Окно в Средиземноморье Часть V «Арабская весна» (Продолжение. Начало в № 18,22-23 – 2016 г. №6-7 – 2017 г.)

Газета "Flash!"

Въезд в столицу Туниса начинается с великолепного моста через лагуну, отделяющую город от Средиземного моря. Это мощнейшее инженерное сооружение с многочисленными развязками. Уже в который раз посещает мысль – почему же т.н. «страны третьего мира» могут позволить себе такие уникальные технические сооружения, а Казахстан, да и та же Россия, не могут? Мы ведь вроде заявили о стремлении войти в тридцатку самых развитых стран мира. Уж маленький Тунис точно не ставит перед собой таких амбициозных целей, а вот суперсовременный мост имеет.

Мост и развязки при въезде в г. Тунис



А у нас в Усть-Каменогорске уже несколько лет сооружается мостовая переправа через Иртыш длиной всего в 300 метров. И мы умудрились рассмешить весь мир, поставив «на попа» пролёт старого Иртышского моста. Да, построили хороший мост в Семее, недавно сдали самую крупную мостовую переправу в Центральной Азии, это мост через Иртыш в Павлодаре, немало мостов возведено в Астане. Довольно маловато для столь крупной страны, как Казахстан. Тот же Усть-Каменогорск уже давно задыхается в существующей транспортной схеме. Ещё один мост нужен, как воздух, но пока вместо моста только красивые слова.

Такие же мысли посещали меня два года назад во Вьетнаме, когда я увидел прекрасный мост через Меконг. А великая азиатская река в этом месте достигает ширины в несколько километров! Меконг велик и могуч в своей дельте, устремляя свои воды в Южно-Китайское море. И ведь смогли вьетнамцы построить мост! У нас же, сколько лет идут только разговоры о возведении моста через Бухтарминское водохранилище.

Примерно об этом же я думал и в Хорватии, маленькой европейской стране с населением в 5 млн. человек, когда мы ехали по самому протяжённому туннелю в Европе, пробитому в горе Учка – самой высокой горной вершине Хорватии. Длина туннеля – 6 км. Он, конечно, уступает туннелю под Ла-Маншем, соединяющем Францию и Великобританию, но среди «сухопутных» туннелей – этот самый крупный. Ехали мы по туннелю, а я думал о нашем Осиновском перевале. Неужели страна, получающая миллиарды долларов только от торговли нефтью, не может позволить себе построить такой туннель под Осиновским перевалом?! Ведь ездим мы в Зыряновский и Катон-Карагайский районы по дороге, построенной ещё в 1940 году методом народной стройки! Едем на туристические базы! О каком развитии международного туризма можно говорить, если преодоление того же Осиновского перевала является для водителей экстремальным вождением! Сколько нервов потеряется, и седых волос прибавится, пока преодолеешь эти серпантины! И власти думают, что сюда повалят изнеженные, привыкшие к комфорту и удобствам, жители европейских стран?! Судя по всему, идея туннеля под Осиновским перевалом уже и не рассматривается. А ведь об этом говорил ещё покойный Виталий Метте в бытность акимом области. Теперь, дай Бог, хотя бы объездную дорогу построили. Вроде бы в этом году должны начать строительство. Но и в этом случае перевал останется для тех, кто едет в Серебрянск. Мощный Казахстан так и не сподобится ликвидировать этот один из самых опасных участков своих дорог. А вот маленькая Хорватия, без нефти и газа, смогла построить самый крупный европейский туннель.

Такие же мрачные раздумья посещали меня и в Таиланде, когда я видел, как ремонтируют автостраду между Бангкоком и Паттаей. Ремонтировали «бетонку». Одна сторона автострады была разобрана, виднелись металлические конструкции. Почему Таиланд может позволить себе бетонную автостраду в шесть полос, а Казахстан не может? Въехав в Паттайю, мы преодолели почти весь город, ни разу не остановившись на светофоре. Центральная улица города буквально усеяна надземными пешеходными переходами. Их не сосчитать. В Таиланде мы были 10 лет назад. Что за это время там ещё успели построить – мы не знаем.

