Наша Победа во фронтовом небе

Газета "Flash!"

Среди всех знаменательных дат, памятных казахстанцам, особое место занимает 9 мая 1945 года – день, когда залпы салюта возвестили об исторической победе Советского Союза над фашистской Германией.

Достойный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков внесли воины из Казахстана. Тысячи фронтовиков были отмечены самыми высокими наградами, самой почётной из которых считалось звание Героя Советского Союза. Всего в годы Великой Отечественной войны 11603 воина были удостоены этого высокого звания, в том числе около 500 фронтовиков-казахстанцев, из них 64 из Восточно-Казахстанской области (в прежней её территории). 104 человека получили звание Героя Советского Союза дважды, в том числе воины из Казахстана: Талгат Бегельдинов, Сергей Луганский, Леонид Беда, Иван Павлов. Всего более 60 тысяч казахстанцев за доблесть и отвагу, проявленные на полях сражений, награждены орденами и медалями Советского Союза. (Эти данные приведены только по результатам награждений непосредственно во время войны). Только одна Панфиловская дивизия дала Родине 34 Героя Советского Союза, 15 992 орденоносца вырастила за годы Великой Отечественной войны 73-я гвардейская Краснознамённая дивизия!

Рассказ обо всех героях, которых дал Казахстан в годы войны, наверняка затянулся бы до бесконечности. Поэтому, мы расскажем о героях только одной фронтовой профессии – лётчиках из Казахстана, добившихся легендарных успехов на той Великой войне. Почему именно о лётчиках пойдёт речь?

Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что среди самых известных героев, очень высоко присутствие именно лётчиков (так из четырёх дважды Героев СССР — казахстанцев – все лётчики).

Успехи авиаторов усиливают авторитет победы всего государства, всех людей, причастных к воздушным победам – от юного слесаря на заводе по производству самолётов, конструкторов и инженеров, до всей армии, находящейся под надёжным прикрытием с воздуха. Авиация – это одна из самых престижных и сложных отраслей всего народного хозяйства, которая по плечу лишь считанным странам на планете. В таком случае, люди понимают, что если страна способна выпускать современные самолёты, готовить классных лётчиков, значит, у неё есть огромные возможности и потенциал для одоления агрессора. Это резко усиливает моральный дух нации, вселяет в неё уверенность в окончательной победе.

Ну, и нельзя не упомянуть личное пристрастие автора к авиации, которое у него завязалось в раннем детстве от рассказов отца, который без малого 9 лет, с 1943 по 1952гг., прослужил в авиации в качестве техника самолётов. Отец всегда в высшей степени похвально и с гордостью отзывался о лётчиках, которым он помогал в конечном успехе их свершений, заботясь о техническом состоянии самолётов.



С чего всё начиналось

О том, как начиналось восхождению к подвигу наших лётчиков во время войны, мы сейчас можем судить только по книгам, фильмам, рассказам о том времени. К сожалению, время неумолимо, в живых осталась малая горстка непосредственных участников событий. Но есть народная память о своих героях, и мы обязаны привести здесь отрывки их воспоминаний, которые гораздо лучше и правдивее объяснят нам, живущим более 70 лет спустя, закономерность нашего восхождения к Великой Победе.

Из воспоминаний дважды Героя Советского Союза, лётчика-штурмовика Леонида Игнатьевича Беды: «В своё время, лет до пятнадцати, я больше понимал в охоте на зайцев, в лошадях, в степных цветах, чем в угле атаки крыла, ньютоновской механике и в прочих механических премудростях. Поэтому, когда в 1932 году впервые увидел аэроплан над Кустанаем – у меня буквально отвисла челюсть.

Шло время, я окончил школу, поступил в учительский институт. Но к авиации, парашютизму относился, как к делу опасному, был психологический барьер, который разделяет человека и новую технику, опередившую обыденное сознание. Но в тоже время, я уже знал, что в 1931 году, нарком Красной Армии К.Е. Ворошилов, обратился к IX съезду комсомола с призывом установить шефство комсомола над Военно-Воздушными Силами страны. Съезд выдвинул лозунг: «Комсомолец – на самолёт!» Лучшие парни и девушки по комсомольским путёвкам пришли в аэроклубы, на аэродромы.

