К какой цели ведёт дорога?

Газета "Flash!"

— Каждая дорога должна иметь конечную цель. И это не просто цель доехать из пункта «А» в пункт «В». Дорога должна быть инструментом повышения качества жизни, — сказал аким ВКО Даниал Ахметов при обсуждении плана дорожно-строительных работ на автодорогах области на 2017-2019 годы.





Мост через Убу в Шемонаихе



Средства для строительства новых дорог, капитального, текущего ремонта и содержания действующих трасс выделены немалые. 16,5 млрд. тенге для дорог областного значения и почти 32 млрд. для республиканских дорог, в общей сложности практически 49 млрд.

— Но любой ремонт, любое новое строительство должны ориентироваться на спрос, на конечную цель, — повторил Даниал Кенжетаевич.

— Автострады могут иметь и политическую цель, как трасса «Западный Китай – Западная Европа», пролегающая по Казахстану, — привёл пример Даниал Ахметов. – Конечно, это экономическая цель, это развитие территорий. Безусловно, ремонт и строительство дорог – это повышение безопасности движения.

— Но хуже всего, когда дороги строятся в никуда, — отметил глава области. – Так получилось с дорогой на Сибинские озёра. Мы потратили почти миллиард на капитальный ремонт этой трассы для того, чтобы люди по прекрасной дороге могли ездить отдыхать в этот изумительный уголок природы. Но аким Уланского района протянул с разработкой проектно-сметной документации муниципальной базы отдыха, и до сих пор никаких условий для отдыхающих нет! А дорога уже есть! Лето скоро кончится, но даже пляж не оборудован! В этом году, скорее всего, уже ничего не будет сделано. Нет даже плана действий! Вы начните хотя бы с элементарного, с наведения порядка, оборудуйте пляж, постройте простейшие сооружения! Теперь уже хотя бы к следующему сезону общедоступное место отдыха должно быть оборудовано по всем современным требованиям, — поставил задачу Даниал Ахметов.

Не менее важная цель ремонта и строительства дорог – это повышение доверия народа к власти.

— Когда мы отремонтировали трассу Аксуат – Аягоз, которую не ремонтировали 40 лет, то люди увидели, что о них не забывают. Когда мы сделали средний ремонт дороги Кабанбай – Жаланашколь — станция Достык, поток пассажиров из Алматинской области по пути на станцию Достык заезжает на озеро Алаколь, видит его красоты, озеро становится более узнаваемым, — сказал аким ВКО.

Глава области ещё раз рассказал о предстоящей грандиозной реконструкции транспортной схемы в Усть-Каменогорске.

— Проблемы эти накапливались годами, десятилетиями. Когда-то нужно начинать их решать. Самая главная транспортная проблема областного центра – все движение замкнуто на один мост через Иртыш. Уже давно идёт его реконструкция. Осталась середина моста, которая позволит увеличить его пропускную способность на 35-40%. Когда пустующая пока середина моста будет введена для движения, то мост расширится с 6 полос до 10, — отметил Даниал Кенжетаевич.

— Будет расширен проспект Сатпаева, — продолжил свой рассказ аким. – Пробки, конечно, станут меньше, но и это не решит проблему. А ключ к решению в том, чтобы продолжить проспект К. Маркса с выходом на Алматинскую трассу. Работа над проектно-сметной документацией завершается в ближайшее время. Тогда транспортный поток из правобережной части города сможет двигаться через Понтонный мост с выходом на Алматинскую трассу, и через пр. К. Маркса выходить в левобережную часть или ехать дальше в Самарском направлении.

Нужно построить и новый выход с проспекта Сатпаева на Самарскую трассу. С учётом того, что значительно увеличится транспортный поток через т.н. «Понтонный мост», необходима реконструкция, расширение дороги от этого моста до поселка Ахмирово. Для этого выделено 1,7 млрд. тенге. Так появится совершенно новое транспортное направление, которое позволит значительно разгрузить как Иртышский мост, так и ряд центральных улиц города, — поделился планами аким области.

В числе важнейших проектов – реконструкция перекрёстка пр. Сатпаева – ул. Жибек Жолы. Уже подготовлено технико-экономическое обоснование. Здесь будет построена трёхуровневая развязка, которая позволит напрямую сразу поворачивать как в сторону Меновного, так и на Левый берег, и беспрепятственно продолжать движение к Иртышскому мосту. Также будет расширена набережная им. Славского от улицы Ауэзова до Мемориала Славы, ул Протозанова на участке до моста через Ульбу. Наконец-то начнётся давно обещанная реконструкция ул. Астана, и не только проезжей части, но и благоустройство территории вдоль Ульбы. В районе Дворца спорта появится первый надземный пешеходный переход.

