Программа «Орлеу» - новый подход в поддержке малообеспеченных граждан государством

Газета "Flash!"

С 1 января 2018 года по поручению Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева, согласно Плану нации «100 конкретных шагов» начинает действовать специальная программа «Орлеу» по оказанию помощи малообеспеченным гражданам. С 2014 года программа отрабатывается в ряде областей страны в качестве эксперимента. Читатели нашей газеты просят разъяснить, в чём заключается новая программа социальной поддержки. Мы обобщили самые распространённые вопросы и с помощью официальных материалов и пояснений ответственных лиц публикуем ответы на эти вопросы.

Что такое программа

«Орлеу»?

Это совершенно новый подход к государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, гражданам, имеющим низкий доход. Государство теперь не только оказывает денежную помощь, но и сопровождает участника программы до полного решения его проблем и выхода на возможность самостоятельно обеспечивать себя и семью.

Чем программа «Орлеу» отличается от прежних программ социальной поддержки населения?

С 1 января 2018 года вводится единое пособие – адресная социальная помощь нового формата. Это пособие объединит в себе три существовавшие ранее социальные выплаты для малообеспеченных семей – специальное государственное пособие семьям, имеющим 4-х и более детей, пособие на детей до 18 лет и адресная социальная помощь (АСП).

Адресная социальная помощь нового формата будет предоставляться семьям, с доходами ниже 50% от величины прожиточного минимума.

В зависимости от социального положения семьи или отдельного человека, помощь разделяется на два вида: безусловная и обусловленная.

Безусловную помощь получат семьи, в составе которых нет трудоспособных членов (пенсионеры или инвалиды), или семьи, в которых трудоспособные граждане по объективным причинам не могут участвовать в мерах по содействию занятости (одинокие матери, имеющие детей дошкольного возраста). В этом случае адресная социальная помощь назначается без всяких условий.

Трудоспособные члены семьи и одиноко проживающие граждане будут получать такую помощь только при соблюдении ряда условий, т.е. это обусловленная адресная денежная помощь (ОДП). Те, кто имеет возможность трудиться, должны прилагать усилия по поиску работы и принять на себя обязательства участвовать в активных формах занятости, делать все возможное, чтобы выйти из трудной жизненной ситуации, вырваться из нужды.

Сегодня уже не секрет, что среди тех, кто оказался в числе малообеспеченных, немало людей, не только ничего не предпринимающих для выхода из этой ситуации, но и довольствующихся своим положением. Да, жизнь трудная, но можно получать хоть и небольшое, но стабильное государственное пособие, и не работать. Особенно такая психология встречается в семьях с большим количеством детей. Детские пособия дают возможность хоть и скромно, но питаться, вот и живут такие горе-родители фактически за счет детей. Такое положение, конечно, недопустимо. Новый порядок предоставления помощи и должен помочь преодолеть имеющиеся факты социального иждивенчества, побудить людей к труду, к поиску своего места в жизни. В программе это так и называется – «активизация семьи».

Для получения обусловленной денежной помощи трудоспособные граждане должны заключить социальный контракт активизации семьи. И это еще одно важнейшее новшество программы. А если заключается контракт, значит, предусматриваются обязательства с обеих сторон: как участника программы, так и государства. Получатель адресной социальной помощи обязуется активно искать работу или другие формы легального заработка, а государство помогать ему в этом. И не только помогать, но и сопровождать до полного окончания социального контракта. Для этой важнейшей работы в органах социальной защиты, в центрах занятости, акиматах сельских округов вводятся должности ассистентов и консультантов. Именно они станут помощниками, сопровождающими человека вплоть до того момента, когда он может спокойно уйти в «свободное плавание».

Ранее в системе государственных пособий ничего подобного не было. Общение получателей пособий и государственных органов сводилось к подаче документов, назначению пособия. Затем раз в три месяца человек приходил, чтобы подтвердить свое право на получения пособия. Никаких активных форм занятости, никакого сопровождения. Роль государства сводилась к проверке документов и назначению пособия.

Такой целый комплекс совершенно новых подходов должен кардинально изменить как отношение к государственной социальной поддержке, так и значительно сократить число малоимущих семей.