Кому, как не комсомольцам, с их юношеским азартом, было проще преодолеть тот самый психологический барьер. Только молодёжи было по силам не потеряться в скоростях неба. Так, в тридцатые годы были созданы условия для массового броска в небо. В небе вершилась новая история, и остаться равнодушным было невозможно. Главными героями тех дней стали лётчики, с передовиц всех газет смотрели на нас фотографии – Чкалова, Громова, Байдукова, Расковой. В 1938 году я решил записаться в парашютный кружок. Затем был аэроклуб и комсомольский набор 1940 года в Оренбургское училище военных лётчиков, из которого впоследствии вышло большинство прославленных казахстанских лётчиков. И судьбы у нас всех похожие: по путёвке комсомола – в аэроклуб, потом – лётное училище, фронт.

Вот и получилось, что лозунг: «Комсомолец – на самолёт!» брошенный загодя, сработал. На протяжении всей войны у нас не было случая, чтобы самолёт стоял на аэродроме, и летать было некому».

Из воспоминаний моего отца, Николая Михеева, призванного в Красную Армию осенью 1943 года из деревни Кутиха, Зыряновского района ВКО: «К моменту своего призыва в армию, я, 17-летний паренёк из деревни, конечно, ещё не успел освоить какую-то техническую профессию. Да что там говорить, каждая машина – «полуторка» в деревне была на перечёт, особенно после мобилизации техники для нужд фронта. Тем не менее, теорию работы двигателя внутреннего сгорания, нам в 7-летней деревенской школе, объясняли учителя по физике, очень доходчиво. Поэтому когда перед самым наступлением 1944 года, нас, новобранцев, привезли в разбитый пригород Харькова – г.Чугуев и объявили нам, что мы зачислены курсантами школы авиационных техников, где нас научат с «закрытыми глазами» разбирать и собирать авиационные двигатели, мы, конечно, вначале впали в панику. Многие из нас никогда не видели своими глазами самолётов, некоторые даже на автомобиле ни разу не катались – и вдруг двигатель истребителя! Но начались занятия и дело пошло, того нашего школьного теоретического общего уровня, оказалось вполне достаточно для быстрого освоения темы истребительных двигателей. И уже весной 1944 -го нас выпустили из школы техников во фронтовые авиационные части. Действительно, чуть позже, поднакопив практической сноровки, я уже мог детально определять все характеристики моего ставшего любимым двигателя АШ-82 (мотор для истребителей Лавочкина), что называется по одному звуку! Также быстро мы освоили и знание импортной авиационной техники – тех же американских Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра». Притом, что порой у этих истребителей, поставлявшихся союзниками по ленд-лизу, отсутствовала документация на русском языке, а английский язык в школах того времени был не популярен и им практически никто не владел, чтобы перевести инструкцию. Но ничего, освоили быстро, даже свои усовершенствования стали вносить в американский истребитель, адаптируя его к нашим условиям».

Конечно, не всё было гладко тогда, приходилось догонять, спешили очень. Ведь отставание от развитых стран было в пропасть. Там авиационная промышленность и подготовка лётных кадров создавались ещё в годы первой мировой войны, то есть примерно с 1914-15гг., а мы стартовали в этой отрасли лишь в 1931 году, то есть отстали на целое поколение, однако к 1941 году почти догнали мировой уровень. Это «почти» пришлось ликвидировать уже в военных условиях, зачастую в условиях тяжёлых потерь, но всё же, история доказала правильность выбранной за десятилетие до начала войны стратегии – построении мощной авиационной индустрии в стране и подготовки кадров для неё.