— Таким образом, масштабная реконструкция в течение 2017-2018 годов коренным образом изменит транспортную инфраструктуру Усть-Каменогорска, — сказал Даниал Кенжетаевич. – Думаю, что и автомобилисты, и пассажиры, и пешеходы почувствуют эти изменения. Кроме этих масштабных работ будет модернизирован 21 перекрёсток, с организацией правого поворота. У меня только одна просьба к горожанам – набраться терпения. Нужно спокойно пережить этот период крупного ремонта и строительства и потом пользоваться новыми возможностями безопасной и комфортной езды, естественно, при соблюдении правил дорожного движения.

Кстати, безопасности движения в планах дорожной реконструкции также уделяется особое внимание. Аким области сообщил, что в рамках государственно-частного партнёрства в Усть-Каменогорске и Семее будут установлены по 30 суперсовременных французских камер наблюдения. Эти камеры позволят не только распознавать номер автомобиля, но и определять – числится ли за данной машиной неуплаченный штраф, очень помогут органам правопорядка в оперативно-розыскной деятельности.

— Такие же камеры установлены в Монако, Дубаи, — рассказал Даниал Ахметов. – Частный инвестор вложит в их установку 1,8 млрд. тенге. В течение 10 лет мы получим при таком контроле не менее 5 млрд. тенге штрафов, стабилизируем ситуацию на дорогах, поставим преграду лихачам.

Аким ВКО также в очередной раз напомнил о необходимости поиска инвесторов для решения ещё одной глобальной транспортной проблемы областного центра – строительства ещё одного моста через Иртыш в створе ул. Виноградова – Меновное.

Остановился глава области и на масштабных задачах по реконструкции транспортной системы области и в других регионах Восточного Казахстана.

— Крайне необходимо построить дорогу в обход г. Семей. Правительство поддержало наше предложение, нужно решить вопрос с выделением средств для ТЭО. Назрела и острая необходимость строительства нового моста через реку Уба в Шемонаихе. Причём, это должен быть именно новый мост, примерно в километре слева от существующего, — наметил задачи Даниал Ахметов.

Продолжается поиск инвесторов и ещё для одной грандиозной стройки – моста через Бухтарминское водохранилище. ТЭО находится на государственной экспертизе. Стоимость проекта уже изменилась в сторону удорожания – до 34,9 млрд. тенге.

Наконец, радостная и долгожданная новость для автомобилистов. В этом году уже началось строительство объездной дороги в обход перевала Осиновский. Объездная трасса будет протяженностью 32 километра. Это расстояние разделили на 2 участка по 16 км каждый. С 56 по 72 км уже прошёл конкурс, определён подрядчик – ТОО «АБК Автодор НС», общая стоимость работ составляет 11,1 млрд. тенге, в том числе 2,3 млрд. на 2017 год. На строительство участка с 72 по 88 км конкурс ещё не завершился, здесь стоимость несколько ниже – 7,2 млрд. тенге, из них на нынешний год – 1 млрд. Всего строительство обойдётся в 18,3 млрд. тенге, работы планируется завершить в 2020 году. С этого момента на базы отдыха на Бухтарминском водохранилище, в Зыряновск, Улкен Нарын, Катон-Карагайский район, в санаторий «Рахмановские ключи» можно будет ездить с комфортом, и высокой степенью безопасности, минуя головокружительные серпантины Осиновского перевала. Через перевал поедут только те, кому нужно попасть в Серебрянск, или любители острых ощущений при езде, кому не хватает выброса адреналина в обычной жизни.

Кстати, несмотря на то, что Осиновский перевал через три года отойдёт на второй план, ремонтировать дорогу через него намерены в этом году. Для этого всё есть, выделены средства, проведён конкурс, определён подрядчик, но… работы до сих пор не начались. Глава области не скрывал своего возмущения.

— За 30 лет мы впервые получили возможность отремонтировать эту дорогу, этот сложнейший участок! И что?! Лето проходит, а работы не ведутся!

