Кому поставлен памятник в Кулынжоне?

Газета "Flash!"

И вновь обращаются в редакцию жители села Кулынжон. И снова всё с той же просьбой – помогите вернуть памятнику сельчанам, погибшим в Великую Отечественную войну, его первоначальное предназначение!

Мы уже публиковали обращение жителей села по этому поводу («Flash!», №17, 2015 г.). Прошло полтора года, но ничего не изменилось. Напомним, что в 1985 году в Казнаковке (прежнее название села) на средства колхоза «Червоный казак» был возведён памятник погибшим. На двух мемориальных плитах были высечены фамилии 98 погибших на фронтах Великой Отечественной односельчан.

В 2015 году, к 70-летию Победы, силами крестьянских хозяйств, на средства, выделенные уроженцем Казнаковки, руководителем строительного холдинга BI GROUP Айдыном Рахимбаевым, деньги также собрали и сельчане, была произведена реконструкция памятника и благоустройство территории.

Но благое дело в итоге обернулось тем, что, как пишет в редакцию жительница Кулынжона Валентина Старикова, памятник погибшим на войне потерял свой статус! «9 мая 2015 г. аким села Шаиргазина открыла новый памятник – умершим, вместо памятника погибшим. Рядом с обветшалыми серыми плитами с фамилиями погибших возвысились 2 новые чёрные плиты с фамилиями давно умерших старожилов села, а также и ныне живущих ветеранов войны, и тружеников тыла», — пишет Валентина Георгиевна.

«Почему оказались увековечены имена всех умерших, причём, похороненных не только в селе, но и далеко за его пределами, в России? Почему увековечены имена даже живых? Ведь они вернулись с войны, прожили жизнь, и умерли в мирное время, и даже, слава Богу, живут и ныне! Увековечению подлежит память погибших на полях сражений», — недоумевает Валентина Старикова.

После обращения сельчан к акиму ВКО Даниалу Ахметову выяснилось, что накануне 70-летия Победы Областной совет ветеранов поручил районным советам ветеранов уточнить и дополнить списки участников Великой Отечественной войны. Естественно, в этих списках были как погибшие, так умершие уже после войны, так и живые фронтовики. Но никакого решения об установлении памятника умершим после окончания войны и живым ветеранам не было.

«Ввиду того, что акимом сельского округа Шамшибану Шаиргазиной не был согласован ремонт ранее установленного обелиска, акиму Кокпектинского района рекомендовано взять под личный контроль работы по обновлению установленного в 1985 году обелиска в с. Кулынжон, с обязательным согласованием проекта в уполномоченных органах.

За допущенные нарушения распоряжением акима района на Ш. Шаиргазину наложено дисциплинарное взыскание», — говорится в ответе руководителя аппарата акима ВКО.

На наш редакционный запрос руководитель управления культуры, архивов и документации ВКО А. Мухамедчинов пояснил, что установка монументальных памятников и досок осуществляется согласно Правилам установления новых сооружений монументального искусства, утверждённых приказом министра культуры и спорта РК от 2 декабря 2015 г. №371, правилам и критериям установления мемориальных досок, утверждённых приказом министра культуры и спорта РК №356 от 16 ноября 2015 г. В соответствии с данными нормативными актами сооружение новых памятников монументального искусства и мемориальных досок осуществляется не ранее пяти лет со дня смерти выдающейся личности.

Также А. Мухамедчинов сообщил, что установленный в 1985 году памятник погибшим в Великой Отечественной войне в селе Кулынжон не входит в государственный список памятников истории и культуры местного значения. Поэтому все вопросы, связанные с охраной и реставрацией этого памятника, решаются на уровне районного акимата. Согласно информации и.о. акима Кокпектинского района Е. Калдыбаева, в 2017 году памятник будет отремонтирован.

Получается, что самодеятельность акима сельского округа Шаиргазиной нанесла удар по памяти погибших на полях сражений. Почти сто казнаковцев отдали свои жизни за Победу, и столь вольное обращение с вопросами исторической памяти и поклонения погибшим, конечно, недопустимо. Ну, а увековечивание памяти живых, причём и не участвовавших в войне – это вообще «ноу-хау» сельского акима. Нам дороги все участники Великой Отечественной войны. В живых осталось совсем немного, да и возраст у ветеранов уже весьма почтенный – не менее 90 лет. Пуля или снаряд на войне не выбирали. Кто-то погиб в 17-18 лет, кто-то прошёл через сражения и остался жив. Низкий поклон всем, и погибшим, и умершим уже после Победы, и живым. Но так уж повелось, что памятники устанавливают тем, кто погиб на фронте. И не нужно вносить раскол. Победа – то немногое, что нас объединяет. Этим единством, этим всеобщим отношением к Победе, как к великому Подвигу и великому примеру героизма, самоотверженности, патриотизма – нужно дорожить. Наверное, отдельного памятника заслуживают и труженики тыла, внесшие свой вклад в Победу. Может быть, это будет общий памятник в Астане, или в другом месте, например, в Риддере, ведь каждая 9-я пуля, разившая фашистов, была отлита из лениногорского свинца. Но совершенно неуместно наносить на мемориальную плиту имена ещё живых людей.

Сейчас нужно привести в порядок памятник погибшим казнаковцам. Конечно, сносить плиты с фамилиями умерших после войны и ныне живущих никто не будет, да и не нужно это делать. Это новый раскол среди сельчан. Зачем бередить раны? Если уж поставили, пусть стоят. Но вот память погибших нужно почтить особо. Ведь впереди День Победы.



Денис Данилевский