В петле ВТО

Газета "Flash!"

Как быстро летит время! Казалось, совсем недавно Казахстан, после длительного периода переговоров, согласований и договорённостей вступил во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Но вот уже минуло полтора года с этого момента. И, наконец, наши отечественные эксперты-экономисты решили провести информационно-разъяснительные вояжи по регионам страны. С одной стороны, нужно ещё раз напомнить отечественным производителям о жёстких временных рамках так называемого «переходного периода» после вступления в ВТО. С другой стороны — вживую посмотреть на экономическую ситуацию в регионах, оценить — успевает ли экономика вписаться во всё более строгие нормативы ВТО, которые уже не за горами – сроки переходных льготных условий для отечественной экономики заканчиваются. Не успеешь, что называется, «глазом моргнуть», и вот уже 2018 год, и окончание срока части льгот для отечественного производителя, а там и 2021 год уже на подходе, когда эти льготы совсем канут в Лету.

Конечно, подробную качественную работу по разъяснению норм участия Казахстана в ВТО нужно было проводить ещё «вчера», то есть накануне вступления, причём, проводить дотошно, вплоть до разъяснения на производстве, для представителей малого и среднего бизнеса (МСБ). Но как-то в 2015 году с этим не совсем заладилось, и вот, спустя полтора года, то есть, четверть срока предоставленных Казахстану льготных условий при вхождении в ВТО, столичное экспертно-экономическое сообщество решило восполнить этот пробел. Специалисты по экономике и международной торговле из Астаны, вкупе с местными управленцами, провели в Усть-Каменогорске семинар-совещание на тему: «Защита отечественного производства и разъяснение норм законодательства в условиях вхождения Казахстана в ВТО».

Но прежде чем повествовать о ходе совещания, вкратце напомним о самой ВТО и её функциях.



ВТО – громадный общий рынок

Последние десятилетия характеризовались стремительным развитием межгосударственных торговых отношений. Организацией, регулирующей правила ведения торговли между странами, в настоящее время является ВТО. Динамизм мировой торговли и её растущее влияние на развитие мировой экономики возникло не на пустом месте, а на основе последовательной и постепенной выработки согласованных на международном уровне правил, способствующих вроде как свободному перемещению товаров, капиталов и услуг. В 1947 году между 23 государствами мира заключено Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), которое выработало совокупность правил, регулирующую торговлю товарами. По срокам создания этого предшественника ВТО, следует добавить любопытное обстоятельство. Прообраз будущей ВТО состоялся практически одновременно с продвижением известного послевоенного плана США (План Маршала) по финансово-экономической помощи. Помощь эта оказывалась, прежде всего, западноевропейским странам, которые после войны вынуждены были следовать американским правилам по развитию своих экономик и в вопросах международной торговли.

В последующие годы эти правила совершенствовались и дополнялись, росло и количество стран, присоединившихся к Генеральному соглашению. В 1990 году в организации насчитывалось уже 90 государств. В 1995 году, после серии длительных переговоров, на базе ГАТТ была создана ВТО – как преемница ГАТТ и как международный институт, деятельность которого подчинена идеям либерализации и порядка в мировой торговле.

Одновременно были приняты и вступили в силу Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сейчас ВТО объединяет около 150 стран-членов, и ещё около 30 государств объявили о своём намерении войти в её состав. Таким образом, сформирована не просто многосторонняя, а поистине всеобщая торговая система, которая содержит в себе обязательные для всех стран-членов ВТО нормы и правила. Можно сказать, что в рамках ВТО практически весь мир объединяется под общей либеральной экономической крышей, подчинившись единым для всех принципам деятельности.

Впрочем, на глянцевом рекламном плакате ВТО, естественно, выражены только положительные моменты этой организации. Такие как возможность для отечественных товаров любой страны – члена ВТО к доступу на рынки других стран без какой-либо дискриминации; чуть ли не гарантированный дополнительный мощный приток инвестиций и т.д. Но не всем видна и проблемная сторона участия в ВТО.

