Пройдусь по улице Цивилизации!

Газета "Flash!"

11 мая состоялись публичные слушания комиссий Усть-Каменогорского городского маслихата по вопросу наименования безымянных улиц города.

В слушаниях приняли участие депутаты городского маслихата, представители акимата г. Усть-Каменогорска и немногочисленные участники от общественных организаций, то есть, подлинно публичных слушаний, не получилось. Кстати, тем же общественникам, к которым относится и автор этого материала, пришлось приложить немалые усилия, чтобы пройти в зал заседаний. А ведь объявление о слушаниях было опубликовано в печати, что предполагает участие каждого желающего горожанина. Тем не менее, тема слушаний оказалась довольно любопытной.

Оказывается, на 297-ом году своего существования, в городе имеется (по официальным данным), 23 безымянные улицы (!). То есть на них бурлит жизнь, стоят жилые застройки, какие-то производства, но по адресному каталогу их вроде бы и не существует. Картина получается интересной. Де-факто улицы со всей своей инфраструктурой есть, а де-юре, как бы и нет. Сразу всплывает в памяти литературная история про поручика Киже, только ровно наоборот. Там было имя человека, но не существовало его самого, а в нашем случае, люди и постройки есть, но адреса нет. А как в наш век можно прожить без адреса? Это, примерно то же самое, как жить без паспорта и гражданства, на положении полного правового и социального бесправия, ибо без адреса ты не полноценный человек, а бомж, и это ещё мягко сказано. В свете последних мировых событий, отмеченных всеобщей борьбой с экстремизмом и терроризмом, наличие подобных адресных «белых пятен» в областном центре уже давно должно бы заставить все городские правоохранительные, налоговые, коммунальные органы, что называется «бить копытом» от тревоги за безадресное проживание в городе сотен людей. Тем более, что живём в цифровой век, в котором регистрации подвержено абсолютно всё – от популяций диких животных в бескрайней тайге, до телефонных разговоров граждан. А тут целых 23 улицы без адреса! Как же с их обитателями работали участковые полицейские, налоговики (земельный и имущественный налоги), медики, в частности, «скорая помощь», и прочая и прочая? В то время, когда несвоевременная подача личных данных в государственные органы иногда влечёт за собой крупные моральные и материальные проблемы, по — видимому сотни граждан нашего города ухитрялись обходиться без надёжного адреса?

Здесь можно ставить ещё бесконечное количество вопросов, в частности, а кто персонально будет отвечать за подобную халатность, и будет ли вообще? Или, для чего создавали в своё время сеть Комитетов местного самоуправления при акимате города? Для более близкого, детального и эффективного управления городскими территориями! Если так, что же эти эффективные городские органы за 20 лет своего существования не удосужились позаботится о присвоении адресов в своих микрорайонах? Как же они разносят квитки для населения города по уплате налогов? (Это один из основных параметров работы данных учреждений). Что написано в тех квитках, неужели по Чехову: «На деревню дедушке», или ещё более просто: «В домишко за перекрёстком у третьей кучи справа»?

Тем не менее, собравшиеся депутаты гормаслихата, развёрнутых объяснений такому малоприятному для городских властей казусу на слушаниях не дали, а быстро постарались перейти к обсуждению ситуации по присвоению, наконец — то, «улицам-изгоям» положенных им по принятым во всём мире городским цивилизованным нормам, названий-наименований.

Предложения по данному вопросу озвучила заместитель городского акима Ольга Булавкина. Она предложила наименовать безымянные улицы города, которые, как правило, оказались расположенными вне центральных районов, по преимуществу «на обочине», нейтральными названиями, не носящими какого-либо именного смысла (то есть – аполитичными, вне привязки названий к человеческим фамилиям), что-то по подобию названий улиц из известной песни Юрия Антонова: «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную…». Ещё в части наименований улиц появятся названия, которые опираются на неофициальные народные наименования, уже давно данные этим территориям. Ну и этаким пафосным айсбергом, выглядит название, которое предложили члены городской комиссии по наименованиям для одной из улиц – «улица Цивилизация». Нет, но этот пафос нужно себе представить! Где то, на задворках города, безымянной улочке, сплошь застроенной полувековой и более, частной, разномастной застройкой, улочке, которая никогда не знала асфальтового покрытия и уличного освещения, присвоят это громкое, и надо понимать, обязывающее к переменам имя – улица Цивилизация! Это будет звучать гордо!

