В Усть-Каменогорcке прошли общественные слушания, посвященные проектам благоустройства

Газета "Flash!"

На заседании преимущественно обсуждали два проекта: строительство надземного пешеходного перехода в районе ТД «Daniel» и реконструкция моста через реку Иртыш в створе улицы Казахстан, старый пролёт которого рухнул в прошлом году в процессе разборки из-за того, что не выдержала одна из старых опор, находившаяся в аварийном состоянии.

Самым обсуждаемым стало строительство «надземки» в районе ТД «Daniel». И не случайно — ведь объект находится в одном из самых оживленных и экологически неблагоприятном месте – в районе Дворца спорта, где проходит большинство автобусных маршрутов в городе. Этот надземный пешеходный переход будет первым в истории областного центра.

Пропускная способность надземного пешеходного перехода составит 2100 человек в час. Высота проезда под переходом в свету — 6 метров. Пешеходный переход скомпонован из трех пролетных строений, два из которых длиной по 26,5 метров, одно 35 метров, и трёх лестнично-лифтовых узлов.

— Проектом дополнительно предусмотрены перенос автобусной остановки и увеличенный «карман» для накопления автобусов, а также расширение проспекта Абая до пересечения с улицей Красина на одну полосу, — говорит главный инженер ТОО «ПИ Сибакадемпроект» Олег Гармаш. — Реконструкция покрытия проезжей части принята по аналогии с конструкцией существующего проспекта Независимости. Для пешеходного движения маломобильной группы населения в надземном переходе предусмотрены лифты, то есть в каждом лестнично-лифтовом узле будет лифт-подъемник. Лестнично-лифтовые узлы представляют собой лестничные клетки, с четырьмя маршами по 12 ступеней и имеют плоскую крышу и водосток.

Перед входом в надземный пешеходный переход запроектированы площадки для отдыха с размещением скамеек и урн для сбора мелкого мусора, также предусмотрено покрытие из декоративной плитки. Дополнительное озеленение мест разборки асфальтобетонного покрытия на разделительной полосе предусмотрено газоном из многолетних трав и рокариями (композиции из разной формы и размера камней и декоративных цветов, и растений – прим. авт.) с использованием ковровых и почвопокровных цветов.

Цель проекта — разделение в пространстве пешеходных и транспортных потоков, увеличение пропускной способности магистральных улиц, улучшение уровня благоустройства города, повышение уровня безопасности дорожного движения. Отметим, что стоимость надземного пешеходного перехода — 400 миллионов тенге. Период строительства – 2017 год.



Пешеходный переход — камень преткновения на дороге?

— Такие пешеходные переходы, если смотреть по практике больших городов, формируются на магистралях, то есть на участках с прямым ходом движения транспорта, где высокая скорость движения и не требуется наличия пешеходных переходов, — заявил общественный деятель Роман Честных. — А таких примеров, когда надземный пешеходный переход ставится в центре города, где движение транспорта и так осуществляется с низкой скоростью, такого я нигде не видел. На слайде смотрится красиво, но есть нюанс – не видно существующей застройки. У нас очень плотная застройка города, и поэтому отсутствие естественного хода движения воздуха, в результате — загазованность, которую мы имеем.

Давно доказано, что район Дворца спорта является одним из самых загрязненных мест города. Так, согласно проведенным исследованиям, наибольшее содержание оксида углерода наблюдается на перекрестке в районе Дворца спорта. Здесь же содержание этилбензола (органическое соединение, при вдыхании паров которого человек начинает чувствовать сонливость, усталость, головную боль, при длительном воздействии на организм человека этилбензол провоцирует хронические заболевания крови и печени – прим. авт.) и ксилола (органическое соединение, которое при очень большой концентрации в воздухе вызывает у человека наркотическую зависимость, затем происходит неблагоприятное и непоправимое воздействие на нервную систему, он вызывает раздражение кожного покрова человека, и слизистой оболочки глаза – прим. авт.) превышает ПДК в 6-7 (!) раз.

