И снова кооперация

Газета "Flash!"

От полного отрицания крупных сельхозформирований – к новому этапу развития кооперации на селе. Такой путь проходит аграрная отрасль страны за четверть века. В 90-х годах прошлого столетия колхозы и совхозы были расформированы. Крестьянам были выделены земельные и имущественные паи, сельчан отправили в свободное плавание.

На месте бывших колхозов и совхозов были образованы в лучшем случае крестьянские хозяйства, ТОО, а в худшем народ на селе стал вести натуральное личное подсобное хозяйство. О какой эффективности аграрной отрасли можно говорить, если, по сути, село вернулось к примитивным методам ведения хозяйства? Разве может личное подсобное хозяйство приобрести современный трактор или комбайн? Или роботизированную линию дойки коров? Могут ли мелкие хозяева содержать ветеринара, зоотехника, агронома? Прибрести племенной скот или элитные семена зерновых? Разве в состоянии мизерное хозяйство организовать эффективную систему орошения?

О примитивном поливе, кстати, шла речь на совещании в областном акимате. Руководитель управления сельского хозяйства ВКО Конысбай Толеубеков констатировал, что в нашей области только 1% земель орошают современным капельным способом! Дождеванием орошается 9% земель, а оставшиеся 90% крестьяне поливают по старинке – напуском. Образно говоря, из лейки!

Главная причина столь печальной обстановки – это маломощные мелкие крестьянские хозяйства, которые просто не в состоянии приобрести современные поливальные механизмы.

Аким области Даниал Ахметов был возмущён таким состоянием дел с поливом. Чтобы приобрести поливальные установки, которые стоят от 70 до 100 тысяч долларов, мелким хозяйствам нужно объединяться в кооперативы и брать льготные кредиты на покупку такой техники.

А вообще в ВКО 161 000 личных подсобных хозяйств! Гигантская цифра. Вот по столь громадному количеству таких мелких хозяйств и «размазана» вся сельская отрасль. Ещё один аспект этой проблемы поднял глава ВКО Даниал Ахметов:

— С 1 июля начинаются отчисления в фонд обязательного медицинского страхования. В личных подсобных хозяйствах люди считаются как самозанятые. Будут ли они отчислять взносы по медстрахованию? Или останутся за бортом, а значит, и без медицинской помощи? Вот о чём нужно ещё думать, когда объяснять народу преимущества объединения в кооперативы.

Организация сельхозкооперативов, их деятельность, меры государственной поддержки – все эти вопросы регулируются Законом «О сельскохозяйственных кооперативах». Самое главное преимущество объединения в кооперативы – это возможность получить мощную государственную поддержку. Такую поддержку никто не станет выдавать мелким личным хозяйствам. Государство выделяет инвестиционные субсидии на приобретение сельхозтехники, технологического оборудования, при этом все документы на получение таких субсидий готовятся и подаются централизованно.

Много у кооперативов и других преимуществ. Это совместная организация сбыта произведённой продукции, без посредников, напрямую на рынок или перерабатывающие предприятия. В кооперативе решаются вопросы организации хранения, переработки продукции (овощехранилище, молокоприёмный пункт, откормочная площадка, кормоцех и др.). При кооперации увеличивается площадь земельных наделов, землю можно гораздо эффективнее обрабатывать, с использованием новой техники, передовых технологий. Объединение даёт возможность приобретать крупными партиями, оптом горюче-смазочные материалы, удобрения, семена, корма и т.д.

О необходимости создания сельскохозяйственных кооперативов говорится в Послании Президента страны Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Упор на сельскую кооперацию сделан в новой Государственной программе развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы. Правительству страны и акимам областей поручено в ближайшие пять лет создать все условия для объединения более 500 тысяч домашних хозяйств населения и малых крестьянских хозяйств в кооперативы.

Сейчас среди сельчан проводится широкая разъяснительная работа о преимуществах создания кооперативов. На совещание по этому вопросу в областном центре приезжал первый вице-министр сельского хозяйства РК Кайрат Актуганов. Он отметил особенность ситуации в аграрной отрасли: огромный объём продукции, в частности, молока и мяса, производится в личных подсобных хозяйствах. В Восточно-Казахстанской области, по данным департамента статистики ВКО, в 2016 г. произведено 258,1 тыс. тонн мяса, из них в личных хозяйствах – 123,3 тыс. тонн, в крестьянских хозяйствах – 98,9 тыс. тонн, на предприятиях – 54,9. Молока произведено 836,4 тыс. тонн, из них в ЛПХ – 561,5 тыс. тонн, в КХ – 248,2 тыс. тонн, на предприятиях – 26,7. Такова структура производства. При этом перерабатывающие предприятия области недостаточно загружены из-за отсутствия сырья, того же мяса или молока! Парадоксальная ситуация. Чтобы исправить её, и необходимо объединение в кооперативы.