Впрочем, некоторые прения по присвоению названий безымянным улицам, всё же случились. Когда стал рассматриваться вопрос, каким образом утвердить предложенные городской комиссией названия, то выяснилось, что мнения депутатов примерно разделились: одна группа депутатов выразилась за принятие общим списком названий, без обсуждения с жителями тех самых безымянных, покуда, улиц; другая депутатская группа стояла на том, что посоветоваться насчёт названий с людьми из окраин города, всё же нужно, ибо это полезный диалог депутатов со своими избирателями (Как же они голосовали, не имея адреса?).

В итоге, со счётом 11:8, победила команда депутатов, предложившая не «идти в народ», а решить вопрос формально-технически – одобрить все названия улиц, которые подобрала для них городская комиссия. Как потом высказался один из депутатов «проигравшей» стороны:

— Просто не с чем идти к народу! Он начнёт ставить неудобные вопросы, не только по наименованиям, но и по благоустройству, а что им отвечать? Вот я, уже который год обещаю в своём округе переставить мусорные баки, самый мелочный вопрос, однако воз и ныне там. Акимы города меняются, как перчатки, и каждый новый аким обещает посодействовать в этом, но пока он входит в курс дела, приходит следующий глава города, и всё приходится начинать сначала. Просто стыдно перед своими избирателями.

Далее уже пошли рассуждения и остальных по разным поводам их нелёгкой депутатской доли. Но вернёмся к основной теме.

Вторым вопросом на слушаниях была информация о процессах по переименованию некоторых улиц Усть-Каменогорска. С этим разногласий не возникло, и вопрос разрешили за одну минуту. Тут требуется небольшое пояснение.

В 2014 году в стране с подачи Президента Казахстана Н.А. Назарбаева, Министерством культуры РК был введён своего рода мораторий по присвоению через местные ономастические комиссии именных названий населённым пунктам, улицам и другим значимым объектам. Такой норматив был первоначально указан в 5 лет. То есть, до 2019 года. Причём, новые нормативы в деле переименований коснулись не только сроков по приостановке присвоений именных названий, но и полномочий по их реализации. Если раньше региональная ономастическая комиссия сама могла решать вопросы по переименованию крупных объектов (городов, сёл, улиц, площадей и т.д.), то по новым нормативам местные ономастические комиссии вправе только собирать просьбы по этому поводу от населения, проводить с этой целью общественные опросы, публичные слушания, обобщать и предлагать новые названия. Но окончательное решение по ним будет принимать исключительно Республиканская ономастическая комиссия при Правительстве РК. Поэтому, те отдельные предложения, которые были заявлены по переименованию некоторых улиц Усть-Каменогорска (Ворошилова, Чистякова, Кожедуба, площади Ушанова и т.д.) некоторыми жителями и общественными организациями, были отвергнуты сходу депутатским корпусом областного центра, как входящие в разрез с действующими юридическими нормами. Поэтому, если конечно не произойдут новые нормативные изменения в данной сфере, как минимум до 2019 года, все улицы и площади нашего города останутся под своими нынешними именами.

На этом депутаты городского маслихата закончили рассмотрение данного вопроса и в скором времени на картах города появятся «новые улицы», вернее у старых улиц появятся наконец-то свои названия, что, конечно же, добавит свой «цивилизованный» штрих к портрету нашего любимого города.



Сергей Михеев



P.S. Несмотря на указанный мораторий, в Семее произошло переименование двух улиц города. Правда, сделано это действительно на основании решения республиканской ономастической комиссии при правительстве РК. Действие моратория на короткое время было приостановлено в связи с 25-летием Независимости РК. Это решение комиссия приняла 20 декабря 2016 г., 15 марта по этому поводу принято решение ВК областного маслихата и постановление областного акимата. Так, улица Дальняя переименована в улицу Закарии Белибаева, а улица Интернациональная – в улицу Каюма Мухамедханова. Закария Белибаев – Герой Советского Союза, 9 мая этого года ему исполнилось бы 100 лет. В этот день была установлена и мемориальная доска на улице имени Героя. Каюм Мухамедханов – уроженец Семея, писатель, учёный, абаевед, автор Государственного Гимна Казахской ССР. И если с переименованием улицы Дальней никаких вопросов не возникало, то по улице Интернациональной не все горожане поддержали эту инициативу. Мы в нашей газете публиковали эту полемику семейчан. А что плохого в интернационализме, — говорили противники переименования улицы? Ведь это основа дружбы народов. Неужели для имени Каюма Мухамедханова нельзя найти другую улицу? Но, тем не менее, упоминание об интернационализме исчезло с карты Семея. В Усть-Каменогорске улица с таким названием есть, но на ней уже практически нет домов, старые деревянные бараки в районе Гавани давно снесли.