Если присмотреться внимательно к нормативам ВТО, то можно выяснить, что все выгоды и преимущества от ВТО не приходят автоматически. Всё зависит от того, когда, на каких условиях и с какой степенью готовности войти в эту организацию. Далеко не случайно, что многие страны длительное время и тщательно готовятся к членству в ВТО. К примеру, экономически успешный Китай готовился к ВТО более 15 лет, став членом организации только в 2001 году. Не случайно и то, что те страны, которые не придали процессу подготовки серьёзного значения и поспешили со вступлением в ВТО, не только не получили каких-либо выгод, но и столкнулись с дополнительными для своих экономик трудностями. К ним можно, например, отнести Кыргызстан, Молдову, Грузию и много других стран. Опыт вступления этих государств в ВТО можно считать негативным, ибо он не дал того экономического роста, на который они рассчитывали. В ряде стран, вступивших в ВТО, иностранные инвестиции, на которые и делался расчёт, не только не увеличились, но и сократились, а из-за ограничения, а то и полного запрета на поддержку государством отечественных товаропроизводителей (ОТ), возникли серьёзные проблемы в жизненно важных и исторически сложившихся отраслях экономики.

Что же касается Казахстана, то по мнению многих отечественных экспертов, несмотря на долгое вхождение в ВТО (19 лет, начиная от заявки), к настоящему моменту (уже спустя полтора года после вхождения) ресурсная, законодательная, человеческая и информационная база не позволяет сказать, что мы получим те выгоды, на которые рассчитываем. Можно сказать и более обтекаемо – Казахстан начнёт получать выгоды от ВТО в более отдалённом, долгосрочном плане, в то время как потери могут сказаться быстро и весьма болезненно на всей отечественной экономике. К негативным факторам можно отнести: спад производства в ряде отраслей; ощутимые финансовые потери в виде уменьшения поступлений в бюджет от таможенных пошлин; угрозу национальной и продовольственной безопасности страны вследствие потери контроля над отдельными рынками, которые могут оказаться в руках иностранных компаний; рост безработицы и наплыв дешёвых зарубежных продуктов питания и т.д.

Многие из этих острых вопросов прозвучали на совещании, однако каких-то конкретных рекомендаций и советов было всё же маловато, поэтому многие разъяснения так и остались не вполне раскрытыми и понятными. В том числе не был дан ответ на главный вопрос. Как в условиях выполнения норм ВТО, направленных на сокращение, а то и полный отказ от государственной поддержки отечественного товаропроизводителя, всё же исхитрится поднять на должную конкурентную высоту отдельные отрасли экономики? Чтобы они не только не сдали своих позиций на внутреннем рынке, но и по возможности сумели выйти на рынки внешние?



Как сохранить и защитить отечественную экономику?

Каждый выступающий на совещании затрагивал вопросы, посвящённые защите отечественного товаропроизводителя (ОТ), местного производства (МП) и продукции с высоким местным содержанием (МС). Каждый выступающий понимал всю важность таких мер перед лицом заканчивающегося к 2021 году (по отдельным направлениям предпринимательства уже с 2018 года) переходного периода после вступления в ВТО. А это означает завершение сроков отдельных льгот и преференций в международной торговле, которые Казахстан выторговал для себя на переходный период. Дальше обязательные изменения в пошлинных тарифах, которые для многих отраслей нашего производства могут оказаться смертельными. И не только из-за того, что с нашими товарами сложно будет выйти на международный рынок (демпинг — то есть торговля по заведомо заниженным ценам – будет окончательно запрещён). Но самое тревожное, что отечественные товары, которые всё-таки ещё присутствуют на внутреннем рынке, могут быть вытеснены более дешёвыми и качественными импортными товарами. А это означает гибель местного производства, дополнительную безработицу, сокращение поступлений в бюджет и прочие нехорошие вещи. До сих пор отечественного производителя, пусть очень скромно иногда, но поддерживало государство – выдавая субсидии, щадящие кредиты, через систему госзаказов на отечественную продукцию, и тому подобное. Но скоро с этим придётся распрощаться, так как правила игры в ВТО исключают такую возможность (по крайней мере, в открытом варианте). Как правильно прореагировать на неизбежный натиск импорта на внутренние просторы Казахстана и при этом не выходить за рамки международных стандартов и соглашений, условий и правил сотрудничества иностранных компаний с местными товаропроизводителями? Вот что нам удалось услышать с трибуны совещания:

И. о. руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Максат Мусапирбеков:

