же предыдущие практики из истории человечества, по созданию дополнительных финансовых, материальных и даже демографических возможностей для государства. Вспомним Великую Отечественную войну, и послевоенную разруху. Тогда займы у населения напрямую работали на граждан страны – «Всё для фронта – всё для Победы!», это единственно верное решение на тот момент, потому как речь шла о самом существовании, даже не государства, а самого населения.

Но затем, и в мирное время, в СССР не раз вводились дополнительные и откровенно принудительные косвенные налоги (хрущёвские налоги на различную собственность граждан – землю, домашний скот и даже птицу, плодовые деревья и т.д., налог на бездетность), или более мягкое принуждение к раскошеливанию граждан на государственные проекты. Те же самые государственные лотереи – от навязываемых профсоюзными распространителями билетов лотереи ДОСААФ, по 1 рублю за билетик, до масштабной акции на поддержку отечественного спорта, в том числе, для проведения Московской Олимпиады-1980, с помощью легендарного «Спортлото».

Впрочем, население в советскую эпоху сознавало, что все дополнительные средства, собранные с них государством, с помощью налогов, штрафов, и прочих лотерей, реально идут на общее развитие – на оборону, на развитие культуры, спорта и тому подобных сфер. У всех была уверенность в том, что эти средства не окажутся разворованными, «распиленными», присвоенными узкой кучкой людей. Кстати, государственные займы на восстановление народного хозяйства после войны были хоть и с опозданием от намеченного срока, но возвращены населению!

А есть ли уверенность в полезности для всех рекордной суммы сбора штрафов в нашей области?



Куда уйдут миллионные средства

Теперь мы вновь вернёмся в зал заседания Общественного совета ВКО, ко второй части доклада Раушан Ластаевой. Она как раз рассказывает о планируемом использовании 2 миллиардов 700 миллионов тенге, в том числе почти полутора миллиардов, собранных за счет штрафов.

Оказывается, что за этими средствами выстроилась загодя солидная очередь. Всего, по словам, секретаря областного маслихата и председателя областного Общественного совета Владимира Головатюка, было подано заявок на целых 25 миллиардов тенге! А как же, осваивать дополнительные бюджетные средства у нас все не прочь. Однако дополнительных средств в бюджете оказалось почти в 10 раз меньше. Поэтому от многих проектов пришлось отказаться, а оставить самые насущные, по мнению комиссии по бюджетному планированию.

Итак, из суммы в 2 миллиарда 700 миллионов тенге, большая часть средств пойдёт для поездки 11 тысяч детей из Восточного Казахстана и порядка 3-х тысяч лиц сопровождения на Всемирную выставку ЭКСПО-2017 в г. Астана; более полумиллиарда тенге выделяется на приобретение 382 тысяч новых учебников для средних школ области; ещё более полумиллиарда тенге предполагается выделить на покупку 20 автобусов для перевозки школьников. Далее по нисходящей – 374 миллиона планируется выделить на покупку 5 машин и 12 тракторов для противопожарной инспекции; на субсидии по реконструкции ТОО «Мелиса» (завод по выпуску панелей OSB для строительства), пострадавшему недавно от пожара; 154 миллиона тенге на модернизацию системы ЖКХ и энергетики; также 79 миллионов на реконструкцию зоны отдыха на Сибинских озёрах.

Как мы видим, в этом перечне областных приоритетов не нашлось места многим другим насущнейшим проблемам региона, о которых давно идут разговоры, но не предпринимается ничего. Например, переселение граждан из ветхого жилья, закуп дополнительных объёмов бесплатных лекарств для нуждающихся больных, строительства завода по переработке ТБО, более полное, а не ямочное разрешение вопроса по ремонту дорог и т.д. В проекте решения по направлению дополнительных средств не нашлось места даже для крохотных 5 миллионов тенге для улучшения и расширения услуг специального транспорта для инвалидов. Да и до них ли, когда бюджетные деньги оказались мобилизованы на проведение ЭКСПО. Их же нужно хоть как-то отбить. Хотя бы с помощью дополнительных сборов, штрафов, которые потом перенаправляются на поездку (считай, поддержку) на ЭКСПО. А как же – хотели престижного зрелища – получите, причём отчасти за счёт средств самого населения.

