О ЦЕНАХ РАСТУЩИХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО ИЛИ ГЛЯНЕМ В НАШИ «ОКНА РОСТА…ЦЕН»

Газета "Flash!"

Ну, как всегда, вначале эпиграф:



«Армянскому Радио» задали вопрос:

— Почему цены растут?

«Армянское Радио» отвечает:

— Слушай, у тебя волосы растут?

— Да!

— Сам растешь?

— Да!

— Слушай, деревья растут?

— Да!

— Так почему цены не должны?»




ПРЕАМБУЛА (ЗАЧИН)

То есть из заголовка и эпиграфа наших очередных «горестных замет» понятно, что разговор сегодня пойдет о неумолимом многолетнем росте цен.

Старшее поколение, которому еще помнится, что в советское время ежегодно, обычно в марте, происходило снижение цен, сегодня уже весьма малочисленно. А те, кто родился значительно позже этого доброго времени, об этом, наверное, и не знают. Но я, как свидетель того времени, это помню отчетливо. Но вот, как и все ныне живущие, что-то не упомню, чтобы хоть на что-то в последние 25 лет цены снижались! Ну, кроме, разве что, сезонных цен на овощи и фрукты, да и то не на много!

Сегодняшнее же поколение уже практически привыкло и, к сожалению, почти смирилось с ростом цен и тарифов (которые – те же цены), тем более, что наши высоколобые политики и экономисты как бы «аргументами и фактами» доказывают нам, что этот ценовой рост просто неминуем! При этом многие из этих экономистов и политиков еще и добавляют:

— Как это в наше время цены не снижаются? А то же вышеуказанное сезонное снижение цен на сельхозпродукты? А снижение цен в излишне переплодившихся нынче торговых фирмах, магазинах и т.д.?

На этот «аргумент» отвечу, что сезонное снижение цен на сельхозпродукты понятно и объяснимо – природа берет свое! Но мне вот лично непонятно, почему, скажем, цены на сахар могут вдруг ни с того ни с сего начать «плясать» в любое время года! Так же, как и непонятно, почему демисезонно «пляшут» цены на бензин. Что же касается так называемого «снижения цен», «обвала цен», «ночей скидок», которыми периодически нас заманивают в чрева наших супер- и гипермаркетов, то более-менее разбирающимся в элементарных основах экономики потребителям ясно, что это «ловкий» маркетинговый ход! И что не могут успешно функционировать те торговые фирмы, которые делают скидки на 70-80% от якобы прежней цены за продаваемый товар, иначе они просто вылетели бы в трубу! На самом деле процент скидки уже заложен в стоимость товара! Ну, не будет никто работать в убыток себе или даже «почти по нулям», в чем нас пытаются убедить, например, наши коммунальщики, постоянно обращающиеся с петициями о росте цен и тарифов в уполномоченный орган! Свою, как говорится «маржу», они в любом случае имеют, иначе пошли бы по миру с сумой! Другое дело – какова эта маржа!

Итак,



ОТЧЕГО РАСТУТ ЦЕНЫ?

«А цены растут, наши цены — как прежде — растут,

Такой непонятный у цен институт…»

Ш.Агарян, «Песня про цены».



Обычно политики и экономисты, а также монополисты в сфере услуг, а за ними и торговцы всех мастей объясняют неумолимый рост цен на всё и вся в первую очередь ростом цен на энергоносители. Что ж, аргумент, казалось бы, веский! Но давайте же взглянем и на факты! А для начала приведу некоторые цифры.

Известно ли читателям, что ныне Казахстан занимает 15 место в мире (2015 г.) из 50 основных нефтедобывающих стран, следовательно, и является одним из ведущих экспортеров?

И должен ли в нашей стране, где объем добычи – 1,32 млн. баррелей нефти в день, так колебаться курс тенге по отношению к пресловутому доллару? А если еще сопоставить добычу нефти на душу населения, то каждый из нас (помните из Конституции: «Мы – народ Казахстана…»?) должен быть просто Крёзом — был когда-то давным-давно такой очень богатенький греческий царь. Поскольку Казахстан с его небольшим населением, по этим показателям с солидным отрывом лидирует в числе таких стран, как Индия, Индонезия, Италия, Франция и т.д., где население в десятки раз больше!

