На какую оценку наработали наши госслужащие?

Газета "Flash!"

Вот уже на протяжении 26 лет коррупцию в Казахстане ничем не могут искоренить. Вроде бы столько всего было сделано, столько антикоррупционных законов было принято, столько бумаги зря или не зря исписано, а результата этих чиновничьих изысков – нет. Сажают одних коррупционеров, приходят другие «служители народа», что напоминает огнедышащего дракона — срубили голову Змею Горынычу, а на ее месте вырастают еще две, а то и три.

По данным международного фонда Transparency International, Казахстан ухудшил на восемь пунктов позицию в индексе восприятия коррупции (ИВК), опустившись со 123 места на 131-е место из 176 стран.

— Борьба с коррупцией в высших эшелонах власти, аресты высокопоставленных чиновников показали серьезность намерений властей Казахстана в искоренении проблемы, — отметила исполнительный директор Transparency Кazakhstan Наталья Ковалева. — Однако полноценный эффект можно ждать только при внедрении превентивных мер. Это устранение конфликта интересов, раскрытие конечных бенефициаров владельцев бизнеса, введение декларирования доходов и расходов чиновников, а затем и всех граждан страны.

Призывы бороться с коррупцией чаще всего воспринимаются как красивый лозунг, ничего не имеющий с реальностью жизни. Конечно, главные коррупционеры в стране – это врачи и учителя. Ещё в конце прошлого года новаторы из Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции объявили: подарок врачу или учителю не должен быть дороже 2 МРП или 4538 тенге. Остается неясным, как педагог будет визуально определять, не превысил ли лимит подарка тот же родитель, или раскошелился на большую сумму? Столь «эффективная» мера направлена и на противодействие коррупции среди чиновников. Сумма, превышающая 2 МРП, будет расцениваться как взятка. Ждем резкого снижения уровня коррупции, и вероятно, даже те, кто раньше грешил, так сказать-с, гораздо успешнее набивал собственный карман, чем исполнял свою работу, теперь вдруг «прозреет» и станет, что ни на есть законопослушным гражданином.

Вспомним, сколько усилий, вернее законов, было предпринято на борьбу с «продажными чиновниками». В 1998 году в Казахстане приняли закон «О борьбе с коррупцией». С 2004 года Казахстан является участником Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией. 3 мая 2005 года вышел Указ Президента РК № 1567 «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан», по которому морально-нравственный облик и деловые качества госслужащих должны быть безупречными. Далее были приняты следующие программы: «Основные направления экономической политики и организационных мер по сокращению размеров теневой экономики в РК на 2005-2010 годы» и «Борьба с правонарушениями в сфере экономики в РК на 2005-2007 годы».

В 2007 году был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования борьбы с коррупцией». В 2008 году депутаты Мажилиса одобрили закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции». Конвенция оценивает как уголовно наказуемые деяния подкуп национальных публичных должностных лиц, иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом, злоупотребление влиянием в корыстных целях, злоупотребление служебным положением, подкуп и хищение имущества в частном секторе, отмывание доходов от преступлений и воспрепятствование отправлению правосудия.

Можно до бесконечности перечислять и другие законы, призывающие бороться с коррупцией. Ибо их было принято такое бесчисленное множество, что легко с толку сбиться. Вместо того, чтобы решать реальные проблемы людей, слуги народа занимаются составлением бумажек, планов, отчетов для самих отчетов.

Недавно и в ВКО был приняты антикоррупционный стандарт и оценка работы госслужащих. Причем, если стандарт единый для всех государственных служащих области, то оценка работы составляется отдельно в каждом департаменте, управлении областного значения и в городских, районных акиматах. Все эти длинные и заумные документы с общими фразами должны быть опубликованы в газете. Вот и печатают их регулярно на двух языках в областных официальных газетах. Естественно, публикации оплачиваются. Вот вам и еще дополнительные расходы бюджетных денег на «борьбу с коррупцией и повышение эффективности работы госслужащих»! Подробно со стандартом и методами оценки работы можно также при желании ознакомиться на сайте акима области.