Оказывается, подрядчик не рассчитал свои силы. Компания получила госзаказ ещё и на ремонтные работы в областном центре, и сейчас весь персонал и техника заняты в Усть-Каменогорске. Только потом перейдут на Осиновский перевал. А время идёт, лучшие летние месяцы пролетят мигом. Даниал Кенжетаевич считает, что нужно менять подход к государственным закупкам как в строительстве в целом, так и в дорожном строительстве и ремонте в частности.

— Да, мы стараемся загрузить работой строительные компании из нашей области. Но что получается? Я сразу говорил, что на такой громадный объём работ, почти в 50 миллиардов, у наших компаний не будет хватать мощностей. Так и получилось. Работы полно, а работать некому. Побеждают, к примеру, в конкурсе на средний ремонт, а круглосуточную работу организовать не могут, у фирмы всего один – единственный асфальтоукладчик. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Плачутся – дайте работу, даём, а они оказываются «факирами на час». С этим нужно кончать. Пусть мелкие дорожные фирмы объединяются в консорциумы с достаточным количеством техники и рабочих. Только в этом случае они получат государственный заказ. И строжайшая ответственность за качество работ! Давайте активнее использовать общественный контроль вместе с регулярным лабораторным контролем и беспощадно карать за низкое качество! Вот такой должен быть подход.

Подвели в этом году и местные проектировщики. Только из-за затягивания подготовки проектной документации до сих пор не развернулись ремонтные и строительные работы на улицах Усть-Каменогорска.

— Местные проектировщики сорвали все работы, — печально констатировал аким области. – Они должны были завершить проекты ещё к 28 января. Три месяца я их регулярно собирал, подгонял, вроде договорились, что к 1 апреля всё будет готово. Потом перестал собирать. Мне стыдно смотреть на них. Все проектные фирмы, не выдержавшие сроки, должны быть взяты на особый контроль. Тоже решили поверить местным фирмам, а получился, как сейчас говорят, полный облом. Если не могут местные, давайте приглашать тех, кто будет реально работать!

Действительно, объём дорожных работ и в этом году, и на предстоящие три года — огромный, небывалый. Похоже, что за дороги взялись всерьёз. Радует, что будут отремонтированы дороги, ведущие к местам отдыха. Так, ремонту подвергнется участок трассы к санаторию «Рахмановские ключи» (Урыль – Берель, протяженность 19 км), и одна из сложнейших дорог станет комфортнее.

Средним ремонтом будет охвачено 112 км дорог областного значения, в том числе по направлению к озеру Алаколь, к базе отдыха «Алтайские Альпы», к сакральному месту – урочищу Жидебай в Абайском районе, по направлению от Казнаковской переправы к посёлку Курчум, на участке «Бородулиха – Шемонаиха». Приведение в порядок дорог к местам отдыха станет реальным вкладом в развитие туризма.

Немаловажен и ремонт дорог к пограничным пунктам пропуска на границе с Российской Федерацией — «Ауыл» и «Уба». Это дороги с напряженным транспортным потоком между двумя странами и приграничными регионами. И, как театр начинается с вешалки, так и представление о стране начинается с пограничного пункта и первых километров дороги.

Ведётся ремонт и части трассы «Таскескен – Бахты» до границы с Китаем. На стратегической трассе «Омск-Макапчагай» — на трёх участках протяженностью 125 км, из них 36 км будут сданы в этом году. На этой же трассе запланирован грандиозный ремонт участка протяжённостью 415 км от райцентра Калбатау до границы с Китаем. Стоимость работ – более 174 млрд. тенге. Средства в виде займа предоставит китайский ЭксИмБанк. Работы будут вестись китайской компанией и двумя казахстанскими фирмами. Эта трасса станет одним из участков международного проекта «Один пояс – один путь».

И ещё один грандиозный проект дорожных работ – это ремонт республиканской трассы «Алматы – Усть-Каменогорск» на протяжении 454 км на участках от областного центра до Калбатау (102 км), по этому участку уже имеется проектно-сметная документация, и на отрезке от Калбатау до границы с Алматинской областью, здесь ещё ведутся изыскательские работы. Вероятнее всего, что финансирование будет из республиканского бюджета.

Итогом столь широкомасштабных дорожных работ, как сказал руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Мурат Мусатаев, станет повышение доли дорог, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии в нашей области с 76,5% до 84%.



Агентство

«Восточный экспресс»