Кто может претендовать на получение адресной социальной поддержки?

Граждане Республики Казахстан, оралманы, беженцы (имеющие официальный статус беженца), иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РК, если их доход на каждого члена семьи не превышает 50% от величины прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума — это стоимость потребительской корзины, включающая минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека. С 1 января 2017 г. величина прожиточного минимума в РК составляет 24 459 тенге. В 2017 году основанием для того, чтобы претендовать на получение адресной социальной поддержки является доход на одного человека или на каждого члена семьи не более чем 12 229 тенге.

Какие документы необходимо подать для рассмотрения вопроса о назначении адресной социальной поддержки?

1.заявление об участии в программе; 2. анкету о семейном и материальном положении; 3. удостоверение личности; 4. сведения о составе семьи; 5. документ, подтверждаюший установление опеки над ребенком (если есть опекаемые дети); 6. справку с места жительства; 7. сведения о наличии подсобного хозяйства.

Предоставление документов не требуется в случае, если заявитель в момент обращения является получателем государственной адресной социальной помощи и (или) ежемесячного государственного пособия, назначаемого и выплачиваемого на детей до 18 лет, а также при наличии возможности получения информации, содержащейся в них, из государственных информационных систем.

Куда нужно обращаться для назначения адресной социальной помощи?

В отдел занятости и социальных программ или некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (ЦОНы – Центры обслуживания населения).

Если человек не может самостоятельно передвигаться, ориентироваться, страдает тяжелыми заболеваниями – документы может принять по месту жительства, а также помочь в их оформлении сотрудник Корпорации «Правительство для граждан».

В каких случаях могут отказать в назначении адресной социальной помощи?

Если заявитель и (или) члены его семьи отказались от заключения социального контракта.

Каков размер адресной социальной помощи?

Это разница между среднедушевым доходом и цифрой в 50% от величины прожиточного минимума. Пример: в среднем на каждого члена семьи приходится по 8 000 тенге. 50% от величины прожиточного минимума в 2017 году – это 12 269 тенге. Значит, в данном случае, помощь составит 4 269 тенге на каждого члена семьи.

На какой период назначается выплата адресной социальной помощи?

На полгода. За это время при условии участия в активных формах занятости получатель помощи может при поддержке ассистента или консультанта не только найти постоянную работу, либо организовать собственное дело, но и уже начинать выходить из сложной ситуации, вставать на ноги, постепенно становится независимым от государственной помощи. При необходимости, в случаях, определенных законом, получение помощи может быть продлено еще на полгода.

Какие договоренности содержит социальный контракт?

Социальный контракт активации семьи содержит обязательства участника программы и членов его семьи участвовать в активных формах занятости, искать работу и работать, либо получать новую профессию, или через микрокредитование организовать собственное дело. Государство обязуется не только выплачивать адресную социальную помощь в период оговоренного срока, но и сопровождать участника программы и его семью на весь период действия контракта. Каждый контракт индивидуален, исходя из конкретной ситуации конкретной семьи.

Что означает « социальное сопровождение участника программы»?

Сотрудник отдела занятости и социальных программ, ассистент, консультант, сотрудники сельского акимата помогают участнику программы и его семье в течение полугода или года, пока действует социальный контракт. Такая помощь каждой семье, каждому участнику оказывается, учитывая его стартовую позицию, конкретные обстоятельства каждого человека. Кому-то нужна лишь минимальная поддержка – помощь в трудоустройстве и назначение пособия, а дальше уже человек сам с учетом своего образования, жизненного и трудового опыта встанет на ноги, будет получать стабильный доход и развиваться дальше.