О настоящих героях воздуха

В ходе войны нашей авиации пришлось на первом этапе догонять противника. В самую безрадостную минуту отступлений и потерь, наши героические воины смогли оказать мощное сопротивление врагу, не дали себя сломить, ни физически, ни морально. Сумели дождаться подкрепления, в виде подготовленных людских резервов, новой военной техники и переломить ход всей мировой войны в свою сторону. В авиации это сделали в основном те 18-20-летние ребята, которые, начиная с 1942-43гг., стали приходить на фронт, уже обученными современным методам ведения боя.

С вечной благодарностью к ним, вспомним имена самых выдающихся лётчиков-казахстанцев, внёсших огромный вклад в дело общей, трудной Победы над врагом.

С одним из выдающихся асов, Леонидом Игнатьевичем Бедой, начинавшим свой путь к небу в Кустанайском аэроклубе перед самой войной, мы уже познакомились, приводя его слова из интервью, данного им к тридцатилетию Победы в 1975 году. Дополним рассказ биографической справкой: «Родился в селе Ново-Покровка Кустанайской области в 1920 году. Окончил Чкаловскую (Оренбургскую) военно-авиационную школу пилотов в 1942 году. С июня 1942 года на Сталинградском фронте. Зарекомендовал себя смелым и решительным воздушным бойцом, мастером штурмовых ударов. Совершил 214 боевых вылетов за годы войны. Дважды Герой Советского Союза». О своих подвигах рассказывал скромно: «Я попал на фронт в очень тяжёлый момент – враг рвался к Волге и был уверен в своём успехе. Но уже намечался перелом. На вооружение в авиаполки стали поступать новые машины – «ЯК-7» и отличные усовершенствованные штурмовики «ИЛ-2». Это сразу почувствовал враг, хотя летал на этих самолётах в основном молодняк, вроде меня. Вот мне говорят, что в 1942 году стаж жизни штурмовика был 25 боевых вылетов — и гибель, позже он увеличился, но до сотни боевых вылетов так и не дошёл, а у меня их больше 200, что это, случайность или везение? Да нет, это ни причём… Как-то командование приказало мне разведать переправы немцев через Дон. Вылетел, шёл в облаках, и вдруг над самой рекой выскочил в чистое небо. Мешкать некогда, увидят немецкие истребители – каюк. Я сбросил высоту и пошёл над самым Доном, ниже крутого берега. Вести так машину очень трудно. Самая небольшая ошибка в пилотировании будет стоить жизни. Потеряй я метр высоты – только пузыри бы из-под воды пошли. Пролетел. И реакция помогла, и глазомер не подвёл. Но главное, что выручило – уроки аэроклуба, училища… А вы говорите, везение, случайность».

Талгат Якубекович Бегельдинов – летчик-легенда Казахстана! Родился в 1922 году, окончил всё ту же Чкаловскую авиационную школу в 1942 году. На фронте с января 1943 года. Первое звание Героя Советского Союза получил за личную отвагу и высокое боевое мастерство при освобождении Правобережной Украины, за лично сбитые 4 вражеских самолёта и эффективное содействие войскам при выходе на государственную границу. Второй раз был представлен к высокому званию Героя за бои в Польше и Германии в 1945 году. Всего совершил 520 боевых вылетов! Талгат Бегельдинов, пожалуй, один из очень немногих лётчиков-штурмовиков, которому удалось не только выполнять основные функции штурмовой авиации – бороться с наземными войсками противника, но и успешно проводить воздушные бои с истребителями врага. Нужно учесть, что воевал он на штурмовике «Ил-2», который по своим функциям не был приспособлен для одиночного боя с истребителями. «Ил-2» отличная бронированная машина, но более чем в два раза тяжелее истребителя, значит, менее скоростная и манёвренная. Так вот, Талгату Бегельдинову, с помощью филигранного мастерства в управлении машиной, врождённой интуиции, удалось почти немыслимое – сбивать вражеские истребители на своём «тяжёловесе». Приём этот был очень рискованным, но единственным, и наш ас сознательно на него шёл. Воздушный трюк (по другому и не скажешь) Бегельдинова заключался в следующем: при преследовании его вражеским истребителем, он уходил на бреющий полёт, вынуждая заходить на эту опасную высоту и противника. Затем, просчитывая время открытия вражеского огня по своему самолёту, начинал «притормаживать» свой штурмовик, заставляя противника вынужденно уходить над ним вверх, на второй заход, и подставляя на короткое время незащищённое «брюхо» истребителя. В этот короткий момент, Талгат резко прибавлял обороты машине и задирал нос своего штурмовика, мгновенно открывал убийственный огонь из всего мощного вооружения, буквально превращая в обломки вражеский истребитель. Приём очень сложный, требующий от лётчика такой же реакции, что и у канатоходца над пропастью и без страховки. Такое по плечу только Великому мастеру!

