Бесплатные лекарства: снова скандал вокруг тендера, или будет ли новое «дело Овсянникова»?

Газета "Flash!"

Наконец -то состоялся долгожданный тендер по поставкам лекарств в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи. Этого тендера очень ждали все. Прежде всего, больные, нуждающиеся в бесплатных лекарствах, поскольку и чиновники облздрава, и поставщики медикаментов всё время пеняли на то, что тендер до сих пор не проведён, поэтому, мол, и нет ритмичной поставки лекарств.

— Нас снова

вышвырнули из тендера, по совершенно надуманным основаниям, — говорит директор ТОО «ЕвроАзияФарм» Кульнар Калиаскарова.



Ожидался он и потому, что скандал вокруг прошлогоднего тендера лихорадил всю систему поставок лекарств. В итоге весь год немалое число больных так и не могли своевременно получить медикаменты, а многим вообще не суждено было получить их в полном объёме. Уголовным судом было установлено, что бывший руководитель ВК облздрава Вадим Овсянников и начальник отдела лекарственного обеспечения Валерия Спирина злоупотребили служебными полномочиями и оказывали на тендере всяческое предпочтение фирме «Жалын-ПВ» из Павлодара. А эта фирма затем не смогла своевременно поставлять лекарства. Также суд установил, что тендерная заявка фирмы «ЕвроАзияФарм», которая предложила стоимость поставки лекарств почти на полмиллиарда тенге ниже конкурсных цен, была отклонена незаконно.

Ну, вот теперь, после того, как Овсянников и Спирина были приговорены к лишению свободы, и от тюремных нар их спасла только амнистия, теперь-то тендер пройдёт прозрачно и в полном соответствии со всеми юридическими нормами. Так думали многие.

Завершив приём тендерных заявок 3 апреля, комиссия подвела итоги лишь 13 апреля. Документы на участие в конкурсе подали 10 фирм. Половина из них сразу не была допущена в следующий этап из-за несоответствия требованиям. Среди них — снова «ЕвроАзияФарм»!

Всего на тендере распределялись поставки лекарств для диспансерных больных на сумму 2 млрд. 296 млн. 965 тыс. 093 тенге. Напомним, что миллиард уже был потрачен ранее на поставки в январе — марте этого года, до проведения тендера эти поставки осуществляли фирмы, победившие в прошлогоднем конкурсе.

В итоге наибольшее число лотов досталось фирме «Медсервис Плюс» из Алматы. По 18 лотам она признана победителем по принципу закупа из одного источника (это когда больше нет других заявок) на сумму 1, 076 млрд. тенге.

Крупный государственный заказ вновь получила фирма «Жалын-ПВ» из Павлодара – на 712,5 млн. тенге. Тендерную комиссию не смутило, что в констатирующей части приговора суда по Овсянникову и Спириной чётко записано, что «виновником в несвоевременных поставках бесплатных лекарственных средств является поставщик ТОО «Жалын-ПВ».

Мы попросили дать комментарий по итогам тендера директора ТОО «ЕвроАзияФарм» Кульнар Калиаскарову:

— Нас снова выбросили из тендера по абсолютно надуманным основаниям. А мы подавали заявку на 18 лотов. Повторяется прошлогодняя история. Комиссия написала в протоколе: «Не предоставлены документы, подтверждающие наличие объектов розничной реализации лекарственных средств в г. Зыряновск (ТОО «Элона Фарм») и с. Самарское (ТОО «Гюрза»)», якобы не представлено приложение к лицензии на розничную реализацию лекарственных средств. Все лицензии есть, они имеют бессрочное действие! Неужели тендерная комиссия этого не знает?! Мы даже для них расшифровали все буквенные обозначения в лицензии. Там чёрным по белому написано – РР, что означает «розничная реализация». Здесь же и разрешение на работу на территории ВКО. Всё эти сведения есть и в лицензии, и в приложении к лицензии. Что ещё нужно? Эти аптеки работают, их же никто не закрывает? Мы ведь с 2006 года участвуем в тендерах, работаем с этими аптеками, и предоставляем эти же самые лицензии и приложения. И до сегодняшнего дня они всех устраивали, а теперь вдруг перестали устраивать!

— Какие ещё претензии к «ЕвроАзияФарм»?