Так почему же наше правительство не может обеспечить стабильность цен в нашем государстве, регулируя в свою очередь цены на нефтепродукты и делая их низкими на внутреннем рынке? Вопрос, на который нет вразумительного ответа!

Возьмем другой основной энергоноситель – уголь. С углем наше положение в мире еще более выгодно, чем с нефтью! По добыче угля (114,7 млн. тонн) мы находимся на 10 месте в мире. И тут, внимание, вопрос:

Почему же наши внутренние цены на энергоносители, которых у нас – ну просто завались, и хватает на солидный экспорт (например, нефти в 2015 году мы экспортировали свыше 60 млн. тонн, а угля 28 млн. тонн!), такие высокие? К примеру, что касается розничных цен на уголь, то к концу отопительного сезона (в конце апреля 2016 года) одна тонна угля стоила в среднем 9,5 тыс. тг. Годовой рост цен достиг 9,2%. Индекс потребительских цен на твердое топливо (июнь 2016 к июню 2015) в целом составил 109,2%.

И вот при таких наших природных богатствах, по уровню жизни населения (а это, безусловно – развитость экономики!) мы только на 56 месте в мире! То есть даже до лучшей «двадцатки» успешных государств, не говоря уже о «десятке», нам «как до Шанхая пешком»!

Хотите более впечатляющие цифры? Вот вам еще одна выкладка – небольшой сравнительный анализ Казахстана с похожим по природным богатствам и населению государством — Ливией по материалам публикаций в Интернете:

Казахстан – площадь — 2 724 900 км² (9 место в мире).

Население — 18 050 488 чел.

Ливия — площадь 1 759 541 км², 90% которой занимают пустыни, Ливия — четвёртая по площади страна Африки и шестнадцатая в мире.

ВВП на душу населения в Ливии — 14 192 $. В Казахстане – 7650$.

На каждого члена семьи в Ливии государство выплачивает в год 1 000 $ дотаций. По Казахстану такой цифры найти не удалось. Вообще по Казахстану, по моему горькому опыту, найти какие-либо цифры всегда труднее, чем для любой другой страны, ну, за исключением, пожалуй, таких традиционно «закрытых государств», как Северная Корея, к примеру.

Пособие по безработице — 730 $. В Казахстане в каждом конкретном случает цифра разная, но, безусловно, меньше пособия в Ливии.

Зарплата медсестры в Ливии — 1000 $. В Казахстане в самом лучшем случае 370 долларов.

За каждого новорожденного в Ливии выплачивается 7 000 $. В Казахстане — от 66621 тенге за 1-3-го ребенка до 111035 за четвертого и более.

Новобрачным в Ливии дарится 64 000 $ на покупку квартиры. В Казахстан – нет.

На открытие личного бизнеса в Ливии выделяется единовременная материальная помощь — 20 000 $. В Казахстане – нет.

Крупные налоги и поборы в Ливии запрещены. В Казахстане налоги есть, а поборы (неофициальные) зашкаливают.

Образование и медицина в Ливии бесплатные. В Казахстане – в небольшом объеме (гранты, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи).

Образование и стажировка за рубежом в Ливии — за счёт государства. В Казахстане – нет.

Сеть магазинов для многодетных семей в Ливии с символическими ценами на основные продукты питания. В Казахстане – есть магазины с «социальными» ценами.

За продажу продуктов с просроченным сроком годности в Ливии — большие штрафы и задержание подразделениями спецполиции. В Казахстане это маловероятно, хотя и декларируется законом.

Часть аптек в Ливии — с бесплатным отпуском лекарств. В Казахстане это отдельные лекарства для отдельной категории больных.

За подделку лекарств в Ливии — смертная казнь. В Казахстане – нет.

Квартирная плата в Ливии — отсутствует. В Казахстане – нет.