Любопытно, что однажды на фронте сложилось положение, когда идущих на штурмовку «Ил-2», части, в которой служил Талгат Бегельдинов, прикрывали советские истребители под командованием другого казахстанского выдающегося лётчика – Сергея Луганского.

Сергей Данилович Луганский (1918-1977), родился в Алматы. Дважды Герой Советского Союза (1943 и 1944 годы). В Красной армии с 1938 года. В 1938 году окончил опять -таки Чкаловскую лётную школу пилотов. Боевую деятельность начал ещё в 1939 году на финской войне, где он совершил 59 боевых вылета. В Великую Отечественную войну на фронте с октября 1941 года. Луганский отличался высоким искусством ведения воздушного боя, мастерски сочетая личные действия с групповыми. Будучи уже в должности командира авиационного истребительного полка, умело и надёжно прикрывал советские штурмовики в полёте, обеспечивая им успешное выполнения боевых задач. Всего Луганский совершил 390 боевых вылетов, сбил лично 37 самолётов противника (в том числе 2 тараном) и в групповых боях ещё 6 самолётов противника. Автор очень интересных мемуаров о своей боевой жизни.

Здесь, возможно опять возникнет скепсис у критиков: подумаешь, 37 сбитых самолётов. Вот у немцев были асы, так у них счёт сбитых машин переваливал за 300.

Такое мнение возникает у тех, кто, видимо, не знаком с различием в стратегии истребительной авиации. Немцы культивировали индивидуальный успех своих лётчиков, приписывая им трофеи, добытые всеми, а то и просто занимаясь фальсификацией. Им нужен был герой-одиночка, любимец нации. Поэтому немцы долго применяли, в общем, не слишком прагматичную тактику по созданию отдельных элитных подразделений, состоящих из одних асов. Боевой счёт у лётчиков из элитных эскадрилий немцев был действительно солидный, но какой ценой? Ценой ослабления прикрытия своих ударных бомбардировочных соединений. Пока преимущество в воздухе было за немцами, в 1941-42гг., такая тактика не сильно сказывалась на общем положении дел. Но как только советская авиация подравнялась с вражеской по качеству и количеству, пагубность немецкой тактики фатально сказалась для фашистов. Они быстро потеряли господство в воздухе, и никакие великие Хартманы (главный ас немецкой авиации) уже не могли отвести угрозу от ударов советской авиации по сухопутным войскам вермахта.

А теперь приглядитесь, за что в советской авиации давали самые высокие награды лётчикам. Конечно, и в ней были выдающиеся асы-истребители, на счету которых были десятки сбитых самолётов противника. Но, всё же, не менее значимо были отражены и главные «пахари» воздушной войны – штурмовики. А для истребителей был закон – главная цель не уничтожение вражеских истребителей, а надёжное прикрытие своих штурмовых и бомбардировочных групп, которые своими ударами наносят врагу куда больший ущерб, чем несколько сбитых истребителей противника. Вот такая коллективная ответственность, что называется, советская воздушная тактика. Вчитайтесь ещё раз в выдержку приказа о награждении Сергея Луганского: «За умелое и надёжное прикрытие штурмовиков…». Чья тактика оказалась более эффективной в итоге? Это очевидно – наша полная Победа, в том числе и над хвалённым люфтваффе!



