В окопах права

Газета "Flash!"

На фронте они в окопах отражали атаки. А теперь, в мирное время, снова вынуждены отражать атаки – со стороны тех, кто не знает законов. Впрочем, не только фронтовики страдают. И все от бездумной работы простых садоводческих товариществ.

Итак, в редакцию прошло письмо от 92-летнего пенсионера: в прошлом, 2016 году, он посадил рассаду, высадил ее на садовом участке и до августа месяца выхаживал растения, как своих детей. Что такое заниматься садоводством и огородничеством в наше время известно всем дачникам: нашествия грызунов, насекомых и двуногих, летний зной, ураганы с градом – все это омрачает безрадостную картину труженика, который в качестве летнего отдыха всегда называет поездку на дачу, где кверху попой будет вкалывать, чтобы в результате… ничего не получить.

Почему не получить? А потому, что дача пенсионера расположена на территории, охваченной так называемым простым садоводческим товариществом (ПСТ). О них мы уже неоднократно рассказывали, но людей это так и не проняло. В общем, некий «председатель» созывает заседание некоего «правления», на котором выносится решение об отключении электричества у неких «должников» по неким «обязательным взносам» в некое ПСТ на основании некоего «Устава». Потом дают задание неким «работникам» на отключение.

Вообще, нашим пенсионерам особо не везло никогда. Пройдя через трудности, политические и социальные катаклизмы, они дожили до 1980-х годов, более-менее передохнули, а потом были ввергнуты в пучину разрухи. С тех пор много воды утекло и стало мало ветеранов, но с высоких трибун стало звучать, что ветеранам нужно создавать хорошие условия жизни.

Сейчас сложно установить, когда и кто предложил гражданам создавать на базе садоводческих обществ простые товарищества. А суть их работы не объяснил, и граждане не особо вникали. А не знающие прав и обязанностей граждане, реализуя «предполагаемое право», и, занимающиеся, по сути, беспределом, могут быть остановлены пенсионером лишь в одном случае: если он вспомнит фронтовые годы, опять надвинет на лоб каску и спустится в окоп на садовом участке.

Но, ветеран этого не сделал, а ПСТ «создал» ему хорошие «условия» для жизни путем отключения его садового дома от столба, который расположен, как пишет пенсионер, на его земельном участке, и был установлен за его средства. Отключение же однозначно грозило крахом, так как полива в ПСТ нет, и каждый собственник поливает участок электронасосом. И лица, давшие «отмашку» на лишение пенсионера электричества, прекрасно это осознавали.

Прорвавшийся на территорию ветерана «десант» погубил весь труд, вложенный в выращивание растений, так как отключение было произведено в августе. И теперь ветерану, поскольку обороняться в окопе — это не метод, приходится вести изнуряющую партизанскую войну. Войну не столько за права, сколько войну с правовым невежеством.

В чем же заключено невежество? Мы неоднократно говорили, что простые садоводческие товарищества существуют на основании договора, а не устава, что имущество принадлежит всем «товарищам» на основании долевой собственности. И нет в ПСТ никаких председателей, а есть доверенное лицо, действующее на основании доверенности! И не может ПСТ нанимать кого-либо на работу, поскольку не является юридическим лицом.

Если ПСТ не имеет договора о совместной деятельности, то это не просто отсутствие какой-либо бумажки. Такое ПСТ не может быть ни истцом, ни ответчиком, не вправе заключать никакие договоры ни с кем. И уже есть прецедент, когда судом было установлено:

«К законам, определяющим правовое положение простого товарищества, относится Гражданский кодекс Республики Казахстан (далее — ГК). В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 228 ГК, простое товарищество образуется на основе договора совместной деятельности…

Из содержания приведенных правовых норм следует, что простое товарищество может быть образовано только на основании договора о совместной деятельности, заключаемого между его участниками. Однако из материалов дела следует, что между собственниками земельных участков, предоставленных им для ведения садоводства и дачного строительства, договор о совместной деятельности не заключался. Отсутствие договора о совместной деятельности указывает на то, что ПСТ … следует считать не созданным.

