«Казцинк» продолжает снижать выбросы вредных веществ в атмосферу

Газета "Flash!"

Эффективная экологическая политика предприятия, направленная на снижение негативного воздействия производства на окружающую среду, даёт ощутимые результаты, и останавливаться на достигнутом в ТОО «Казцинк» не намерены.

К слову, в 2016 году только на Усть-Каменогорском металлургическом комплексе (УК МК) было вложено в экологические мероприятия свыше полумиллиарда тенге. Для дальнейшего снижения экологической нагрузки, «Казцинк» продолжает претворять в жизнь программы по охране атмосферного воздуха и ищет новые возможности снижения влияния производства на экологическую обстановку в областном центре.

— Три основных этапа реализации экологических программ на УК МК мы начали с того, что нарастили те мощности по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ, которыми на тот момент, в 1997 году, располагал наш предшественник — Свинцово-цинковый комбинат. А потом уже стали внедрять свою программу по снижению выбросов диоксида серы, поскольку вклад этого вещества в наши валовые общие выбросы — более 80%, все остальное – сопутствующие компоненты, — рассказывает заместитель начальника службы по безопасности, охране труда и экологии УК МК ТОО «Казцинк» Вадим Кушнарёв. – Первое значительное достижение на этом пути — ввод в строй установки «Хальдор — Топсе», работающей по датской технологии.

В чём ее уникальность? Все установки работают с концентрацией газа 10% и выше, а установка «Хальдор — Топсе» способна переработать значительную часть газов с концентрацией до 10%, низкосернистые газы, тем самым она позволила сократить количество выбросов по диоксиду серы в 2 раза.

Сейчас, с позиции времени, хорошо видно, что ввод установки стал действительно лишь первым этапом на большом пути к очистке городского воздуха от диоксида серы. Тогда, почти полтора десятка лет назад, новые вехи этой громадной работы существовали лишь в проектах. Масштабные проекты, но их еще предстояло воплотить в жизнь. Для этого нужны были громадные материальные и человеческие ресурсы, воля руководства компании, и общий настрой всех металлургов, как говорят, идея должна была овладеть массами. И эта идея – сделать воздух в городе чистым – овладела всеми. Титаническая, многолетняя работа шаг за шагом стала продвигаться к своему конечному результату.

— Начиная с 2006 по 2012 годы, мы реализовывали поэтапно проект «Новая металлургия». Это тот проект, который вобрал в себя без преувеличения лучшие технологии, существующие на момент внедрения, и, даже по прошествии пяти лет после запуска медного завода, они не устарели, — продолжает Вадим Кушнарев.

— Проект «Новая металлургия» включил в себя не только строительство нового медного завода. Основным этапом стала и реконструкция свинцового завода с применением технологии Isasmelt. В чём её ключевая особенность и заинтересованность с нашей стороны, как экологов? Самое главное — все технологические газы в 100% объеме уходят на переработку в сернокислотное производство с обязательным обезвреживанием.

Отметим, что после внедрения проекта «Новая металлургия» объемы выбросов в атмосферу Усть-Каменогорска были значительно снижены: по диоксиду серы – на 6 600 тонн, при ожидаемом снижении на 4 800 тонн (до 19 130 тонн в год в целом по комплексу), по пыли – на 18,1 тонны (до 182,4 тонны в год). Вторым направлением проекта «Новая металлургия» стал запуск установки канадской фирмы SNS Lavalin с применением передовых технологий бельгийской компании Mecs.

— Установка Lavalin стала первым объектом в «Новой металлургии», потому что это оборудование изначально строилось для утилизации газов медного завода с большим запасом мощности по производительности, — рассказывает Вадим Юрьевич. – Мы не могли себе позволить в условиях города запускать новый завод, не убедившись в гарантии работы всех участков, особенно касающихся обезвреживания выбросов. Поэтому, прежде чем запустить медный завод, был построен апробационный газоход для передачи части газов цинкового завода; продумали логику управления автоматикой, то есть, в случае каких-то неисправностей эти газы без проблем ушли бы на установку, имеющуюся на тот момент.

В течение трех с половиной месяцев мы опробовали эту установку на газах цинкового завода. И только когда убедились в надежности всех узлов, агрегатов и квалификации своих людей, которые прошли предварительное обучение на действующих заводах в Канаде, Чили и Перу, лишь после этого в августе 2011 года был дан старт медному заводу.

SNS Lavalin является наиболее передовой технологией по утилизации серосодержащих газов до концентрации диоксида серы 0,03%, что практически в 10 раз ниже, чем при «классической» технологии.

— Установка Lavalin одновременно может работать на медных и свинцовых газах, принимая газы медного и цинкового производств, только цинкового или только свинцового – вариаций множество. Эта установка дала нам большое подспорье по снижению своих выбросов за счет грамотной и отлаженной системы ремонта. Если мы раньше не могли себе позволить остановить «Хальдор — Топсе», чтобы её осмотреть и провести ремонт, и работали от остановки до остановки основного производства, то теперь мы это можем сделать без ущерба для окружающей среды, всегда есть возможность обезвреживания газов через другие установки, — отметил Вадим Кушнарёв.

К слову, достигнутый общий экологический эффект превзошел запланированный и составил 124%. Сумма капиталовложений в реализацию проекта «Новая металлургия» составила почти 1 миллиард долларов, треть из которой была вложена в природоохранные объекты.

