Центр ядерной медицины: тупик, в который завели управленцы

Газета "Flash!"

«Отделение радиоизотопной диагностики и терапии радиологического центра в Семее должно было запуститься еще несколько лет назад. За это время могла быть спасена не одна жизнь. В мертвом режиме работа стоит из-за вопиющего факта – была установлена небезопасная система хранения и сбора жидких радиоактивных веществ. Какая судьба ждет центр, решает республиканская комиссия.

С открытием отделения радиоизотопной диагностики и терапии Семей должен был стать – центром, куда для лечения онкологических заболеваний, съезжались бы жители со всех регионов страны и соседних стран. Радиотерапию в нем могут пройти 600 человек в год, а обследование 3 тысячи. Но запустить это уникальное учреждение не удается еще с 2013 года. Всему виной ошибки генерального подрядчика ТОО «ИртышГЭСстрой» и субподрядной организации АО «Медтехника». Выяснилось, что создание системы сбора и хранения ЖРО (жидких радиоактивных отходов) велось не по разработанному проекту. Нет даже трапов, лестниц, вентиляции, а пластиковые контейнеры от напора воды могут лопнуть.

Сотрудники центра утверждают, что его эксплуатация с непроектной системой ЖРО опасна для жизни пациента, медперсонала и окружающей среды. Поддерживает позицию врачей и глава региона Даниал Ахметов. По его инициативе для того, чтобы поставить точку в этом деле в Семей прибыла специальная комиссия во главе с вице-министром здравоохранения РК Алексеем Цой. В её состав вошли руководители и представители Комитета атомного и энергетического надзора и контроля, Национального ядерного центра, Института ядерной безопасности и экологии, Ульбинского металлургического завода, НИИ онкологии и радиологии и многие другие специалисты.

— Мы были здесь в составе комиссии еще в 2015 году и тогда установили, что генподрядчик и субподрядчик не выполнили свои обязательства. В системе жидких радиоактивных отходов не соблюдены нормы радиационной безопасности. К сожалению, прошло два года, но ничего не изменилось. Мы должны вынести решение — демонтировать систему или запустить работу, но уже с первого взгляда видно, что она не соответствует стандартам безопасности, — сказал Алексей Цой.

Судьбу центра ядерной медицины в Семее решали не на одном судебном заседании, где были представлены результаты многочисленных заключений казахстанских и зарубежных экспертов, которые говорят, что систему ЖРО нужно устанавливать заново. К сожалению, тома по этому делу растут, а сдвижек в пользу нуждающегося населения нет.

По словам директора Восточно-Казахстанского Регионального онкологического диспансера города Семей Марата Сандыбаева, открытие отделения радиоизотопной диагностики и терапии ждут все казахстанцы.

-У нас есть врачи, прошедшие обучение для работы на этом оборудовании, но из-за халатного отношения подрядчиков все стоит. Мы надеемся, что благодаря решению комиссии, в составе которой есть даже вице-министр здравоохранения, наша проблема решится, — сказал Марат Сандыбаев».

Такое официальное сообщение Информационного центра ВКО было распространено в начале апреля. Судя по всему вопрос о долгожданном вводе в эксплуатацию Центра ядерной медицины снова в тупике. В этом году мы уже дважды поднимали эту тему – статьи «Мы строили, строили, а теперь нужно…ломать» (№2, 19.01.2017г.) и «Центр ядерной медицины: конца строительства не видно» (№3, 02.02. 2017 г.). Прошло два месяца, но ничего с места так и не сдвинулось. Вместо решения – в Семей пожаловала очередная комиссия.