Не усугубит ли строительство пешеходного перехода и без того ухудшающуюся экологию в этом районе? Почему пешеходный переход нельзя построить на проспекте Сатпаева?

Добавим, что одним из основных поставщиков алкилбензолов в воздух является автотранспорт. Такое вредное соседство ароматических углеводородов неудивительно, ведь Дворец спорта находится в месте интенсивного автомобильного движения. Содержание этилбензола и ксилола в воздухе, отобранном в районе Дворца спорта, больше, чем к примеру на площади Победы – автомагистрали с интенсивным движением транспорта в городе Липецке Российской Федерации. Как известно, в Липецке гораздо меньше крупных промышленных производств и ниже техногенное воздействие на атмосферу, чем в Усть-Каменогорске.

На вопрос общественника, взволновавшего немногочисленную публику, прибывшую на слушание, поспешил ответить руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска Аскар Жаксылыков:

— У нас подписан меморандум с проектной организацией, на данном этапе это один из пяти проектов, который призван разгрузить проспекты Независимости и Абая. У нас в меморандуме ещё 4 пешеходных перехода. Это возле ТК «Император» — проспект Победы-Ауэзова, второй планируется в районе мечети на левом берегу и два пешеходных перехода появятся на проспекте Сатпаева – в районе «Фреш Маркета» и Назарбаев Интеллектуальной школы.

Также будет разработано ТЭО по строительству трехуровневой развязки через проспект Сатпаева, эстакадная часть с Сатпаева на предмостовую территорию будет проходить напрямую без светофоров, чтобы увеличить пропускную способность. Тоннельная часть будет располагаться через улицу Жибек Жолы. ТЭО будет включать в себя не только строительство трехуровневой развязки, но и подходы к этой развязке от существующего Иртышского моста.

Конечно, мы не можем объять необъятное, но мы будем создавать комфортные условия для жителей города. И также будем продолжать работать на благо народа, следуя транспортной программе Усть-Каменогорска, охватывающей большую часть дорог и улиц областного центра, — отметил господин Жаксылыков.

— Дело в том, что, когда строили ТД «Daniel», все люди возмущались, ведь он заградил путь воздуху, раньше воздух по проспекту Независимости свободно перемещался, — рассказал директор Центра экологической безопасности Геннадий Корешков. — Так вот, «Daniel» возвели, а теперь мы ещё и рядом хотим построить пешеходный переход. Роза ветров перестала проветривать этот район. Мы усугубили вот этими точечными застройками экологическую ситуацию, погубили город Усть-Каменогорск, который был построен по архитектуре знаменитого Ленинградского института. Генеральный план города, созданный институтом «Ленгипрогор» в 1969 году, был безупречным, учитывал все нюансы. Чего только стоит одна набережная Иртыша, до сих пор являющаяся одним из любимых мест устькаменогорцев, а ведь таких прекрасных объектов по городу множество, а сейчас все это застроилось, город перестал продуваться.

К сожалению, наследие 90-х – начала 2000-х хорошо видно и жителям города, и его гостям. Такое наследие есть в каждом городе Казахстана и на постсоветском пространстве. Хорошо, что этот период хаоса завершился. Появился новый генеральный план города, есть чёткая концепция благоустройства. И хорошо, что вот так открыто идёт дискуссия по каждому проекту. Главное, что большая работа по изменению облика города и его инфраструктуры началась.



Да будет мост!

Согласно документам, проект «Реконструкция моста через реку Иртыш в створе улицы Казахстан в городе Усть-Каменогорске ВКО» предусматривает проведение следующих работ: расширение проезжей части моста по генеральному плану развития проспекта Сатпаева от улицы Казахстан до улицы Жибек Жолы до 8-ми полос автомобильного движения с включением велосипедной дорожки и с использованием для этого существующих опор трамвайного моста; прокладку перспективных инженерных коммуникаций по мосту; переустройство существующих сетей по мосту.