— Посмотрим второй пункт замечания тендерной комиссии. Они пишут, что поставщик должен «Согласно п. 15 пп. 6 Правил, не быть привлеченными к ответственности за неисполнение или надлежащее исполнение им обязательств по заключенным в течение последних двух лет договорам о закупках фармацевтических услуг на основании решения суда, вступившего в законную силу, и согласно п. 79 пп.13 Правил, установления факта предоставления недостоверной информации».

— Что, действительно фирма привлекалась к судебной ответственности за неисполнение договорных обязательств?

— Вы знаете, что в прошлом году мы подверглись стольким проверкам, что просто не могли даже свободно вздохнуть. У нас люди уволились, не выдерживая этого прессинга. Мы были вынуждены работать до 10-11 ночи, бывало, что до 3-х – 4-х часов утра, и всё из-за комиссий! Мы сутками делали для проверяющих копии документов. А у нас работают женщины, у них дети, семьи. Так вот, все эти проверяющие проверили всё, что возможно, разве что не раздели нас, осталось только физический осмотр нам сделать. И ничего не выявили! Только ревизионная комиссия проверяла нас дважды! Придирались к любой мелочи.

Так вот, по результатам проверки ревизионной комиссии, управление здравоохранения подавало на нас в суд, чтобы признать недобросовестным поставщиком и внести в список фирм, не имеющих права участвовать в государственных закупках. И экономический суд, и апелляционная коллегия областного суда отказали в этом иске. Мы все суды, о которых упоминается в протоколе тендерной комиссии, выиграли. Этот план, задуманный облздравом, чтобы отстранить нас от тендера, сорвался.

— Какие ещё действия тендерной комиссии повлияли на исход тендера?

— Всё началось ещё на этапе подачи заявок. Даже на этом чисто техническом этапе комиссия умудрилась выразить свои предпочтения определённым поставщикам. Мы намеренно решили сдавать свою конкурсную документацию вечером в последний день приёма документов. Окончательный срок подачи заявок в условиях тендера был определён в 9-00 3 апреля. Управление здравоохранения работает пять дней в неделю с 9-00 до 18-30. Значит, последним временем для сдачи документации является 31 марта, пятница, 18-30. Затем следуют выходные, а в 9-00 в понедельник 3 апреля начинается рабочий день, и срок подачи завершается. Мы сдали свою документацию 31 марта в 18-17. Фирмы «Асфарм» и «Жалын ПВ» свою документацию на этот момент ещё не сдали, мы подождали до 18-30, никто больше не сдавал.

И вдруг, 1 апреля к нам на электронную почту приходит уведомление, что 3 апреля работа отдела государственных закупок начинается с 8-00! По этому поводу якобы 30 апреля был издан специальный приказ. Ведь это изменение в условия проведения тендера! А такие изменения комиссия должна вносить не позднее, чем за неделю до окончательного приёма заявок! В субботу, 1 апреля, был выходной день, и не все даже просмотрели свою рабочую электронную почту! Даже не всем участникам тендера они разослали это уведомление!

А всё это было сделано для «Жалын ПВ» и «Асфарм», они сдали свои заявки 3 апреля утром, до 9 часов! Как это можно назвать, как квалифицировать?!

Ещё более интересные события произошли уже после вскрытия конвертов с конкурсной документацией.

— Что же именно?

— После проверки документации к тендеру должны были допустить только три фирмы: «ЕвроАзияФарм», «Медсервис Плюс» и «Ак Ниет».

— Почему?

— Потому что только у этих фирм имеется сертификат на соответствие требованиям надлежащей дистрибьюторской практики GDP. Этот стандарт является частью обеспечения качества и устанавливает правила в отношении хранения, транспортирования и дистрибьюции лекарственных средств, и гарантирует, что лекарства постоянно контролируют по показателям качества. Сертификат выдаётся на конкретную компанию.

Интересно, что управление здравоохранения уже в период проведения тендера сделало запрос в минздрав именно по вопросу преимуществ, которые даёт наличие этого сертификата. Вот что ответили в министерстве: «Согласно главы 6 пункта №31 Правил, если в лоте участвуют два и более потенциальных поставщиков, представивших тендерные заявки, соответствующие требованиям настоящих Правил, и сертификат о соответствии объекта требованиям GMP или GDP, то комиссия рассматривает только их тендерные заявки, а тендерные заявки других участников (при их наличии) отклоняются».

— Почему же тендерная комиссия допустила к тендеру те фирмы, у которых нет сертификата GDP?