— Освоение денежных средств, направленных на экологические мероприятия, составило 124%. Превышение произошло не потому, что мы не умеем планировать. Когда в ходе ремонта или реконструкции мы видим, что можно сразу усовершенствовать следующий узел – то делаем это в комплексе, — подчеркнул Вадим Юрьевич. — За все время, что существует «Казцинк», с 1997 года, оборудование сернокислотного завода, обновлено более чем на 100%, то есть мы идем где-то по второму или даже третьему кругу, по истечении времени эксплуатации мы не ремонтируем, а взамен устаревшего вводим совершенно новое.

Мы побывали в плавильном цехе, и смогли лично убедиться в надежности и эффективности установки «Хальдор — Топсе» — на территории предприятия дышалось довольно легко, некоторые участники встречи даже задавались вопросом: «А куда весь газ делся?».

— Ну, не зря же мы вам рассказывали про передовые технологии, внедряемые на предприятии. Так, что вы и на себе можете ощутить эффективность и экологичность новейших технологий ТОО «Казцинк», — ответил Вадим Кушнарёв.

Компания не собирается останавливаться на достигнутом. Уже запущен и реализуется новый «План снижения выбросов загрязняющих веществ УК МК на 2016-2018 годы», который предусматривает дальнейшее снижение по диоксиду серы – на 630 тонн, по пыли – на 2,3 тонны. На предприятии ведется постоянный поиск новых решений, применяются современные материалы, направленные на совершенствование очистки. Общая сумма инвестиций в модернизацию превышает 2 миллиарда тенге.

Несмотря на все титанические усилия и финансовые вложения «Казцинка» по уменьшению выбросов диоксида серы, зафиксированное превышение этого главного компонента в городе в морозные дни остается загадкой.

— Отмечу, что в летние месяцы мы второй год подряд – с мая по сентябрь не имеем дней с НМУ (неблагоприятные метеорологические условия) – это общее достижение нашего города. Так получается не потому, что у нас ветра дуют, а потому, что нет оснований объявлять НМУ.

А вот в ноябре прошлого года зафиксирован не характерный для этого месяца показатель — 2,2 ПДК (предельно допустимая концентрация) по диоксиду серы. Мы все это скрупулёзно анализируем: что могло повлиять, как мы могли изменить или не изменить эту ситуацию. Напомню, что в ноябре к нам пришла непривычная для этого периода морозная зима. Так, с 16 ноября по 23 ноября – в период сильных морозов, значения по диоксиду серы подскочили значительно.

Мы рассматривали эту диаграмму, в т.ч. и на экспертном совете по экологии. Экологические службы говорят, что при морозах газ не распространяется. Но, что мы имеем? В пиковые дни морозов даже в том же районе КШТ, который считают экологически чистым – 18 ноября 2016 года зафиксировано почти 5 ПДК по диоксиду серы, 22-го – 4,3 ПДК. В городе — пост №5 по улице Касыма Кайсенова – 10 ПДК, 23-го – 4,5 ПДК. Если газ не распространяется, то откуда он берется на той же улице Кайсенова или на КШТ? Или есть другие источники, или это не тот газ, который мы ожидаем увидеть?

Много вопросов возникло у нас по ноябрю, столько же вопросов возникло по январю 2017-го, когда в городе было превышение по диоксиду серы в 3,5 раза, — добавил Вадим Кушнарёв.

На эти вопросы о происхождении повышенных выбросов диоксида серы должны ответить многочисленные природоохранные и экологические ведомства. Если на самом крупном источнике происхождения диоксида серы – УК металлургическом комплексе ТОО «Казцинк» — идёт неуклонное и масштабное снижение выбросов этого вещества, то откуда диоксид серы, да ещё в таких количествах, вообще появляется в городе? Этот вопрос стоит на повестке дня уже много лет, с тех пор, как на «Казцинке» снизили выбросы в разы! Руководство металлургического гиганта в первую очередь заинтересовано в полной и объективной картине экологического состояния города: кто загрязняет, чем загрязняет, и в каком количестве загрязняет? Но ответа на этот вопрос пока нет, и, похоже, в ближайшее время его не поторопятся дать.

В целом динамика по снижению этого вредного вещества в атмосфере города только положительная. К слову, из года в год «Казцинк» перевыполняет нормы по снижению диоксида серы и традиционно вносит большой вклад в природоохранные мероприятия. На предприятии первыми не только в городе и области, но и в республике построили хранилище для мышьяксодержащих отходов на территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона. Там можно хранить и другие техногенные отходы. Проблема для Усть – Каменогорска решена. В 2016 году на территории отвального хозяйства УК МК работники компании посадили сад из 1 000 саженцев – берез, диких яблонь, вязов и тополей. Теперь ничто не напоминает о том, что здесь хранились отходы.

В рамках независимой региональной системы мониторинга РАИСПЭМ вокруг промплощадки УК МК ТОО «Казцинк» расположены 4 датчика контроля за состоянием атмосферного воздуха. Совместно с ТОО «Центр экологической безопасности», осуществляющим данный мониторинг, рассмотрена возможность установки дополнительного поста на границе санитарно-защитной зоны УК МК – по улице Куйбышева. В «Казцинке» готовы к любому виду контроля, и заинтересованы в нем. Контроль, как государственный, так и общественный, разбивает в пух и прах все слухи и домыслы, которые еще пока существуют вокруг работы металлургического предприятия. Миф о том, что в городе невозможно дышать из-за «Казцинка» — уже давно стал только мифом. И это один из главных результатов 20-летней работы компании.



Анжелика Бакирова

Фото автора