Плата за электроэнергию для населения в Ливии отсутствует. В Казахстане – нет.

Продажа и употребление спиртного в Ливии запрещены — «сухой закон». В Казахстане – нет.

Кредиты на покупку автомобиля и квартиры в Ливии — беспроцентные. В Казахстане – нет.

Риэлторские услуги в Ливии запрещены. В Казахстане – нет.

Покупку автомобиля в Ливии до 50% оплачивает государство, бойцам народного ополчения — 65%. В Казахстане – нет.

Бензин в Ливии стоит дешевле воды. 1 литр бензина — 0,14 $. В Казахстане – 0,44$.

И тут вопрос на засыпку: в какой из этих двух стран государство больше заботится о своем народе?

По качеству жизни казахстанцы оказались тоже в конце рейтинга. В июне 2015 года Казахстан занял 63 место из 86 в рейтинге по качеству жизни. Рейтинг составляла крупнейшая в мире база пользовательского контента Numbeo.

Итак, как вы поняли, «аргументы» политиков и экономистов о росте цен на энергоносители разбиваются о факты объемов их производства как в целом, так и на душу населения.

Отсюда, соответственно, можно перейти к следующему «неубиеннному аргументу» -росту цен на электроэнергию. Да, известным постановлением правительства Республики Казахстан от 25 марта 2009 года № 392 «Об утверждении предельных тарифов» были расписаны по годам (2009-2015) предельные тарифы с их неуклонным ежегодным ростом.

Но чем руководствовалось правительство, предусматривая такой рост? Что предприятия энергетики будут вкладывать значительные инвестиции в свое развитие, но не за счет же потребительских инвестиций, которые, по сути, в тариф и вложены! Привлекайте деньги банков, берите кредиты, развивайтесь! Но сегодня в подавляющем количестве именно мы, потребители, поддерживаем постоянно спадающие «штаны» электро- и теплоэнергетики своими инвестициями через растущие тарифы! Тот же случай и с тарифами на холодную воду! При этом с нас еще и «сдирают копеечку» и не малую, заставляя ЗА НАШ СЧЕТ ПОКУПАТЬ весьма недешевые общедомовые приборы учета тепловой энергии! За наш счет! Скажите, вы что, ходите на базар за приобретением продуктов питания со своими весами?! Нет, весы находятся у продавца! Так почему же в случае коммунальных услуг мы используем наши, а не их, поставщика (читай – продавца!), измерительные приборы? Где логика?!

Итак, мы видим, что приводимые политиками и экономистами «аргументы» в большей части несостоятельны против жизненных фактов!

Ну, а когда рядовой, образно говоря, «торговец семечками», колбасой или чем-либо еще, то есть нашим внутренним продуктом, начинает «качать права» по поводу повышения им цены на свои товары, мотивируя их курсом доллара или, того хуже «повышением размеров пенсии» — мне просто хочется стрелять (тоже образно говоря)!

Но мы с вами стрелять в прямом смысле не будем, мы «расстреливаем» их аргументы нашими фактами!

Еще одна «притча во языцех», являющаяся немалой частью наших расходов, это цена на проезд в общественном транспорте.

И здесь мы переходим к третьей части наших горестных замет.



ГРУСТНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ДЕПУТАТСКИМ СПИСКОМ…

Эпиграф этой части будет ленинский, вот он:

«Узок круг этих революционеров.

Страшно далеки они от народа».

В.И. Ленин, «Памяти Герцена», 1912 г.



И снова читаю на страницах популярного сайта Усть-Каменогорска www.yk.kz как, говоря языком интернетовского слэнга, в очередной же раз народ «негодуэ» по поводу увеличения проезда на городском общественном автомобильном транспорте до 90 тенге «с носа».

— Как могли слуги народные (это депутаты, если кто забыл!) принять такое решение! – вот к чему сводится большинство вопросов в этом очень горячем обсуждении.

Друзья Людмилы и Русланы, как писал А.С. Пушкин, попробую объяснить, почему, как мне кажется, депутаты столь единодушно (при двух проголосовавших «против») поддержали эти требования «автобусников».