Как же обстоят дела с реализацией этой важнейшей государственной задачи в нашей области? Об этом на расширенном аппаратном совещании в акимате ВКО доложил руководитель областного управления сельского хозяйства Конысбай Толеубеков.

— В 2016 году и в первом квартале 2017 года создано и зарегистрировано 162 сельхозкооператива с количеством 2,7 тыс. участников. Из них по видам деятельности: смешанных кооперативов — 65, по производству и реализации продукции растениеводства – 8, пчеловодства -3, животноводческих – 72, в том числе молочных — 4. Кооперативами произведено 183 тоны молока, 297,4 тонны мяса, 5973 тонны зерновых, 1260 тонн картофеля, 8400 тонн овощей, 11400 тонн бахчевых, 600 тонн масличных культур.

Конысбай Толеубеков отметил и трудности в деле создания сельхозкооперативов.

— Из созданных 162 кооперативов только 42 имеют дальнейший перспективный план развития, т.е. планируют приобретать скот, технику, земельные участки, оборудование и т.д. Только 6 кооперативов имеют количество своих членов от 20 и более (в кооператив входят личные подсобные хозяйства, крестьянские хозяйства, ТОО). Некоторые кооперативы даже не имеют земельных участков! – возмутился Конысбай Койшибаевич. – О какой работе можно говорить в таком случае?! Ведь реально действующий кооператив нужно создавать при количестве его участников не менее 20. Только тогда можно рассчитывать на государственную поддержку. Зачем заниматься формализмом?!

Задача по реализации государственной программы поставлена непростая. Так, до конца этого года необходимо увеличить число участников кооперативов до 15 700 единиц. Сейчас, напомним, этот показатель равен 2700. А всего за пять лет, до конца 2021 года для ВКО установлен показатель – объединить в кооперативы 48 600 личных подсобных и мелких крестьянских хозяйств. Значит, более трети из 161 000 таких хозяйств должны перейти к новым принципам работы. Захотят ли участники этих хозяйств работать по-новому, на основе выгодной кооперации? Или предпочтут жить по старинке, как говорится, «не хватая звёзд с неба», но зато обособленно? Себя прокормили, на рынке мясо или молоко продали, и на жизнь хватит. Убедить крестьян в выгодности кооперирования можно только экономическими методами. Только наглядное сравнение — эффективность ведения хозяйства на основе объединения усилий, и примитивное натуральное домашнее хозяйство – может привести сельчан к мысли о создании кооперативов. А для этого нужно время. Самое худшее, что сейчас может произойти – это погоня за цифрами. Как когда-то, в 1996 году, в бытность акимом области Кажмурата Нагманова, наш регион отрапортовал о создании десятков тысяч крестьянских хозяйств. А пришла эта «победа» очень просто – административным путём чуть ли не каждый двор зарегистрировали как КХ. Вот и получилось, что у нас на 1,4 млн. человек населения области, и на 558 тыс. сельского населения – 161 000 личных и мелких хозяйств! Каждый третий сельчанин, включая детей и стариков, находится в личном или мелком хозяйстве, это если считать, что в них всего по одному человеку! Между тем, высокие урожаи, привесы, надои, дальнейшее развитие, вложение крупных инвестиций в производство, высокую зарплату, решение социальных вопросов – всё это могут позволить себе только крупные хозяйства. Ведь аграрное лицо области определяют всего несколько хозяйств, которые не стали дробиться во время усиленных аграрных реформ. Они продолжали хозяйствовать уже на новой экономической основе, но по принципу крупной аграрной корпорации. И показали все преимущества такого принципа. Это такие хозяйства, как «Камышинское», «Приречное», «Багратион», «Средигорненское», «Зайтенов» и ряд других. У таких хозяйств уже имеются даже свои торговые дома в крупных городах, они занимаются не только производством, но и переработкой продукции. Они уверенно смотрят в будущее, и работники таких хозяйств трудятся в современных условиях, как по организации труда, так и бытовых. На уровне XXI века, и даже на роботизированной ферме. Наверное, сельчанам, пока предпочитающим натуральное хозяйство на своём маленьком земельном наделе, нужно показывать воочию эти наглядные примеры эффективности кооперирования.

А пока 20 апреля в Уланском районе состоится большой семинар-совещание по разъяснению всех вопросов по кооперации. В областном акимате готовится постановление, где, в том числе, будут распределены по районам, с учётом их потенциала, цифры по объединению мелких и личных хозяйств в сельхозкооперативы.

Так реальная жизнь доказала необходимость кооперации на селе. Когда-то этот принцип был отвергнут, и ставку сделали на индивидуальные хозяйства. Но успешного «фермерства» в наших условиях не получилось. Судя по государственной программе развития АПК, к 2021 году наше сельское хозяйство должно в организационном плане кардинально измениться, и основу уже будут составлять созданные на добровольных началах кооперативы. А это, по замыслу разработчиков программы, должно дать мощный импульс всему агропромышленному комплексу.

Агентство

«Восточный экспресс»