Напомним читателям, что всё упирается в систему сбора и хранения жидких радиоактивных отходов. Власти и разные комиссии утверждают, что уже готовая система ЖРО не соответствует проекту и поэтому должна быть демонтирована, поставщик этой системы – АО «Медтехника» доказывает обратное: система полностью пригодна. На этот счёт есть постановление ВК облсуда от 9 января 2017 г. Суд не удовлетворил исковое требование подрядчика – ТОО «ИртышГЭСстрой» к АО «Медтехника» о демонтаже системы ЖРО. Вынося такое постановление, суд опирался на заключение судебной экспертизы, проведённой специалистами российского Федерального центра по проектированию и развитию объектов ядерной медицины. Эксперты установили, что система ЖРО по схеме монтажа, расстановке и количеству единиц оборудования соответствует проектной документации, не соответствует только заводу-изготовителю. «Демонтаж системы ЖРО не требуется, достаточно доработки системы оборудованием, комплектация которого не зависит от определённого производителя», — говорится в постановлении, которое вступило в законную силу.

Обо всех любопытных нюансах этой стройки века читатели узнали, и могут узнать из предыдущих статей. Если кто-то их не прочитал ранее, то они размещены на сайте газеты. Напомним лишь самые важные моменты. Судом было установлено, что проектировщик – ТОО «Семстройпроект» разработал некачественную проектно-сметную документацию. При этом ПСД по системе спецканализации вообще не выполнена. Весь проект был изначально разработан под германскую фирму ENVIRO DTS. А это грубейшее нарушение, т.к. проект не может разрабатываться под конкретного производителя. Проектировщики взяли за основу прайс-лист германской фирмы, и свели всё проектное решение к коммерческому предложению, не рассматривая другие предложения.

Далее подрядчик ТОО «ИртышГЭСстрой» заключает договор на поставку оборудования для системы ЖРО с АО «Медтехника». При этом, как выяснилось, рабочий проект к договору не прилагался, и ни в договоре, ни в приложении к нему конкретный производитель системы ЖРО не был указан. В результате на объект была поставлена система ЖРО итальянской фирмы COMECER. Все эти события происходили ещё в 2012-2013 годах, и тогда ни у кого не возникали претензии к поставленной системе ЖРО. «Представители авторского надзора подтвердили, что об установке оборудования по итальянской технологии Заказчику, Генподрядчику, технадзору, региональному онкологическому диспансеру было известно с самого начала работ, т.е. с конца 2013 года», — говорится в постановлении суда. Монтаж этой системы – дело очень долгое, но за это время никто и не заикнулся о том, что система чему-то не соответствует.

А вот в январе 2015 года этот вопрос почему-то возник. Почему именно в это время? 24 января 2015 г. межведомственная комиссия уже обследовала систему ЖРО, и сделала вывод о несоответствии проекту. Затем были двухгодичные судебные разбирательства, которые, в конечном итоге привели к постановлению коллегии по гражданским делам ВК облсуда от 9 января 2017 г. об отмене предыдущего судебного постановления о демонтаже оборудования. Значит, систему ЖРО все-таки демонтировать не нужно?

Итак, что мы имеем? Как оказывается, проектная часть по системе ЖРО, вообще отсутствует! Весь проект сводится к коммерческому предложению конкретной германской фирмы. Поставщик АО «Медтехника» не был уведомлён, что нужно поставлять именно германскую систему ЖРО, это не было отражено ни в договоре, ни в приложении к нему. Поставленная система ЖРО итальянского производства до поры до времени всех устраивала, а затем, через два года, уже после завершения монтажа, вдруг перестала устраивать. Почему-то уже именно после завершения монтажа появляются комиссии, которые определяют, что система не соответствует проекту. Какому проекту, если его не было? Что мешало осуществлять такой же пристальный контроль на стадии проектирования, начала работ, и поставки оборудования? Заказчиком, кстати, является управление строительства, архитектуры и градостроительства ВКО.

Почему два года молчали медики? А теперь директор регионального онкологического диспансера г. Семея Марат Сандыбаев говорит, что система ЖРО не может эксплуатироваться, т.к. вызовет радиоактивное заражение части территории г. Семей. А раньше это было неясно? Почему прозрение о смертельной опасности для города такое позднее?