А для этого приглашаю вас вот на эту страницу в Интернете: ukmaslihat.vko.gov.kz/ru/deputats.htm. Для тех, у кого Интернета нет (хотя сегодня таких, вероятно, меньшинство), поясню, что это сайт маслихата г. Усть-Каменогорска.

Так вот, на этой странице – список депутатов нынешнего созыва. Всего их 25 человек.

Надо думать, что все они люди достойные. Думаю так, потому что их ведь кто-то выдвигал в кандидаты, а затем и массово (я специально выделил предыдущее слово!) выбирал! Это разные люди – по полу, возрасту, профессии. Но, даже бегло пробежавшись глазом по списку, сразу же видишь, что объединяет большинство из них! И это общее – высокая ныне занимаемая должность!

Судите сами (для тех, у кого нет Интернета, привожу должности в порядке списка без указания фамилий). Список, напомню, не секретный, не ДСП, если что – выложен на сайте для всеобщего обозрения:



1. Начальник управления социального развития и по связям с общественностью АО «УК ТМК».

2. Директор средней профильной школы № 45 города Усть-Каменогорска.

3. Председатель Восточно-Казахстанского областного филиала партии «Нұр Отан» молодежного крыла «Жас Отан».

4. Начальник технического управления АО «Востокмашзавод».

5. Генеральный директор ТОО «БИПЭК АВТО Казахстан».

6. Директор КГУ «Молодежный центр» акимата города Усть-Каменогорска.

7. Директор УК МФ «Имсталькон».

8. Директор ТОО «У-Ка мукомольный комбинат».

9. Главный врач КГП на ПХВ «4 городская больница».

10. Секретарь Усть-Каменогорского городского маслихата.

11. Директор филиала № 5 КГКП «Управление делами» акимата города Усть-Каменогорска.

12. Печевой по переработке титаносодержащих материалов АО «Усть-Каменогорский титано — магниевый комбинат».

13. Заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса Восточно-Казахстанского государственного университета им.С. Аманжолова.

14. Председатель общественного Совета города Усть-Каменогорск.

15. Первый заместитель председателя Совета Общественного Объединения «Усть-Каменогорская организация ветеранов войны в Афганистане».

16. Менеджер по операционным улучшениям ТОО «Казцинк».

17. Координатор по Восточно-Казахстанскому региону ОО «Общенациональное движение Казахстан — 2050».

18. Председатель профкома ТОО «Казцинк».

19. Генеральный директор корпорации «Восток-молоко».

20. Вице-президент Казахстанско-Американского свободного университета, директор колледжа КАСУ.

21. Директор ТОО «Oreol LTD».

22. Руководитель группы конструкторов АО «УМЗ».

23. Первый заместитель председателя Усть-Каменогорского филиала партии «Нур Отан».

24. Генеральный директор ТОО ТПК «Шыгыс Таны».

25. Директор ТОО «Өскемен — Тазалық».

И вот проштудировал я этот интересный список и думаю сам себе:

— Это что же получается?! Вроде бы, хотя мы вот уже 25 лет строим капитализм, но общество у нас сегодня состоит далеко не только из президентов акционерных обществ, директоров предприятий, всевозможных председателей и секретарей государственных и общественных структур, разных начальников и заведующих (я перечислил наиболее массово представленные должности в депутатском корпусе Усть-Каменогорского маслихата). Мне почему-то кажется, что у нас в обществе пока еще (пока мы не автоматизировали всё и вся!) работают рабочие, есть некоторое количество крестьян, есть учащиеся, пенсионеры, наконец! У нас за 25 лет небывало вырос торговый класс всяческих мастей! Где представители от каждого из вышеперечисленных, ну, не классов (классов теперь нет!), конечно, но довольно солидных групп населения? Почему их нет в маслихате? Ах, да, простите! Как же – есть один – печевой УК ТМК и один менеджер! Но не маловато ли этих двоих на 23 «начальника»? Я уже говорю кроме шуток: не маловато ли представителей класса, СОЗДАЮЩЕГО ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЛЮБОМ ГОСУДАРСТВЕ?