Опять, как мы видим, внимание теме особой заботы о детях. Они должны получать должное современное развитие – с помощью экскурсий на ЭКСПО, с помощью новых учебников и т.д. Это правильно. Но тогда почему бы эти полезные вещи сразу не заложить в правительственный бюджет на 2017 год и планомерно и централизованно обеспечивать все школы республики по линии Министерства образования и науки РК учебниками, автобусами и прочим необходимым инвентарём и принадлежностями?

Вместо этого, прикрывая явные просчёты центральных ведомств в планировании обеспечения среднего образования, из населения выжимаются деньги под вечным беспроигрышным лозунгом – «Всё для детей!». Призыв, конечно, верный, но вот к методам для его исполнения остаются вопросы.

Кстати, о среднем образовании. В этом году исполняется 40 лет так называемой «брежневской» Советской Конституции. Так вот, в ней, впервые в мире, были прописаны гарантии государства по бесплатному образованию не только в средних, но и высших учебных заведениях! И эти гарантии неукоснительно выполнялись в оставшиеся 14 лет до обрушения страны. В этих гарантиях были заложены нормы по бесплатному обеспечению школьников и студентов всеми видами учебников и учебных пособий, транспортом.

А ныне, после 26-летнего строительства социального государства, не удаётся в плановом порядке, а не форс-мажорном, с помощью усиления штрафных санкций для населения, обеспечить школьников учебниками в нужном количестве. И вроде как вопрос пустяковый для страны. Простая арифметика – для ВКО требовалось найти чуть более полумиллиарда тенге на докупку учебников. Предположительно для всего Казахстана, эта цифра должна составить 8-9 миллиардов тенге. Не будем лучше вспоминать, сколько миллиардов ушло на затраты по ЭКСПО и на какую сумму было выявлено только официально заявленных финансовых нарушений, если не говорить жёстче. Ясно, что и доли тех средств, которые пошли на помпезное международное мероприятие, с лихвой хватило бы на бесплатное обеспечение школьников многими необходимыми предметами для учёбы, вплоть до возрождения бесплатных обедов.



Краткое резюме

Ещё раз повторим, что наличие в стране отлаженной фискальной системы и даже культуры по административно-финансовым вопросам, означает успешность в её развитии, способность решать самые острые социальные и общественно-экономические задачи. Но стараться залатать собственные прорехи в планировании и решении общегосударственных или региональных вопросов, прибегая к помощи усиления налогового пресса или штрафных санкций, причём, ставя себе это чуть ли не в заслугу – это весьма «скользкое» решение. Все эти кампании по срочному дополнительному отъёму денег из кошельков населения вызывают лишь недоверие к власти.

Взять хотя бы ЭКСПО. Неужели нельзя было использовать старый проверенный способ, причём, наиболее вежливый для населения, чтобы частично перекрыть издержки на проведение выставки, с помощью проведения простейшей государственной лотереи. Этот метод апробирован в мире, что называется, вдоль и поперёк. Возможно, для самых отпетых моралистов, этот метод так же видится как не вполне нравственный, так как несёт в себе известную долю азартности, жажды лёгкой наживы и тому подобное. Но не меньшее было бы это зло, чем прибегать к почти открытому усилению штрафных санкций, выдавая их за общее благо? Причём, что интересно, ещё в конце прошлого года в стране прекратила деятельность вся лотерейная сфера. А ведь когда-то до половины всех расходов по возведению олимпийских объектов для московской олимпиады покрыла именно специально созданная для этого упомянутая государственная лотерея «Спортлото».

Об остальных вопросах по проектам распределения дополнительных средств в областном бюджете, по возможности будем рассуждать в следующих материалах газеты.



Сергей Михеев