Теперь, когда есть постановление суда о том, что систему ЖРО не нужно демонтировать, какие действия должны последовать? Либо исполнять постановление, и дорабатывать уже смонтированную систему, что готов сделать поставщик, либо обжаловать постановление в Верховном Суде. Однако пошли разговоры, что судебная экспертиза, сделанная российскими экспертами, не имеет юридической силы в Казахстане, т.к. Федеральный центр по проектированию и развитию ядерной медицины не имеет аккредитации и лицензии в нашей стране. Странно, ведь эти эксперты были приглашены определением суда, не приехали сами по себе, или по чьей-то частной инициативе. И если суд счёл возможным привлечь их в качестве экспертов, значит, имел на то юридические основания. Обжаловать теперь результаты этой экспертизы можно лишь в судебном порядке. Интересно, что после всех этих событий директор Центра судебной экспертизы ВКО Нурлан Мукаев лишился своего поста. Якобы в связи с реорганизацией – слиянием институтов судебной и судебно-медицинской экспертизы в одно учреждение. Совпадение? Может быть. А может, и последствие той самой экспертизы, которую провели россияне?

Когда же наступит конец всей этой истории? И кто, наконец, поставит точку? Верховный суд или очередная правительственная комиссия? Наверное, это должен сделать суд, только он вправе отменить вступившее в законную силу постановление областного суда. Если решение о демонтаже примет комиссия, то это будет просто насмешкой над законом. Или, всё-таки, уже установленная система будет доработана? Если систему ЖРО демонтируют, то встаёт вопрос об ответственности всех контролирующих органов и лиц, прежде всего, заказчика – управления строительства ВКО. Демонтаж повлечёт огромные дополнительные расходы. За уже установленную систему оплачено 609 млн. тенге. В случае, если систему всё-таки придётся ломать, это ведь дело не одного дня. Не будут же просто кувалдой оборудование ломать! Значит, ещё несколько месяцев на демонтаж. Затем нужно проводить конкурс на поставку новой системы, теперь уже германской. А за это время курс евро вырос, значит, и затраты вырастут. Потом ещё несколько месяцев на монтаж. В итоге в лучшем случае Центр ядерной медицины заработает где-то к 2019 году, а то и позже. А в худшем – вообще неизвестно когда.

Мы, конечно, не можем делать выводы о системе жидких радиоактивных отходов. Это дело специалистов. Но можно сделать вывод, что полный провал системы управления стал причиной этой печальной истории. Будет ли кто-то разбираться, искать виновных? Или история настолько длинная, что все уже давно занесено пылью времени? Точку мы не поставим до тех пор, пока не ответим на главный вопрос: почему сейчас все упорно твердят, что система ЖРО не соответствует проекту и требованиям, и должна быть демонтирована, а до 2015 года все эти же лица так же упорно молчали, и система всех устраивала?



Денис Данилевский



P.S. На брифинге в Службе центральных коммуникаций 27 апреля аким ВКО ответил на вопрос журналистов о судьбе Центра ядерной медицины.

— В чем проблема? Мы в январе 2015 года выявили, что оборудование для удаления радиоактивных отходов не отвечает проекту. И с этого момента мы находимся в стадии перманентных судебных процедур. Мы провели десятки экспертиз, которые говорят о том, что это оборудование не отвечает проекту и не отвечает требованиям радиологической безопасности. Они дали однозначное заключение, что – оборудование не соответствует параметрам радиоактивной, радиологической безопасности. Мы еще раз подали в суд. Мы подали еще одну кассационную жалобу в Верховный суд. Готовится протест Генеральному прокурору. Мы с 2015 года находимся в этой стадии.

Глава ВКО заявил, что как только судебные тяжбы будут позади, областной бюджет профинансирует закуп нового оборудования, отвечающего требованиям безопасности.

— С момента принятия решения судом нам нужно технологическое время — ровно 8 месяцев. В течение шести месяцев завод изготавливает оборудование, 2 месяца на инсталляцию, завершение и испытания.

Я чувствую большую неловкость, поскольку мы долго ведем этот проект. В Казахстане, к слову, четыре позитронно-эмиссионных томографа, два из них вот в этом ядерном центре — один на 64 среза, который позволяет выявить раковые опухоли на самой ранней стадии, второй — на 24, и там действительно уникальное оборудование», — сказал аким ВКО.