КОГДА К ДЕПУТАТСКОЙ ТРИБУНЕ ШЕЛ МОЙ РЕКТОР, НАРОД ПРОСЫПАЛСЯ И ВНУТРЕННЕ СОБИРАЛСЯ, РУКОВОДИТЕЛИ НАПРЯГАЛИСЬ

Газета "Flash!"

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ,

редактор независимой газеты «Flash»



Конец 90-х – начало 2000-х годов. Сессия Восточно-Казахстанского областного маслихата. Полусонная, спокойная атмосфера. Председательствующий, как положено по регламенту, спрашивает: «Есть желающие выступить?». И по привычке уже почти произносит «Нет», но голос из зала не даёт ему перейти к следующему вопросу. Слова просит депутат Ережеп Мамбетказиев. Он выходит на трибуну и нарушает благостную, почти домашнюю, семейную атмосферу депутатских посиделок.

В те годы я сам был депутатом, только городского маслихата, и ходил на областные сессии не только как депутат, но и как журналист. И, честно говоря, ждал только выступлений Ережепа Альхаировича. Не было ни одной сессии, чтобы он не вышел на трибуну. Пока он подходил к столу президиума, народ начинал просыпаться, внутренне собирался, а аким области и секретарь маслихата внутренне напрягались. Это было видно даже по лицам: что же сейчас скажет Мамбетказиев? Особенно приятно мне было осознавать, что на трибуне – мой ректор, лично вручавший мне красный диплом после окончания УК педагогического института.

А говорил депутат о проблемах, о том, что нужно не сидеть и ждать, когда эти проблемы «рассосутся», а решать их. Помню его проникновенное выступление, когда он с горечью говорил, что в сельских районах уже практически нет ребятишек, говорящих на русском языке. Таких детей ждет не очень радужное будущее: ведь они будут лишены возможности приобщиться к великой культуре, будут замкнуты территориальными рамками применения только казахского языка. А нам нужно знать, как минимум, три языка – казахский, русский и английский. И это было в те годы, когда шел расцвет и вал ура-патриотизма и примитивного национализма. Я видел, как косо посматривали на Ережепа Альхаировича депутаты из сельских регионов. А он говорил спокойно, но с напором, убеждением. И что они могли сказать в ответ одному из величайших педагогов и организаторов образования страны, министру образования?

Говорил ректор-депутат и об отсутствии в городе «Молодежного Центра досуга», что означает потенциальный рост молодежной преступности. Он предлагал создать такой Центр на базе бывшей студенческой столовой, известной старожилам города как «Парфенон», или на базе кинотеатра «Октябрь». И заявлял о готовности самому взяться за концепцию и воплощение такого Центра в жизнь.

Одно из его выступлений было на тему взаимосвязи вузовской науки и производства. Если поднять сейчас стенограммы сессий областного маслихата, то можно увидеть, что Ережеп Мамбетказиев еще тогда, 20 лет назад, поднимал вопросы, которые сегодня стоят на повестке дня. А поднимал он их потому, что пошел в депутаты не как лоббист собственных, или чьих-то интересов, а как гражданин.

И сегодня мой ректор по-прежнему остаётся Гражданином. Пройдя «огонь, воду и медные трубы», он остался Человеком. У него не пошла голова кругом от министерского кресла, от лавров создателя первого в регионе частного вуза международного партнерства, от участия в Национальном Завтраке в компании с президентами США Д. Бушем и Б. Обамой (г. Вашингтон). Он всё тот же, с той же беспокойной душой. И пусть она, его душа, так и остаётся беспокойной. Ведь мир держится именно на таких людях.