— Эти фирмы предъявили договор аренды с теми компаниями, у которых имеется такой сертификат! На следующий день мы направили в комиссию письмо, где подробно разъяснили, что аренда не может заменить сертификат! Сертифицируется компания, её материальная база, компьютеры, транспорт, холодильные камеры, рефрижераторы, и т.д. Сертифицируется персонал. Как можно всё это взять в аренду?! Должен быть только сертификат на конкретную фирму! Но наши доводы комиссия не приняла во внимание и продолжала делать своё дело. В итоге мы с сертификатом остались за бортом, а те, кто предъявил договор аренды сертификата (!) — получили государственный заказ!

— В прошлом году заявленная «ЕвроАзияФарм» сумма поставки лекарств в общей сложности оказалась почти на полмиллиарда тенге меньше, чем сумма лотов, в которых фирма участвовала. Можно было сэкономить громадные бюджетные средства. Но тогда комиссию эта возможность явно не заинтересовала. Какие цены вы заявили в этом году?

— И сейчас, если бы мы были признаны победителями, то общая сумма экономии составила бы почти 87 млн. тенге. Наша заявка по всем лотам, где мы собирались участвовать, кроме одного, оказалась гораздо ниже, чем у других участников.

— Да, похоже, и в этом году тендерная комиссия совсем не была озабочена целью экономии бюджетных средств. Вы уже обжаловали итоги тендера?

— Да, мы сразу же подали в суд иск о признании действий тендерной комиссии незаконными и отмене решения комиссии об итогах тендера. 17 апреля Специализированный межрайонный экономический суд вынес определение в целях обеспечения иска запретить управлению здравоохранения ВКО заключать по итогам тендера договора с поставщиками лекарств или приостановить их действие в случае заключения. Иски подали и другие фармацевтические компании, которых не допустили к тендеру, кроме одной. Судя по всему, эти несколько исков объединят в один. Возмущены все. В законе, да и в тендерной документации имеется чёткий перечень – по каким основаниям поставщика могут отклонить от участия в тендере. Действия тендерной комиссии – это полный беспредел.

Также мы обратились в прокуратуру. Подано заявление и в антикоррупционную службу о возбуждении уголовного дела. И в этом году, судя по всему, нам предстоит пройти все по новому кругу: суды, прокуратура, антикоррупционное дело, комиссии и т.д.

Снова все круги ада, видимо, предстоит пройти и больным. Ведь впереди долгие месяцы судебных разбирательств по итогам этого злополучного тендера. А значит, пока не закончатся суды, не будет и поставки лекарств. И если в прошлом году в связи с судами была приостановлена поставка лекарств по тем лотам, где участвовала «ЕвроАзия Фарм», то нынче, поскольку иски подали почти все выброшенные из тендера фирмы, бесплатных лекарств в ближайшие пару месяцев практически не будет вовсе. Но чиновников это, похоже, совсем не волнует. И даже печальный пример их недавних коллег и начальников ничему не учит. «Мы просто взяли, и сломали об колено – и всё», — так сказал бывший начальник управления здравоохранения ВКО Вадим Овсянников, обсуждая итоги прошлогоднего тендера со своей подельницей Спириной и представителем фирмы «Жалын-ПВ» Ернуром Жусуповым. Он имел в виду, что «об колено» сломали фирму «ЕвроАзияФарм» и её директора Кульнар Калиаскарову. При этом Овсянников признал, что «с Гульнаркой поступили жестоко».

Прошлогоднее «ломание об колено» обернулось для Овсянникова уголовным делом и судом. В этом году, похоже, снова решили «ломать об колено». Теперь, однако, число «сломанных» значительно увеличилось. Что будет дальше? Состоится ли новое «дело Овсянникова»? Пусть в этом разбираются компетентные органы. Пока можно отметить, что накануне проведения тендера в облздраве в очередной раз сменился исполняющий обязанности руководителя. Вместо Райфы Сафиоллиновой на этой позиции теперь Ерлан Адилов. Он же является и председателем тендерной комиссии, приняв, таким образом, всю ответственность за итоги этого злополучного тендера. В прошлом году уголовный суд посчитал, что вины тендерной комиссии в злоупотреблениях нет, на неё оказывал давление Овсянников, пользуясь своим руководящим положением. Нынче в одном лице и руководитель, хотя и исполняющий обязанности, и глава тендерной комиссии. Так что если и в этом году было «давление», то только извне.

Самое печальное в этой ситуации, что уже два года подряд крайними оказываются простые люди. Больные, очень больные. Ведь просто так никто не будет получать бесплатные лекарства.



Денис Данилевский