Настоящий коммунист

Газета "Flash!"

Накануне профессионального праздника журналистов — работников «четвертой власти», наш собкорр в г. Семей БОЛАТБЕК ТЕМЕРБАЕВ встретился с ветераном журналистики, Секретарем филиала республиканского общественного Объединения «Клуб главных редакторов СМИ», И.О.председателя отделения Союза журналистов Казахстана г. Семея, членом Союза журналистов СССР и Казахстана ПИГАВАЕВЫМ ВЛАДИМИРОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ и задал ему ряд вопросов.



В. Пигаваев в музее Семипалатинского полигона



— Владимир Николаевич, Вы довольно давно сотрудничаете с областной Независимой газетой «Flash!», Ваше мнение о газете?

— Да, я уже несколько лет сотрудничаю с газетой «Flash!». Сам девиз газеты «Мы говорим о том, о чем другие молчат», привлекает внимание любого человека. Ее отличает жанровое разнообразие. Чем всегда привлекают меня материалы «Flash!»? Наверное, строгой выверенностью фактов, умеренной эмоциональностью, отсутствием желания «разжевать» читателю продукт своего творчества. В этом я вижу уважение к читателю, отношение к нему как к равноправному партнеру, который в состоянии сам сделать для себя выводы при наличии объективной информации. Я не говорю и не утверждаю, что «Flash!» изобретает велосипед, коллектив делает хорошую газету, она востребована, ее информационные материалы высокопрофессиональны. Она освещает многие события, происходящие в области и регионах, отслеживает тенденции, дает или, во всяком случае, старается давать читателю всю информационную картину дня. Они ценят газету именно за объективность, взвешенность и глубину публикаций. Есть еще один момент: «Агентство правовой информации и журналистских расследований «Витязь» — это прямая «скорая помощь» читателям, пострадавшим от судебных тяжб, нарушений конституционных прав граждан.

Эта газета является своего рода правдивым зеркалом времени, отображает повседневную жизнь наших земляков, она стала и остается незаменимым источником информации для многих людей. Приведу всего лишь маленький пример. После публикации статей «Центр ядерной медицины: тупик, в который завели управленцы», «Бесплатные лекарства: снова скандал вокруг тендера, или будет ли новое «Дело Овсянникова», «О лекарственном обеспечении населения» и других публикаций, многие представители гражданского общества приходили ко мне на прием в общественную приемную депутатов областного маслихата, и выражали свое негодование, просили строго наказать виновных.

— Владимир Николаевич, многие молодые люди спрашивают: как стать журналистом? Что для этого нужно?

— Знакомый вопрос. Утверждают же, что политиками не рождаются, ими становятся. Не берусь судить. Но одно знаю: надо быть очень начитанным, разносторонне развитым.

Вспоминаю, как только научился читать, у меня была какая-то внутренняя тяга к литературе, чтению. Мои родители были рядовыми колхозниками с образованием 1-3 класса. Жили в российской глубинке, без электричества, как и все пользовались керосиновой лампой, следовательно, без радио, о телевизоре мы тогда вообще даже не слышали, видели патефон, но не было пластинок.

В детстве я безумно увлекался фантастикой. Газеты, журналы, какие попадались, читал от корки до корки. В четвертом классе уже записался в литературный кружок. Начал писать заметки в стенгазету класса «Голос пионера», а вскоре меня избрали редактором этой газеты.

Вот и ответ на вопрос молодежи, кто хочет посвятить себя журналистике. Все в детстве во что-то играют, я играл в писателя. Забегая вперед, скажу, что из 32 учеников в классе, лишь я один, думаю, осуществил свою детскую мечту – стал журналистом.

Мне хотелось писать. И я писал. Во время службы в армии окончил школу военкоров в газете Одесского военного округа «Защитник родины», печатался в военных газетах «Красная звезда», «Советский пилот» и т.д. Стал получать гонорар, на эти средства купил фотоаппарат «Смена», затем «ФЭД-2», «Киев», широкоформатный фотоаппарат «Москва-2», фотоувеличитель, химикаты, другие фотопринадлежности.

Чуть позже эти знания и навыки мне очень пригодились. Когда я приехал по комсомольской путевке во главе демобилизованных 14 солдат в Казахстан на освоение целинных и залежных земель, сразу же начал сотрудничать с районной и областными газетами. Мои фотоснимки, репортажи часто стали появляться на страницах многих газет и журналов. Меня заметили. В 1963 году, когда образовался новый Кокпектинский район, я стал штатным фотокорреспондентом новой районной газеты «Звезда» («Жулдыз».) Наконец – то я осуществил давнюю свою детскую мечту.

— Владимир Николаевич, как вы относитесь к критическим материалам в СМИ?

— Полагаю, что здесь надо смотреть глубже. Наш Президент высоко оценил настрой многих изданий критически оценивать экономическую и общественно-политическую обстановку, вскрывать допущенные в ходе реформирования общества недостатки и упущения, называть конкретных виновников этого. Но одновременно, подчеркнул он, нельзя все изображать только в черных тонах, не замечать удач и явных успехов.

Пресса – это действенный катализатор ускорения, реальная сила, активно влияющая на повсеместное утверждение атмосферы нравственного очищения и социальной справедливости, нетерпимости к имеющимся недостаткам, на развитие конструктивной и открытой критики. О силе слова сказано много. Оно способно окрылить человека, вылечить душу, и даже тело, и в то же время сломать в нем веру. Ведь материалы журналистов могут быть и детонаторами для взрыва, и проповедью к добру. Образно это лучше всего сравнить так: из трав можно приготовить и яд, и лекарство. Выбор снадобья – и есть позиция. Защищая интересы человека, журналист, конечно же, должен не просто честно следовать фактам, но и проявлять при этом совесть и сострадание, т.е. думать о последствиях своих выступлений и публикаций. Практика показывает, что перо, микрофоны, теле-видеокамеры нередко становятся орудием, способным помочь людям решить самые насущные проблемы.