— Областным акиматом активно проводятся меры по участию в международных промышленных выставках, которые помогают продукции предприятий ВКО выйти на международный рынок. Другим важным моментом деятельности по поддержке местных производителей является поиск партнёров и продвижение совместных предприятий с иностранными компаниями и фирмами. Уже сегодня на территории ВКО действуют более 900 совместных предприятий, в основном связанные с нашими ближайшими соседями, и, прежде всего, с Россией (851 предприятие). Такой формат деятельности наших предприятий удобен, потому что на совместные предприятия не распространяются некоторые запреты и ограничения по нормам ВТО, а значит, есть возможность оказывать им непосредственную государственную поддержку, сохранить производство, рабочие кадры, присутствие на внутреннем рынке и т.д.

Заместитель руководителя региональной Палаты предпринимателей ВКО Оксана Желякова:

— К сожалению, следует признать, что ни на момент переговоров о вступлении в ВТО, ни сейчас, когда ещё есть время по открытой поддержке ОТ, в Казахстане не удосужились принять нормативные правовые акты по поддержке ОТ, по применению МС и МП. Всё носит исключительно рекомендательный характер, без всякой ответственности отечественных предприятий и компаний. Нет даже информационной поддержки, так как отсутствует каталог МП по Казахстану, что мешает оперативно выходить на ОТ в пределах всей Республики. Нет единого информационного портала по государственным закупкам, что особенно плохо сказывается на малом бизнесе. Малые предприятия не могут позволить себе содержать дополнительного сотрудника, который бы занимался отслеживанием госзакупок. Такое положение приводит к тому, что, например, в сфере строительства до 90% всех госзаказов уходит из года в год всего лишь 2-3 строительным компаниям, а десятки малых строительных фирм мучительно ищут для себя хоть какую-то подёнщину.

Тем не менее, и в этих условиях нами делается всё возможное, чтобы поддержать и защитить ОТ, МП и МС. В 2016 году в областном акимате была создана специальная комиссия по поддержке местного производства. Комиссия принимала участие в заключении договоров по госзакупкам, обращая внимание на присутствие в товарах, изделиях, услугах компаний и фирм исполнителей заказа преимущественно местного содержания. Всего за истекший год в области по госзаказу были поддержаны 333 предприятия, на сумму 2.6 млрд. тенге. Другой факт – в сфере строительства процент местного содержания был поднят с 90 до 94%, а всего по всем сферам производительной экономики – до 79%.

Эксперт по вопросам государственного регулирования АО «Центр развития торговой политики» Бекзада Абылкасимова ознакомила собравшихся об обязательствах Казахстана по местному содержанию:

— На данный момент требования ВТО на предмет МС не задействованы. Их нет ни по линии госзакупок, ни по частному бизнесу, но постепенно такие требования будут меняться. Вначале они накроют частный бизнес. Например, при покупке счётчика воды для госучреждения будет считаться нормой, что при его приобретении и установке будет присутствовать государственная поддержка, а вот уже покупать и устанавливать такой же счётчик воды для жилого дома, то есть для населения, с любой помощью государства ( господдержка, субсидии и кредиты) уже будет запрещено, так как этот случай подпадает под получение коммерческого дохода. Таких примеров можно привести множество. Но и это далеко не всё. На данный момент нет требований по господдержке некоторых отраслей экономики – недропользования, промышленной сборки и т.д., однако такое положение сохранится только до 2018 или 2021 года. Или возьмем усиление требований ВТО по отказу от господдержки. В частности, сейчас ВТО даёт возможность применять требования государства к МС, например, пока разрешается до 50% услуг предоставлять с поддержкой МС. До 60% местных рабочих кадров может требовать от работодателей государство при найме на работу по госзаказу. Это пока ещё солидная поддержка МС. Однако и эти возможности к 2021 году окончательно закроются. И уже не будет таких требований, отменят и квоты по трудоустройству иностранной рабочей силы, а по госзакупкам отойдут в прошлое возможности государства поддерживать ОТ и МС. Проще говоря, если сейчас ещё можно отдать госзаказ именно отечественной фирме с местными кадрами, поддерживая тем самым её существование на рынке, то после 2021 года всё будет решать только сам рынок. А также прозрачные конкурсы и тендеры, по итогам которых уже нельзя будет отказать в выполнении какого-либо госзаказа иностранной фирме, с использованием иностранной рабочей силы.

