Почему так много детей, больных аутизмом?

Газета "Flash!"

В Усть-Каменогорске прошел круглый стол, посвященный путям решения проблем детской психиатрии. В ходе обсуждения эксперты признали сферу детской психиатрии в нашем городе неудовлетворительной: начиная с условий, в которых пребывают маленькие пациенты, заканчивая острой нехваткой медицинских кадров. Помимо основных проблем, лежащих на поверхности, специалисты затронули и более глубинные вопросы, в частности, почему из года в год аутизм все больше прогрессирует, как в нашей стране, так и по всему миру.

— По нормативам полагается один психиатрический участок на 15 тысяч детского населения, но на сегодняшний момент в связи с дефицитом кадров мы имеем возможность развернуть только два психиатрических участка, два психиатрических приема амбулаторных больных. Детский психиатр принимает пациентов от 3-4 до 15 лет, — говорит главный врач КГКП «ВК областной психиатрический диспансер» Мерхат Мукушев. — Есть огромная проблема, связанная с кадровым дефицитом. Мы построим красивые стены, мы развесим занавески, но через три года врачей не будет. Некому будет лечить.

По словам Мерхата Хасеновича, ситуация в отношении заболеваний с психическими расстройствами в областном центре – стабильная, однако, в последние годы заболеваемость по раннему детскому аутизму катастрофически растет. Этот недуг с каждым днем приобретает все большие масштабы не только в нашем регионе, но и по всему миру.

Наша справка. Аутизм (от греческого autos – сам) – стремление замкнуться в себе, отгородившись от внешнего мира; жизненная установка, предполагающая оценку мира сквозь призму собственного Я. Чаще всего аутизм – это иллюзорно-галлюцинаторное удовлетворение желаний, которые по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены в реальности. В аутистическом мышлении мечтательность верховенствует над активным отношением к внешнему миру.

Термин «аутизм» введен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером для выражения форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, что приводит к нарушению произвольной ориентации. (Источник: «Популярный психологический словарь»).

По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году один случай аутизма приходился на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. К слову, с 2011-2012 года расстройство аутистического спектра наблюдалось у каждого 50-го школьника в США, а также у каждого 38-школьника Южной Кореи. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

— В последние годы, по необъяснимым причинам, рост заболеваемости по раннему детскому аутизму приобретает значительный масштаб. Причину этому ученые пока не установили. Если аутизм на Западе выявляется с первых месяцев жизни, то наши педиатры этому не обучены. А к психиатру дети попадают с 3-4 летнего возраста уже с такими расстройствами, с нарушением контакта. Понятно, что гораздо успешнее с первых месяцев вести коррекцию, чем в таком возрасте, когда уже ситуация запущена, — отметил господин Мукушев.



Проблема vs решение

О причинах возникновения аутизма у детей и проблематике в этой сфере, рассказала Павлина Пшимбаева, директор ОО «Центр помощи, развития и защиты молодёжи «Олимп», которая много лет занимается исследованием детского аутизма:

— Решить проблему аутизма при той базе, которая у нас имеется, при отсутствии специалистов в системе здравоохранения, при неподготовленности самих родителей в плане восприятия этой проблемы, — практически невозможно. Если за рубежом за одним ребенком-аутистом присматривает 8 человек, а у нас 3 человека на целый район, можно представить, как трудно специалистам. Поэтому всё лечение сводится к психотропным препаратам, которые, превращают ребенка в овощ.

Как известно, условия пребывания маленьких пациентов в детском отделении областного психиатрического диспансера на улице Бурова, оставляют желать лучшего. Общественники предложили оградить детское отделение от нежелательного соседства с областным наркологическим диспансером и центром по профилактике и борьбе со СПИДом, переселив детей, либо в кожно-венерологический диспансер на КШТ, либо в здание бывшего БСМП, в котором будут созданы все условия для комфортного пребывания маленьких пациентов.

Кроме того, эксперты затронули и другую немаловажную тему: почему детей с аутизмом для установления инвалидности отправляют на госпитализацию в стационар? Неужто эскулапы нынче такие добрые? Или все дело в самой системе здравоохранения, которая вместо того, чтобы помочь детям с ментальной инвалидностью, отправляет ребятишек для прохождения всех кругов ада пресловутой бюрократии. Для решения этой и многих других проблем общественники отправили ряд предложений по улучшению детской психиатрической службы акиму области Даниалу Ахметову.

– Для оформления группы инвалидности ребенку сейчас необходима стационарная выписка, хотя ребенок по своему психическому состоянию не требует госпитализации, но по требованию МСЭК (медико-социальных экспертных комиссий – прим. авт.), мы проводим комплексное обследование. Для любого человека госпитализация в психиатрический стационар – колоссальный стресс, а для ребенка тем более, — заявил Мерхат Мукушев.

— У нас дети, прежде чем получить инвалидность, должны пройти стационар, — вторит ему Павлина Михайловна. — Я не знаю, кто это придумал, с какой целью, ведь ребенка с детским аутизмом сразу видно! Но, наши «великие» медики, наверное, боятся установить этот диагноз, и начинают «пинать» этого ребенка с одной организации в другую, в конечном итоге доводят до такой степени, что его потом очень трудно поднять.

По мнению общественницы, аутизм может возникать из-за огромного числа прививок, которыми буквально «бомбардируют» организм малыша чуть ли не с первых дней жизни. Отметим, что в Казахстане все большее число родителей отказывается от вакцинации. Вероятно потому, что все больше публикаций из научного мира говорят не в пользу прививок.