У кого-то нет достаточного образования, или вовсе нет профессионального образования, или человек утратил навыки систематического труда из-за долгой безработицы. В наше динамичное время многим потребуется обучение новым профессиям, более востребованным на рынке труда, кому-то нужно овладеть элементарными навыками пользователя компьютера. Кому-то нужно помочь со сбором необходимых документов. Оралманам требуется помощь для адаптации в новых условиях жизни. Желающим организовать свой небольшой бизнес нужна помощь в составлении бизнес-плана для получения микрокредита. Семьи, оказавшиеся в сложной ситуации из-за конфликтной обстановки в доме, употребления алкоголя – наиболее проблемные, здесь нужно убедить людей, что есть возможность вернуться к нормальной жизни, было бы желание, а государство поможет. На ассистентов, консультантов ложится огромная работа. Очень важно, что на всем протяжении контракта с участниками программы работает один консультант. Вместе с социальным контрактом разрабатывается индивидуальный план развития семьи, где совместно определяются поэтапные шаги по выходу из сложной ситуации.

Если в период действия контракта участник и члены его семьи начинают работать и получать зарплату, или доход от собственного дела, сохраняется ли выплата адресной социальной помощи?

Сохраняется, и в этом еще одно серьезное отличие новой программы от прежних государственных пособий. Пусть даже с первого дня контракта человек начинает работать, он будет получать назначенную помощь в полном размере на весь срок контракта. Именно этот принцип и помогает нуждающимся семьям за это время окрепнуть в финансовом отношении, решить хотя бы часть проблем. Если вся семья начнет работать, и в дополнение к зарплате еще полгода будет получать государственную помощь – это существенная поддержка.

Ранее человек каждые три месяца подтверждал свой доход, либо отсутствие такового и получал пособие. Увеличение дохода влекло за собой снижение размера пособия или его вообще отменяли, когда доход превышал установленный размер. Поэтому программа «Орлеу» гораздо выгоднее во всех отношениях, в том числе и в финансовом отношении.

В программе предусмотрена еще и индивидуальная поддержка. В чем она заключается?

Еще одно преимущество программы «Орлеу» — это ее комплексный характер. Консультанты и ассистенты стремятся вникнуть не только в вопросы трудоустройства, выхода семьи на стабильные источники дохода, но и в вопросы организации быта, состояния здоровья, обучения детей в школах и в массу других вопросов, решение которых в целом поможет конкретной семье обрести твердую почву под ногами.

Сохранятся ли действующие государственные пособия после начала реализации программы «Орлеу»?

Нет. С 1 января 2018 года, как мы уже сообщали выше, вместо всех существовавших видов государственных пособий вводится единая адресная социальная помощь. Все люди и семьи, нуждающиеся в государственной поддержке, будут получать эту адресную помощь на тех условиях, о которых мы уже рассказали.

Какие еще преимущества участия в программе «Орлеу»?

Они очевидны. Кроме реальной возможности начать новую жизнь, обеспечить себя и свою семью постоянным источником дохода, попутного решения других важных проблем, это и обретение уверенности в будущем. Ведь только человек, работающий официально, либо являющийся предпринимателем, делает взносы в пенсионный фонд, а также, после введения с 1 января 2018 года обязательного медицинского страхования, иемеет право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Даже если человек безработный, он должен иметь этот статус официально, тогда взносы по медицинскому страхованию за него будет производить государство.

Восточный Казахстан стал одним из трёх регионов, где с 2014 года в пилотном режиме отрабатывалась программа «Орлеу». Мы поинтересовались, как проходит эксперимент в областном центре. Заместитель руководителя отдела занятости и социальных программ г. Усть-Каменогорска Камшат Баубекова сообщила, что с момента реализации проекта обусловленную социальную помощь получили 162 семьи в количестве 726 человек на сумму 34,6 млн. тенге.

— Какое социальное сопровождение было им оказано? Сколько было трудоустроено, сколько прошло переобучение на новую специальность, сколько получили микрокредиты и организовали собственное дело?

— С 2014 года привлечены в активные меры содействия занятости 174 трудоспособных членов семей. Из них трудоустроены на постоянные рабочие места 131 человек, на общественные работы – 26 человек, на социальные рабочие места – 11 человек, переобучение и повышение квалификации – 6 человек.

— Была ли в рамках социального сопровождения оказана и другая помощь участникам проекта, к примеру, устройство детей в школу, помощь в оформлении утерянных документов, прикрепление в больницу и т.д.?

— В рамках социального сопровождения семей, получающих обусловленную денежную помощь, была оказана материальная, жилищная, спонсорская помощь, помощь в постановке на учёт в качестве безработных и определения детей в дошкольные учреждения, в оформлении государственного пособия на детей до 18 лет.