Эту же тему продолжила Елена Цой – главный эксперт Сектора промышленности и предпринимательства АО «Центр развития торговой политики»:

-Говоря о государственных субсидиях в экономику, нужно знать, что вводятся запреты по нормам ВТО на льготные тарифы экспортных отгрузок отечественных товаров, государственные кредиты и субсидии на сельхозтехнику. Далее вступят в силу запреты по господдержке некоторых видов производства: с 1 июля 2018 года по сборке автомобилей, а с января 2021 года по контрактам на недропользование. В случае нарушения таких запретов, в ход могут быть запущены судебные претензии, а также наложены импортные пошлины при экспорте в страны ВТО. Поэтому уже сейчас важно точно знать, какие действия будут запрещающими в скором времени, чтобы не нарваться потом на судебные издержки, пошлинные санкции и т.д.

Предложение по созданию новых производств сделала руководитель Проектной Дирекции АО «БРК-ЛИЗИНГ» дочерней организации АО «Банк развития Казахстана» Руслана Алишбаева, которая сообщила о способе создания новых производств и обновлению основных фондов. По её словам:

— Можно порекомендовать в вопросе обновления производства и его фондов, активно использовать взятие в лизинг техники и оборудования в пользование бизнеса. Такие действия не будут попадать ни в какие запреты, и помогут нашему ОТ выйти на более высокий производственный потенциал.

Правда, в этом случае, учитывая, что мы сами сложную технику и оборудование не производим, а значит, брать в лизинг придётся технику иностранного производства. Чем же это поможет ОТ и МС? Этого докладчик уточнять не стала.

Наконец, последний докладчик на совещании, эксперт Центра индустриальной политики РК Жанна Аубакирова ознакомила с изменениями пошлинных ставок, которые произошли и ещё произойдут по некоторым группам товаров после вступления Казахстана в ВТО. Также она сообщила какие изменения проходят по унификации пошлинной политики между Евразийским экономическим союзом с его Единым таможенным тарифом (ЕТТ) и ВТО, для того, чтобы было удобно действовать на обеих торговых площадках разных торговых организаций. По её словам, сейчас Казахстан сохранил за собой 3,5 тысячи позиций по товарам и услугам из 11 тысяч, на которые не распространяются нормы ЕТТ. Также в этой организации идёт процесс снижения таможенных пошлин, который продолжится до 2020 года.

В общих чертах, это главные новости с прошедшего заседания. А вывод от полученной информации один — нашим экономическим структурам нужно скорее принимать меры по максимально безболезненному полному вхождению в ВТО. Потому как, если и дальше так же неторопливо встраиваться в глобальную мировую торговую систему, то можно уже весьма в скором времени ощутить на себе весьма печальные последствия.



Что же будет с родиной и с нами?

Печальная особенность ситуации по участию Казахстана в ВТО заключается ещё и в том, что мы вступили в мировой глобализм в самый канун экономического и финансового кризиса. Та экономическая модель глобальной политики и экономики, которая выстраивалась приблизительно за последние 30 лет, показала свою неэффективность и тупиковый путь по разным направлениям, в том числе, и в экономике. Такие монстры глобального либерального управления миром, как Международный валютный фонд, и та же ВТО, не сумели создать действенные механизмы по реально справедливому развитию мирового сообщества. Никакие ухищрения не помогли избавить капитализм от его родимых пятен – политики неоколониализма, борьбы за передел мира, его территорий, недр, ресурсов, подавления свободы развития развивающихся стран и т.д. Поэтому думать о том, что ВТО автоматически введёт Казахстан в число престижных развитых стран, было бы наивностью. Конечно, отдельные позитивные моменты от вступления в ВТО присутствуют, но только больше в теоретическом рассмотрении. Можно в этом случае рассуждать о неких не слишком осязаемых плюсах — повышении имиджа страны, повышении культуры применения мировых стандартов в отечественной экономике. Усиление конкуренции, заставляющей развиваться собственные производительные силы, снижение коммерческих рисков при торговле, и, наконец, создание подлинно прозрачного правового поля в нашей экономической сфере. Конечно, можно спрогнозировать и удовлетворение чисто потребительских интересов. Несомненно, что в дополнение к уже заполненным импортными товарами прилавкам, к нам хлынет еще более мощный поток бытовых и прочих товаров со всех концов света. Возможно, даже и цены на них несколько снизятся.