Посольство Франции в Тунисе – неприступная крепость

А мы в Усть-Каменогорске только собираемся строить первый подобный переход, и то с помпой, с публикацией сообщений только о предполагаемом строительстве, как будто уникальный завод будет построен. Хотя разговоры об этих переходах идут ещё со времен Ислама Абишева, он собирался возвести три таких перехода. В Семее почему-то первый такой переход так и не был доведён до конца, стоит недостроенным. Может быть, хватить «щёки надувать», давайте просто делом займёмся? А то ведь разговоры о вхождении в число самых развитых стран – это только для тех, кто дальше Секисовки нигде не был. Они, может быть, ещё в это и поверят. Нам хотя бы к «третьему миру» приблизиться, вот это более реально.

За такими раздумьями прошло время, и наш автобус остановился на центральной улице Туниса – авеню Хабиба Бургиба. Здесь видишь особый колорит смешения восточного стиля и европейского классицизма времен колониального могущества Франции. Современные здания из стекла и бетона соседствуют с постройками XIX – начала XX века в классическом колониальном стиле, с колоннами, лепниной, изящными балконами. Повсюду кафе, магазины. Непременная достопримечательность любого крупного города бывшей Французской колониальной империи – это католический собор, обязательно напоминающий парижский Нотр-Дам. Едва свернёшь в примыкающие к авеню улочки и переулки – и сразу попадаешь на шумный, многоголосый восточный базар. Да, в Тунисе явно и не пытаются бороться с уличной торговлей. Здесь на коробках, стульчиках, столиках разложено всё, что душе угодно: от восточных сладостей, сувениров, до одежды и обуви. В стране высокий уровень безработицы, и уличная торговля позволяет хоть как-то прокормиться. Да и убери эти торговые ряды – и город потеряет свой колорит.

Посреди авеню – зелёная пешеходная аллея, где можно укрыться от зноя. А вот из примыкающей улицы выезжает трамвай. Это целый состав. Курсируют составы из 2-6 вагонов. Трамваи в Тунисе единого зелёного цвета. Вагоны современные, аккуратные. И в эту минуту приходит невольное сравнение с нашими трамваями – ветеранами из 70-х годов прошлого века. И постоянные разговоры о том, что от трамваев, дескать, нужно вообще отказаться. И место на дороге они занимают, и грохочут. В Алматы вот вообще ликвидировали трамваи. Под предлогом высокой аварийности. А почему аварийность? Да потому, что вагоны старые, они уже давно выработали свой ресурс. Закупите новые вагоны, ремонтируйте своевременно пути – и никакой аварийности не будет. Теперь в Алматы носятся с идеей легкорельсового транспорта, хотят вбухать в этот проект кучу денег. Сколько трамваев можно было закупить на эти средства? А вот в Тунисе трамвай – важнейший вид транспорта.

Напротив кафедрального собора – небольшое, но величественное здание. Оно сразу привлекает к себе внимание. Но не своей архитектурой, а тем, что превращено в неприступную крепость. Рядом с тротуаром – оно оцеплено мощными мотками спирали Бруно. Это мощное противопехотное заграждение. Преодолеть его невозможно. Нужно только перекусывать специальными «клещами». Любая попытка перейти через спираль Бруно сразу будет зафиксирована солдатами, стоящими вокруг здания с оружием наизготовку, в любой момент они могут выстрелить на поражение. Современная спираль Бруно имеет колюще-режущий эффект, и запутавшийся в спирали уже не имеет шансов выбраться из неё без помощи, и обречен на адскую боль.