По смыслу закона простое товарищество не является юридическим лицом. Следовательно, простое товарищество при отсутствии у него правосубъектности не может от собственного имени выступать в гражданском обороте и соответственно быть стороной при рассмотрении и разрешении споров в суде.

…При таких обстоятельствах дела, суд считает, необходимым заявление ПСТ… оставить без рассмотрения».

Вот и все! Нет договора – нет ПСТ! А все действия так называемых председателей, в этом случае, незаконны и подлежат обжалованию в судебном порядке, как действия ФИЗИЧЕСКОГО лица. Ответчиком будет тот, кто называет себя председателем.

Если же говорить конкретно о действиях, то обжалованию подлежат: заключение договоров от имени ПСТ, трудоустройство сторожей, электриков, кассиров и так далее, приобретение от имени ПСТ материалов, принятие решений на общих собраниях и их приведение в исполнение, отрезание проводов, труб и прочего, поскольку это общедолевое имущество. То есть все, что касается члена ПСТ!

В итоге, 92-летнему гражданину пришлось обращаться за помощью в полицию. Обращаться, обращаться и снова обращаться. Везде речь шла о самоуправстве. Но, итог вел к тому, что у ветерана имеется задолженность, и согласна уставу были приняты меры. Обращайтесь в суд.

Да, полицейские правы в том, что обжаловать действия нужно в суде. Но, почему нельзя устроить дела так, чтобы до суда не доводить? В письме 92-летний пенсионер в лучшем виде описал в заявлениях и жалобах процедуру работы ПСТ, в соответствии со своим пониманием Гражданского Кодекса. А те, кто представляет собой «правление», даже не удосужились внять его словам и организовать работу ПСТ так, как об этом гласит Гражданский Кодекс. Вместо этого, они решили жесткой рукой вырубить рубильник для 92-летнего человека, чтобы он ходил по инстанциям и доказывал свою правоту.

Смотришь на их действия и диву даешься: откуда берутся головы, которые никогда не считают нужным обратиться к компетентным юристам за консультацией, да и сами никогда не заглядывают в Гражданский Кодекс? А потом начинается гвалт и судебные тяжбы, в ходе которых выясняется, что и ПСТ нет, и дома зарегистрированы невесть где.

О НЕВЕСТЬ ГДЕ вопрос возник у гражданина, которому в прошлом году отключили электроснабжение в доме, в котором он проживает. И до сих пор электричества нет. Подача иска от ПСТ в суд привела к тому акту, который мы выше процитировали.

Но, что еще хуже, граждане не понимают, что отсутствие договора о совместной деятельности ставит, по сути, под угрозу юридический статус их собственности. Ведь, если нет ПСТ, то нет и регистрации дома в ПСТ. Возникает казус: во-первых, не может имущество само по себе находиться в договоре; во-вторых, если и договора нет, то не может имущество быть нигде. Тем не менее, факт есть факт: большинство дачных участков находятся НИГДЕ. Их попросту нет, если нет договора о совместной деятельности. И электричество им поставляется НИКЕМ, поскольку с поставщиками у них нет договоров.

Долго мы объясняли гражданину, что и дом его находится НИГДЕ, и трансформатор принадлежит НИКОМУ, и столбы у него НИЧЬИ, поскольку НЕТ никакого договора о совместной деятельности.

Но, что граждане, если даже работники государственных органов, включая полицию, не могут взять в толк, что при отсутствии договора, все действия граждан, направленные на прекращение подачи электрической энергии, даже при наличии устава, являются самоуправством, а претензии к дачникам, по сути, должны предъявляться со стороны энергопоставщика. И единственным фактором для соответствующего производства становится размер ущерба.

А старик? Он так и останется без электричества. До тех пор, пока не докажет в суде то, что прочитал в Гражданском Кодексе и написал нам. И сколько еще таких людей будет осаждать суды своими жалобами! И все потому, что государству особого дела нет в том, что никто не смыслит в сути простых товариществ. Наверное, так удобнее: одни будут заниматься самоуправством, занимая незаконные должности, а другие будут ходить по инстанциям и судам. Месяцами и годами ходить. Замкнутый круг.



Агентство правовой

информации и

журналистских расследований «Витязь»