Восточноказахстанцы в небе войны

Теперь вспомним героических лётчиков из Восточного Казахстана, своих близких земляков.

К сожалению, формат газетной статьи не позволяет нам более подробно осветить и малую толику славного прошлого наших героев, но не назвать хотя бы часть имён, которые навсегда останутся символами мужества, воинской доблести и патриотизма в нашей памяти, мы просто обязаны. Если уже пошла тема о штурмовой авиации в годы войны, как самой эффективной по конечному разгрому врага, по самой рискованной профессии в лётном деле, то и в этой главе остановимся на ратных примерах нескольких лётчиков-штурмовиков из Восточного Казахстана. Всего их 12 – Героев Советского Союза (напомним, что ВКО дала Родине 64 кавалера самой высокой награды), лётчиков-штурмовиков. Как легко сосчитать, это очень высокий процент к количеству всех Героев Советского Союза — выходцев из Восточного Казахстана, учитывая при этом, что доля таких лётчиков в общем количестве бойцов из нашей области, была на порядок меньше, чем в сухопутных войсках и даже в тех же других родах авиации.

Вот он, список наших Героев — штурмовиков: Сергей Алексеевич Батеньков – 157 боевых вылета; Гулькин Иван Тихонович – 93 боевых вылета, умер от ран в марте 1945 года; Фёдор Матвеевич Сафонов – 109 боевых вылетов на штурмовку, единственный представитель от лётчиков нашей области, участник Парада Победы на Красной площади; Пётр Филимонович Железняков – 125 боевых вылета (уничтожил 16 самолётов, 16 танков, 86 автомашин врага); Вениамин Борисович Каищков – 120 боевых вылетов; Вениамин Михайлович Милецкий – 305 боевых вылета; Пётр Иосифович Теряев – с марта 1943 года до гибели 15.02.1945 года совершил 154 боевых вылета; Фёдор Иванович Пересыпкин – 163 боевых вылетов, единственный случай на войне, когда стрелком-радистом на штурмовике была жена лётчика Вера Фёдоровна, совершила вместе с мужем 151 боевой вылет и которая перед каждым вылетом говорила мужу: «Ты за моей спиной, как за каменной стеной!». Лев Михайлович Рощин из села Ливино, что под современным Риддером, родился в 1922 году. В 14 — летнем возрасте впервые увидел самолёт и «заболел» авиацией. На фронте с декабря 1941 года, совершил 470 боевых вылета (уничтожил 31 танк, 137 автомобилей, 59 артиллерийских орудия, 43 зенитки, 29 дзотов, 3 паровоза, 13 самолётов врага на аэродромах, один в воздушном бою). Единственный свой сбитый самолёт противника в воздушном бою (фокке-вульф 190), Лев Михайлович сбил в бою при освобождении Севастополя в мае 1944 года, применив для этого приём Талгата Бегельдинова.

Степан Николаевич Борозенец – родился в Таврическом районе ВКО в 1922 году, семья Борозенцов проживала до войны в селе Донское. Степан уже с 8-ми лет работал в поле. Вначале погонщиком скота, затем машинистом сенокосилки. По окончании 9-го класса средней школы подвернулся случай – в Донское приехал представитель Семипалатинского аэроклуба. Отобрал девять самых смелых ребят, в том числе и Степана, для учёбы в лётном клубе. Так началась новая жизнь для юноши. Затем путёвка в Чкаловское лётное училище, где Степана и застала война. Но до мая 1943 года все его рапорты об отправке на фронт, отклонялись руководством училища, которому было необходимо иметь высококлассных лётчиков-инструкторов. И лишь в мае 1943 года для Степана началась фронтовая жизнь.