На левом берегу предусмотрено благоустройство территории вдоль береговой линии. Проектом учтены: размещение прогулочной зоны длиной 200 метров и шириной 4 метра вдоль реки, роллерная площадка с удобными местами для обзора и спортивная площадка. Благоустройство территории включает в себя снос 390 деревьев и 1220 кустарников:

— Ель диаметром до 10-20 см – 60 штук,

— Тополь диаметром 25-30 см – 104 штуки,

— Тополь диаметром 45-50 см – 104 штуки,

— Тополь диаметром 65-70 см – 62 штуки,

— Тополь диаметром 75-80 см – 54 штуки,

— Береза диаметром 10-20 см – 6 штук,

— Черемуха (кустарник) диаметром 15-20 см – 220 штук,

— Клен (кустарник) диаметром – 5-10 см – 1000 штук.

— Что касается деревьев, в городе сейчас приобретена уникальная пересадочная машина, — подчеркнул Аскар Мекешевич. — Так, по Усть-Каменогорску активно пересаживаются пихтовые и лиственные деревья. На сегодняшний день вопрос о вырубке у нас снимается. Вы можете обратить внимание, что мы сейчас возим ёлки со стороны Усть-Каменогорского лесхоза, выкапываем оттуда, привозим сюда ёлку высотой 15-18 метров и делаем пересадку без нанесения вреда дереву, благодаря этой неповторимой машине, которая может пересадить такие ёлки и другие деревья.

Деревья хвойных пород подлежат пересадке на существующей территории после проведения разбивочного плана. Взамен сносимых деревьев проектом предусмотрена посадка зеленых насаждений в 2-кратном количестве. В обоих случаях за деревьями будут ухаживать до полной приживаемости зеленых насаждений.

— В настоящее время генеральным подрядчиком «Мостостроительный отряд №25 им. Рязанова» выполнен довольно большой объем по реконструкции моста через реку Иртыш: демонтировано старое пролетное строение, возведены новые опоры, смонтированы и установлены два новых пролетных строения из стали – верховое и низовое, частично выполнены работы по освещению моста — сообщил Олег Гармаш. – Ввиду того, что ширина моста существенно изменится с 29 до 43 метров, будут установлены новые светодиодные светильники на мосту и подходе к нему. Общая длина подходов к мосту составляет 500 метров.

Окончательный ввод 8-ми полосного левобережного подхода согласно генплану, будет выполнен после строительства развязки на проспекте Сатпаева и улицы Жибек Жолы, а также расширение моста через протоку Иртыша, отделяющий Комсомольский остров от территории левого берега.

К слову, стоимость проекта — 5,7 миллиарда тенге. Период строительства — 2017-2018 годы.

Поскольку речь зашла о сносе деревьев, у одного из участников слушания возник следующий вопрос, волновавший жителей, проживающих по улице Виноградова: почему пирамидальные тополя, не наносящие абсолютно никакого вреда, а наоборот, являющиеся своеобразными очистительными «легкими» (ведь только одно дерево способно уловить до 30 килограммов пыли в год и производить кислорода в три раза больше, чем обычное дерево, например, липа) вдруг снесли, несмотря на явный протест устькаменогорцев?

— По этому вопросу мы разрешения не давали, — ответил Аскар Жаксылыков. – Эти действия являются незаконными, с нашей стороны было адресовано письмо в соответствующие органы, которые должны принять после этого необходимые меры.

Несмотря на столь печальный факт, как незаконный снос зеленых насаждений, так милых сердцу горожан, в руках каждого из нас сделать свой город по-настоящему красивым, уютным и таким родным. Для этого достаточно не мусорить, не разрушать архитектурный облик областного центра, нанося непоправимый вред скульптурам и т.д., демонстрируя свой культурный уровень. Каждый из нас может посадить дерево или навести порядок в своем дворе, понимая, что опрятный и чистый город – это ответственность всех. А ещё нужно активно высказывать своё мнение по проектам благоустройства, призванным сделать наш город удобным, комфортным и современным.

Агентство «Восточный экспресс»

Фото Анжелики Бакировой