— Из 25 родителей, которые обращались к нам («Центр помощи, развития и защиты молодёжи «Олимп»), 18 человек отметили, что отклонения в развитии ребенка были замечены после сделанных прививок, — говорит Павлина Пшимбаева. — Мы разговаривали по этой теме с экспертами. По этому поводу у меня тоже возник вопрос: почему система здравоохранения, сталкиваясь с такой проблемой, когда многие родители сейчас отказываются от обычных прививок, не организует полное обследование ребенка? Получается, что срок проходит, они (родитель с ребенком – прим. авт.) пришли, им дозу вкололи. А потом, представьте, эта маленькая крошка в 2-3 года должна «переварить» эту огромную дозу со всеми вредными веществами, микробами и т.д.

— Я бы не стал так фантазировать, — вмешался Мерхат Хасенович. – Есть научные исследования, а есть наши представления, то есть на сегодняшний момент связь аутизма и прививок — научно не выявлена.

— По моим наблюдениям причина аутизма еще и в следующем: поколение, которое рожает таких ребятишек, это дети, которые сами пережили перестроечные годы – 91-й год и далее, — продолжила Павлина Михайловна. — Это уже социальная проблема, не медицинская, то есть наши дети, которые не дополучили чего-то, были психически травмированы, и теперь уже они выдают такую партию больных детей.

К слову, эту точку зрения, кажущуюся на грани фантастики, разделяет известный детский психолог, директор Института демографической безопасности в РФ Ирина Медведева. Так, на своем семинаре Ирина Яковлевна рассказала о причинах возникновение у детей психологических расстройств:

— Когда я работала ещё в начале 80-х годов в детской психиатрической больнице, то я знала процент детей пограничного состояния – это дети, которые находятся на грани трудного и странного характера и заболевания. Эта цифра была от 4 до 6 процентов. Потом, когда началась перестройка, и я стала бывать на разных профессиональных конференциях, то от тех специалистов, которые занимаются этой статистикой, я услышала страшные цифры: кто говорил 60, а кто 80 процентов.

Я должна сказать, что на самом деле таких детей в 10 раз больше. Это кошмар! А что — генетический фонд так быстро поменялся? Генетический фонд не меняется тысячелетиями. То обилие пограничных состояний, которые мы сейчас наблюдаем, имеет прямое отношение к разрушительной политике государства, которая проводиться уже более 20 лет.



Дети-наше будущее

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2025 году на первое место в мире могут выйти психические заболевания. Специалисты, занимающиеся проблемой аутизма в нашей республике, приводят следующие данные о количестве таких детей: в 2003 году в Казахстане проживало 77 детей с диагнозом аутизм, в 2015 году – 1456. В конце 2015 года детей с аутизмом насчитывалось уже 1956. Во всем мире примерно 67 миллионов человек страдают от аутизма.

Надо полагать, что на самом деле эти цифры в несколько раз больше, ведь далеко не каждый ребенок и взрослый с расстройством аутистического спектра сразу же обращается к специалисту, и к тому же поставить диагноз «аутизм» довольно сложно. Как правило, врач назначает ребенку длительное обследование, ведь необходимо исключить похожие заболевания временного характера, например, неврозы.

В настоящее время в мире столько агрессии и насилия, что неокрепшая детская психика, впитывающая, как губка, все негативное с экранов телевизоров и мониторов компьютера, не всегда может «переварить» эту информационную бомбу в сахарной глазури.

Насилие воспринимается как норма, и встречается везде: в кинематографе, и там, где его быть не должно – в детских мультиках и передачах. Конечно же, все это отражается на неокрепшей детской психике.

Ребенок – это нравственное зеркало нашего общества. Но, современное общество очень сильно напоминает «Королевство Кривых Зеркал». Мы перестали общаться, предпочитая реальную жизнь, жизни виртуальной. Мы смотрим друг на друга сквозь зеркальную гладь экранов смартфонов, компьютеров, ноутбуков: подражая или копируя друг друга, обсуждая, восхищаясь чем-то, чтобы потом разделывать всех под орех. В этих кривых зеркалах отражаемся и мы сами, и, в конце концов, мы остаемся наедине с мониторами, ощущая чувство внутреннего опустошения.

Чтобы понять суть перевернутости нашего мира, где на кону главный козырь – будущее детей, а значит и всего государства, далеко ходить не надо. Недавно на больших экранах нашей страны вышел фильм «Красавица и чудовище» (все заверения о снятии картины с проката лишь сотрясание пыли), здесь важно отметить детище Диснея: а именно, присутствие в сказке для детей героя с нетрадиционной сексуальной ориентацией (!). Эксперты из Алматы, однако, ничего предосудительного в этом фильме не нашли.

Дети – цветы жизни, они делают нашу жизнь ярче, придавая ей смысл. Поэтому родителям наряду с государством необходимо принять более эффективные меры в области охраны психического здоровья детей: и в системе здравоохранения, и в области информационной защиты. Если уж представители власти закрывают глаза на «толерантные» фильмы и не только, но и в целом на информационную политику, идущую извне с явно не очень благими намерениями, то тогда родители должны проснуться и осознать: в каком мире живут наши дети, и такого ли мира мы желаем им в будущем?



Анжелика Бакирова