— Если есть возможность, приведите яркие примеры изменения жизни человека и его семьи после завершения участия в проекте «Орлеу»: обретение хорошей работы и заработка, открытие собственного бизнеса и т.д.

— В отдел занятости и социальных программ г. Усть-Каменогорска для участия в проекте «Орлеу» обратилась семья в составе 4-х человек (муж, жена и 2 несовершеннолетних ребенка). На момент обращения муж и жена официально были безработными. По выданному отделом направлению супруги были направлены для трудоустройства в ВК библиотеку им. А.С. Пушкина. С семьёй был заключён социальный контракт. Размер обусловленной денежной помощи составил 31 104 тенге в месяц. В результате участия в проекте среднедушевой доход семьи увеличился с 4625 тенге до 44 250 тенге. Улучшились жилищно-бытовые условия, приобретена бытовая техника, установлено печное отопление. После завершения участия в проекте «Орлеу» супруги продолжают работать в библиотеке (библиотекарем и руководителем информационного отдела).

— Как отдел занятости и социальных программ готовится к началу реализации программы «Орлеу» уже в масштабах всей страны с 1 января 2018 года? Какое количество консультантов и ассистентов планируется дополнительно принять в штат? Как ведётся подбор кандидатур на эту ответственную работу? Ожидаете ли Вы наплыва посетителей после того, как будет введена единая адресная социальная помощь?

— Разъяснительная работа о новом формате адресной социальной помощи проводится с получателями государственного пособия на детей до 18 лет, государственной адресной социальной помощи. Информационные материалы размещены на официальных сайтах акима города, городского отдела занятости и социальных программ, в филиалах управления делами городского акимата, в ЦОНах, опубликованы в областных газетах «Рудный Алтай» и «Дидар», озвучены на радио и телевидении.

Проведён подворовый обход получателей специального государственного пособия на 4-х и более несовершеннолетних детей (663 семьи) с целью разъяснения нового порядка назначения адресной социальной помощи. Мобильной группой из числа сотрудников городского отдела занятости и социальных программ и Центра занятости проводится информационная работа среди жителей районов города с низким уровнем доходов.

На совете отдела образования состоялась встреча с руководителями организаций образования города по разъяснению нововведений, с последующим доведением информации до родителей учащихся.

В настоящее время с семьями работает один ассистент и два консультанта, что создаёт совершенно новую практику взаимодействия между органами социальной защиты и получателями помощи. Работа ведётся со всеми трудоспособными членами семьи, а не только с заявителем. Два раза в месяц проводятся обследования материального положения участников проекта. Контролируется выполнение обязательств, предусмотренных в контракте, а именно, ежемесячно посещаются по месту работы трудоустроенные граждане, на постоянной основе проводится мониторинг пенсионных взносов, движения обусловленной денежной помощи по лицевым счетам. Сопровождение семей ведётся в течение всего срока действия контракта.

По результатам проведённой работы с потенциальными получателями и планируемым ростом размера прожиточного минимума с 2018 года ожидается увеличение получателей адресной социальной помощи, — рассказывает Камшат Сейсенгазиевна.

Итак, программа «Орлеу» завершает свой экспериментальный этап. Всего через несколько месяцев она обретет силу закона. Во взаимоотношениях государства и граждан, имеющих низкий доход, наступит совершенно новый этап. Если ранее это были отношения просителя и спонсора, то теперь это будут отношения равноценных партнеров. Государство теперь дает не только пособие, но и шанс для нормальной жизни, шанс для работы, для раскрытия своих способностей, шанс уйти из категории просителей государственной поддержки, шанс для самообеспечения и самодостаточности. А это уже другой уровень, другое качество жизни. Для этого нужно только желание, а путь к такой цели человек проделает не в одиночку, ему помогут неравнодушные, ответственные сотрудники социальных служб. Нужно только сделать первый шаг. Ведь не зря говорят, что «дорогу осилит идущий».

Агентство

«Восточный экспресс»



При подготовке использованы материалы Министерства труда и социальной защиты РК