Но всегда ли мы, журналисты, выдерживаем с достоинством и честью это, прямо скажем, тяжкое испытание гласностью? Всегда ли умеем быть на должной высоте? Дорожить словом, ни за что не позволять, чтобы им воспользовались деструктивные силы, желающие посеять между людьми разлад и подозрения, смуту и вражду? Всегда ли наше слово лечит? Добавляет в сердца людей силы? Уверенность в завтрашнем дне? Всегда ли наши усилия направлены на поиск той самой истины, которая нужна нам всем, как воздух, как свет, как хлеб насущный? Умеем ли мы анализировать события, давать им правильную оценку, не поднимая и развивая вокруг них «бурю в стакане воды»?

Думаю, основа для согласия все же есть. Каких бы взглядов журналист ни придерживался, общей для всех остается борьба за право честно излагать информацию, каждый из нас нуждается в надежных гарантиях соблюдения своих профессиональных, гражданских, общечеловеческих прав, вроде бы и декларированных законом, но на практике так часто нарушающихся. Более того, сама жизнь журналиста, выполняющего свой профессиональный долг, все чаще оказывается под угрозой. Гибель коллег, либо их избиение, заставляет напомнить о том, что у нас профессия журналиста становится одной из самых опасных профессий. Я это не просто говорю, сам не раз испытывал угрозы в свой адрес после публикации критических материалов. Даже в советские времена я, как журналист, однажды серьезно пострадал за критику.

Я помню, когда в главной партийной газете страны «Правда» только появлялась критическая публикация в адрес первых руководителей союзных республик, министерств, областей или крайкомов, либо ведомств – все знали, жди перемен. Именно кадровых перемен. Также поступали и наши первые партийные руководители области. Сейчас уже не секрет, мне регулярно поручали организовать в СМИ критику на того или иного конкретного руководителя района, города, завода или фабрики, даже на отдельных директоров совхозов или председателей колхозов. Это означало, что этот руководитель в скором времени уже будет перемещен на понижение, либо он не будет рекомендован на выборные должности. По воле судьбы мне пришлось пережить трех первых секретарей обкома партии, столько же Глав администраций Семипалатинской области, затем уже акимов города, меняющихся у нас как перчатки.

Когда на должность акима Семея был назначен Ермак Салимов, он в первую очередь встретился с руководителями СМИ города и собственными корреспондентами республиканских и областных СМИ. Он понимает, что именно журналисты формируют и «делают» руководителя узнаваемым и известным в обществе и среди рядовых граждан, создают о нем здоровое общественное мнение и поднимают его имидж, либо — все наоборот. А это очень важно для первого руководителя любого ранга. Не секрет, из практики знаю, журналисты — это особый народ. Не так-то просто найти с ними общий язык, наладить контакт и вести диалог на равных.

Предвидя все это, я предложил своим коллегам объявить временный мораторий на критику нового акима на 100 дней, дать ему возможность присмотреться, изучить город, его проблемы, ознакомиться с кадрами и т.д. К моему удивлению, хотя уже почти все мои коллеги согласились с моим предложением, Ермак Салимов категорически отверг мое предложение.

— Критикуйте, пожалуйста, если критика конструктивная, адресная, аргументированная и справедливая, то я ее приму как надо, постараюсь, чтобы и мои подчиненные поступали также, устраняли недостатки, работали с вами открыто, будем встречаться с вами регулярно, — заверил аким города.

Однозначно, на страницах газет должны присутствовать критические материалы. Для этого надо проводить журналистские расследования, т.к. сегодня многим изданиям не хватает хлестких фельетонов, критических авторских колонок, карикатур. Необходимо возрождать эти традиции. Сегодня многие молодые журналисты работают по принципу: пришел, увидел, написал – и все это уже вчерашний день.

На мой взгляд, Президент РК вовремя поднял вопрос о модернизации общественного самосознания казахстанцев. Но пока мы не видим, не чувствуем работы местных идеологов в этом направлении. Мы, журналисты, интеллигенция в целом, обязаны эту стену пробить, устранить инертность, дойти, как мы раньше говорили, до каждого простого человека, до каждой домохозяйки. Здесь главная роль опять – таки принадлежит СМИ. Пусть человек получит возможность узнать жизнь не по одному мнению, которое ему навязывают, пусть он учится выбирать сам. Вот тогда мы добьемся просвещения народа.

— Как вы относитесь к государственному информационному заказу, как должна строиться государственная поддержка СМИ?

— Считаю, что господдержка СМИ однозначно нужна. Ничего в этом плохого нет. Отношусь к этому как к нормальному партнерству. Само появление этой формулировки говорит, что государство отдает себе отчет в том, что государственные информационные интересы надо инвестировать. Тут и спорить не о чем. Другое дело, что выполнять заказ нужно грамотно, профессионально, и для этого нужны хорошие журналисты.

Не секрет, сегодня государство уходит от прямого руководства СМИ и осуществляет продуманную государственную политику по их поддержке. Давно уже нет такого понятия, как государственное или партийное СМИ, как это было в недавнем прошлом. Но ведь без демократической, свободной прессы, которая, правда, сует свой нос не всегда куда надо – невозможно развитие общества. У нас существуют свои правила и традиции финансирования СМИ из госбюджета. Государство тратит на информационную политику немалые суммы денег, однако некоторые газеты на госзаказе сидят, как наркоманы, на игле.

Очевидный факт, что государственная поддержка во время кризиса спасла многие СМИ от разорения.

Интервью взял Болатбек Темербаев, член Союза журналистов Казахстана.