Вот он, идеальный портрет чиновника. В первую очередь, лицо государства принимается на почетную должность бюрократа не по признакам родства, без «агашек» и «татешек», без всяких там «крыш», а исключительно по зову совести и желанию истинно служить своему народу. Такой человек является примером поведения и для подчиненных. Он ни в коем случае не назовёт их «баранами», не будет лишний раз перегружать своих подопечных, излишней бесполезной работой, а будет требовать от них такого же ангельского терпения и мудрости, особенно при работе с населением. Образцовым поведением он должен отличаться и вне службы, в семье, в быту.

Отныне простой народ нельзя «перефутболивать», и не дай Бог ещё послать куда подальше. Ведь проблема простого человека теперь воспринимается чиновником как своя собственная. И он со всей ответственностью подходит к тому, чтобы как можно быстрее решить «эту боль на сердце» (или избавиться от этой тяжелой ноши). Как мантру повторяет чиновник, что нельзя допускать факты волокиты при рассмотрении заявлений на получение госуслуг, лицензий и разрешительных документов и выдавать их в точно установленные сроки. Нельзя и вступать в неслужебные отношения с теми, кто обратился в госорганы.

Оценка деятельности госслужащих начинается с составления индивидуального плана с его непосредственным руководителем. Оценка исполнения должностных обязанностей складывается из базовых, поощрительных и штрафных баллов. И без того непростую жизнь чиновника решили усложнить. Годовая оценка служителю народа выставляется почти как в школе. Условно «двойка» — менее 80 баллов, «тройка» — от 80 до 105 баллов, «хорошо» — от 106 до 130 и «отлично» — свыше 130 баллов.

Анализировать работу чиновников будут по результатам деятельности служащего на занимаемой должности по итогам квартала — не позднее 10 числа месяца, по итогам года — не позднее 25 декабря оцениваемого года. Годовая оценка складывается из средней оценки служащего корпуса «Б» (не политические госслужащие, не являющиеся руководителями отраслевых и территориальных подразделений) за отчетные кварталы, оценки выполнения служащим индивидуального плана работы по форме. Попробуй, провали «экзамен», и перейдешь в разряд «двоечников», и отравишься на курсы повышения квалификации в течение трех месяцев. А если два года подряд получил «двойку», то ставится вопрос либо о переводе на нижестоящую должность, а если таковых вакансий нет, то и об увольнении. Вот так теперь строго! И можно представить, как будут дрожать накануне новогодних праздников слуги народные, как будут бояться заходить в кабинет, где заседает комиссия по оценке. И лучшим подарком к Новому году станет «пятерка», или, на худой конец, «четверка». Госслужащий будет бежать домой, и едва открыв дверь, кричать своим домочадцам: «Отличник!», или «Хорошист!». И никакая это не «показуха», чиновники ведь трудятся день и ночь, почти без выходных, ради благосостояния своего народа и процветания государства.

Госслужащему нельзя использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность подчиненных при решении вопросов неслужебного характера. Даже, если очень хочется. По праздникам следует вести себя тихо и скромно, чтобы потом вдруг не стать «звездой Ютуба». Также нельзя дарить коллегам, руководителям и иным должностным лицам подарки. И быть самому примером для всего общества – не принимать подарки и не передаривать их жене, брату, сестре и другим родственникам. В общем, чтобы никаких соблазнов нарушить букву закона не возникло.

Такой вот он идеальный госслужащий: честный, справедливый, беспристрастный, вежливый, доброжелательный, внимательный, и, самое главное — он проявляет терпимость в общении с гражданами и коллегами. Такой госслужащий, как мы полагаем, вымирающий вид в обществе. Честных чиновников осталось меньше, чем амурских тигров, а посему они подлежат занесению в Красную книгу.

Анжелика Бакирова

P.S. Если уж теперь чиновникам будут ставить оценки, почему бы и народу не поучаствовать в качестве «оценщиков»? Проволокитили жалобу, дали ответ не по существу – сообщить об этом письменно начальнику того ведомства, где работает разгильдяй, и обязательно добавить: «прошу учесть этот факт при выставлении квартальной и годовой оценки». А потом в конце года поинтересоваться, а какую же оценку получил этот нерадивый «слуга народа». Глядишь, так и приучим их нормально работать.