Август 1944 года. Перед подразделением штурмовиков поставлена задача – уничтожить немецкий штаб. Это было уже на территории Германии. Теперь одно из звеньев вёл лейтенант Борозенец. Однако к цели подойти было нелегко – густо била вражеская зенитная артиллерия. Несмотря на это, все прорвались к цели и выполнили задание. Каждый сделал по 4-5 боевых заходов на цель. От штаба осталась груда битого кирпича. Затем после возвращения без потерь с задания, были проявлены фотографии штурмовки: штаб полностью уничтожен, убито 26 гитлеровцев, было видно на фотографии, как немецкий фельдмаршал в одних кальсонах удирал из штаба в бомбоубежище. Участников штурмовки поздравлял лично генерал-лейтенант Байдуков – настоящая легенда из первой плеяды советской авиации.

Всего за период своей боевой деятельности Степаном Борозенцом уничтожено 3 танка, 84 автомашины, 120 вагонов, взорвано девять складов с горючим и боеприпасами, убито и ранено свыше 250 солдат противника.

После войны Степан Николаевич продолжил служить в авиации, часто приезжал в Восточный Казахстан, проводил встречи с земляками, с молодёжью. В отставке поселился в Москве. Грянула перестройка, затем развал страны, ветераны остались без государственной поддержки. Обострились болезни, требовалась операция, возможностей для этого в Москве начала 90-х годов не нашлось. Спасибо, что об этом узнали общественники из ветеранской организации в США, они пригласили за свой счёт семью Степана Николаевича в Чикаго, где он был прооперирован, а затем остался на постоянном месте жительства в США, видимо, уже не полагаясь на достойную поддержку и помощь родной страны для себя. Конечно, отношений с Родиной он не прерывал, в частности, участвовал в сеансе видеосвязи со своими родственниками из Таврического района, с земляками из Усть-Каменогорска накануне Дня Победы в 2012 году. В прошлом году последний из живых Героев Советского Союза из Восточного Казахстана покинул нас навсегда.

Общественная организация советских десантников в США выступила с инициативой к общественникам из ВКО, чтобы на малой Родине Героя назвали улицу или школу его именем, ради увековечивания памяти перед потомками. В свою очередь, они объявили о сборе средств для заказа монумента Степану Борозенцу, для последующего установления его в одном из парков Чикаго. Однако выяснилось, что по нормативам казахстанских ономастических комиссий, которые вправе принимать предложения от общественности по названию населённых пунктов, улиц и т.д., существует правило, по которому такие обращения могут рассматриваться лишь по истечении 5 лет после смерти гражданина, именем которого предполагается назвать перечисленные объекты.

По мнению автора данной статьи, такой подход совершенно не уместен по отношению к заслуженным Героям Отечественной войны. Ведь они своим подвигом при жизни заслужили право на вечную память у потомков. А здесь вдруг какой-то ценз, сроки для рассмотрения. Что там рассматривать? Для всех имён фронтовиков необходимо ввести особый режим рассмотрения ономастических комиссий на запросы общественности. Автоматически исключающий различные временные или иные ограничения, зачастую явно надуманные. Да и вообще, почему у нас в областном центре имена Героев Отечественной войны носят заштатные и порой запущенные улицы, находящиеся на периферии города, с преобладанием частного сектора, с плохим дорожным покрытием, с обилием мусора в ближайших кустах и т.д. Сейчас идёт строительство новых микрорайонов на Левобережье, так почему бы городским властям не дать имена Героев войны новым, современных улицам?

Несмотря на ряд не решённых вопросов, связанных с памятью о Героях-фронтовиках, закончим эту статью словами благодарности всем нашим ветеранам, подарившим нам, ныне живущим, свободу и мирное небо над головой.

Слава защитникам Отечества! Вечная память погибшим за свободу своей Родины! С наступающим праздником – Днём Победы, наши уважаемые ветераны Великой Отечественной войны! Здоровья Вам и долгих лет жизни!

Подготовил Сергей Михеев. Помощь в материалах для данной статьи оказал Виктор Типтюк – известный специалист по истории Восточного Казахстана, краевед, проживающий сейчас в РФ.

P. S. Приведённые статистические данные по боевой деятельности летчиков, подобраны из различных источников, поэтому возможны некоторые, не принципиальные, расхождения с цифрами, имеющимися у читателей.