Много трубят об остальных позитивных факторах от вступления в ВТО. К примеру, что будет значительный рост инвестиций, от которого пойдут кругами – переоснащение и модернизация производства, рост экспорта и новых рабочих мест и вплоть до получения высокого уровня квалификации местных рабочих кадров и т.д. Но с этими мечтаниями нужно быть крайне осторожными. Тут пока не до жиру – быть бы живу. Опасений от ВТО куда больше. Главное опасение в том, что многие отечественные производители, создавшие себя в условиях «дикого капитализма» с его коррупцией, откатами, кумовством, фаворитизмом и прочими «прелестями», с которыми уже кажется невозможно представить себе жизнь, смогут вдруг перейти на рельсы прозрачной экономики, без государственной поддержки, да ещё при этом сумеют модернизировать своё производство под высокие мировые стандарты. Надежды на такой поворот, ну хотя бы к 2021 году, почти ничтожные, даже для самых честных и ответственных патриотов отечественного производства. А ведь нужно помнить, что в большинстве наши бизнесмены создали свой бизнес не с нуля, не от собственной трудовой копейки или в результате внедрения новейших технологий, а с помощью обыкновенной халявы от приснопамятной приватизации. На том и живут. Поднять их на грандиозные изменения по перестройке хозяйственных подходов — чрезвычайно утопическая вещь.

Теперь про инвестициях. От чего все молятся на их неизбежный приток от вступления в ВТО? В любом варианте, это не очевидный шанс стать в скором времени продвинутыми в экономическом плане. По одному варианту, с Казахстаном получится так, как и с большинством развивающихся стран – инвестиции из-за рубежа будут идти только в высокодоходные и ликвидные производства, которых у нас можно пересчитать по пальцам одной руки – энергоносители, горнорудные производства. Рассчитывать, что нам откроют лёгкие кредиты по лёгкой и перерабатывающей промышленности, по сельскому хозяйству, вряд ли приходится. Тут и так все мировые экономические, отраслевые ниши давно заняты – вон, даже молоко в развитых странах на землю выливают. Скорее всего, нас и будут поддерживать лишь в качестве сырьевого партнёра, от чего мы уже долгие годы хотим уйти, но всё как — то безуспешно.

По другому варианту с инвестициями — тоже незадача. Для развития других сфер экономики в Казахстане могут и дать инвестиции, но лишь только затем, чтобы качать затем доходы для себя. Проверенный способ, ещё на царской России обкатанный. По этому способу множество стран с либеральной рыночной экономикой, в той же Латинской Америке, столетиями не вылезают из дефолтов, проживанию в землянках и домиках из картонных коробок, и скитаний по миру в качестве дешёвой рабочей силы.

Как пройдёт это в Казахстане, конечно, вопрос, но уж точно этот путь не будет усыпан цветами. По своей значимости вхождение в ВТО — это такой же кардинальный шаг по изменению экономического облика страны, как и переход к рынку в 90-х годах прошлого века. Мы все помним, как население пережило такую ломку. Сейчас, по всей видимости, нас ожидает очередная ломка, может, и не такая сокрушающая, чем прежняя, но весьма ощутимая.

Впрочем, есть и другой вариант. Если идеи нового президента США не окажутся лишь предвыборным лозунгом, и его вызов либеральным экономическим концепциям, сопровождаемый сломом прежней модели, окажется результативным, то вслед за США, Великобританией и другими важными персонами экономического сообщества, и деятельность глобальных институтов мирового порядка, включая ВТО, претерпит решительные изменения. Но в это, опять же, верится с трудом.

Одним словом, все вопросы по ВТО остаются на своих местах, и, как показало прошедшее совещание, каких — то действенных способов по мягкому вхождению в глобальную мировую экономическую систему у наших экспертов попросту нет. Значит, будем плыть по этому течению без эффективного руля, с болезненными ударами о скалистые берега предписываемых норм ВТО.



Сергей Михеев



Аналитический

центр Агентства «Восточный экспресс»