Тунисский трамвай



Далее виднеется ещё один ряд спирали. Потом заграждение из бетонных блоков. Следом – ряды мешков. За ними – БТРы с расчехлёнными орудиями и армейские грузовики. Это всё, не считая забора! Возле самого здания и перед забором – многочисленные солдаты.

Что же это такое? Спросить не у кого, наш экскурсовод остался в автобусе, у нас свободная прогулка. Может быть, президентский дворец? Но почему тогда не видно флага Туниса, а развевается трёхцветное полотнище? Понимаю, что если такие меры безопасности, то здание особой государственной важности. Значит, фотографировать нельзя. Даже если никто и не заметит, то зафиксируют камеры, которыми наверняка нашпигована вся территория. Но желание запечатлеть такую необычную картину на фото берёт верх. Решаю схитрить. Вроде бы ухожу от здания, и навожу смартфон сбоку, издалека. Щёлкаю. Удалось. Довольный двигаюсь дальше. И вдруг обнаруживаю, что торговец фруктами машет мне руками, показывая, что я должен обернуться. Оборачиваюсь, и вижу, что вооружённый солдат призывает меня подойти к нему. Жена укоризненно говорит: «Ну, вот и попали. Не можешь ты без приключений!». Подхожу к солдату, стоящему по ту сторону спирали Бруно. Молодой парень заговорил на французском. С трудом соображаю, что он спрашивает меня: «Вы француз?».

Так, это уже лучше. Если сразу «не вяжут», значит, есть шанс. «Нет, я из Казахстана», — отвечаю ему на английском. Солдат требует показать ему смартфон. «Ну, ладно, заберёт смартфон, жалко, конечно, вещь дорогая, да и чёрт с ним, только бы не задерживал, а то ведь мы даже не знаем, есть ли посольство или консульство Казахстана в Тунисе, да и паспорта с собой не взяли», — думаю я. Нахожу ему нужное фото, и протягиваю смартфон. Солдат смотрит, и, о чудо, возвращает смартфон, и даже не удаляет фото! «Мерси» — только и смог я сказать в ответ.

Как оказалось, это посольство Франции в Тунисе. Такие беспрецедентные меры безопасности были приняты после террористических актов в Париже в ноябре 2015 года, когда погибли более 100 человек. А в Тунисе мы были спустя месяц после теракта в Ницце 14 июля 2016 г., где водитель грузовика отправил на тот свет 86 человек и 308 ранил. Посольство в полной безопасности, охраняет его французская армия. Поразить его можно разве что артиллерийскими орудиями, но сложно представить, что в центре мегаполиса боевики будут развёртывать артиллерию. Да, явственно почувствовалось дыхание международного терроризма. Как же терроризм смог поставить весь мир «на уши»? Об этом мы поговорим позднее. А пока можно перевести дух, мы на свободе, а ведь могли быть уже на допросе у французской разведки!

Продолжаем прогулку по авеню. Интересно, что если двигаться по авеню вверх, то можно увидеть, что автомобили поворачивают налево и двигаются далее по встречной полосе. А здесь движение закрыто, хотя никаких ремонтных работ не наблюдается. По дороге свободно идут пешеходы. Почему здесь пешеходная зона?

Здесь историческое место. Именно на этой части авеню развернулись события, положившие начало «арабской весне». 14 января 2011 года здесь собрались тысячи тунисцев, в основном молодёжь. Стихийный протест вылился в народное восстание, приведшее за считанные дни к свержению президента Бен Али. Вот здесь, на этом месте, перед зданием МВД, творилась мировая история. С этого момента стремительные изменения произошли не только в арабских странах, на Ближнем Востоке, но и во всём мире. А ведь не скажешь, что именно здесь совершился поворотный момент. Обычная улица, даже тесноватая, никакой величественности. И сейчас уже мало что напоминает о тех событиях.



(Продолжение следует)



Денис Данилевский



Фото автора и Людмилы Данилевской



Сусс –Тунис –Усть-Каменогорск