Конечно, умные, но хитрые, скажут мне:

— Тпру, любезный! Вы же сами их выдвигали-выбирали, не правда ли?

— Ну, как сказать… – отвечу я. – Во-первых, выдвигали их различные коллективы или группы, я вот лично никого не выдвигал. Да и не кажется ли вам, что, предлагая своих кандидатов, коллективы и группы проявили трогательное «единодушие», выдвигая сплошь и рядом, условно говоря, «директоров»? Да и вообще, вероятно, что в числе кандидатов в депутаты были не только «директора», скажем, были самовыдвиженцы, были, вероятно, и представители от рабочих, но они почему-то выборов не выиграли! Не знаете – почему? Я вот тоже – думаю, думаю…

Но все кандидаты – как один, образно говоря, били себя в грудь, обещая в случае их избрания, что будут выполнять волю народа! Теперь, внимание, вопрос:

— Кто из избирателей может вот так, навскидку сказать, КАКИЕ ИМЕННО НАРОДНЫЕ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ПРЕТВОРИЛИ В ЖИЗНЬ ВЫБРАННЫЕ НАМИ ДЕПУТАТЫ?!

Но вернемся к наболевшему вопросу об увеличении стоимости проезда. Итак, депутаты почти трогательно единодушно согласились с таким увеличением, и теперь проезд будет стоить 90 тенге! Скажу честно, я удивился, а почему транспортники не замахнулись сразу на сто тенге?! Как бы это было солидно! И – главное! – рассчитываться легко! Раз – стольник! Или два полтинника! Или пять двадцатиков – мечта кондуктора! Вообще вы задумывались, почему наши автобусники (да и трамвайщики!) всегда просят увеличивать на ноль или пять на конце суммы за проезд? Я как-то их спрашивал, говорят, НАМ так удобней рассчитываться! Позвольте, но ведь любую цифру надо обосновать – мы ведь не при социализме живем! Не может она все время заканчиваться либо на 0, либо на 5!

И, раз уж мы заговорили о капитализме, в котором мы как бы пытаемся жить, то неплохо помнить, что капиталист, что-то увеличивая, предлагает и что-то взамен! Например, в случае транспорта, это может быть повышение уровня комфорта, а именно: обновление парка машин, сокращение интервалов движения, новые, УДОБНЫЕ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ маршруты и т.д. Что ж мы видим уже много лет? Автобусы старые, бэушные, с грязными запотевшими стеклами и не менее грязными салонами. Графики – удобные только транспортникам! С ностальгией вспоминаю клятые ныне советские времена, когда проезд стоил пять копеек (а на трамвае – 3!), а ходил транспорт до полуночи и даже более того!

И не было такого, что на основных транспортных «артериях» — куча маршрутов, зачастую дублирующих друг друга процентов на 50, а на иных улицах – раз-два – и обчелся!

И ведь, что забавно, компьютеров тогда не было, а графики движения были для пассажиров удобными! Я почему-то уверен, что сегодня диспетчеризация на базе компьютерных систем достигла такого уровня, что движение можно рассчитывать с точностью до минуты! И ведь рассчитывают! В тех странах и городах, где власти и транспортники УВАЖАЮТ своих граждан! Как вот, например, в Таллинне! Знаете, КАКИЕ там автобусы и трамваи?! Не чета нашим! Скажу больше, таллиннское руководство, вероятно, сплошь и рядом состоящее из копперфильдов, умудрилось ВООБЩЕ СДЕЛАТЬ ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ БЕСПЛАТНЫМ! И ИМ ЭТО ВЫГОДНО!!!

А у нас депутаты – СЛУГИ НАРОДНЫЕ! – в почти единодушном порыве утверждают 90 тенге за проезд в один конец, лукаво говоря при этом про «заботу о народе»! Де – гляньте, тариф мы дали согласие, чтобы подкинули аж на 15 «тугриков» сразу, но зато, какие ввели льготы для определенных категорий: блокадников, узников лагерей, участников Великой Отечественной войны, которых, вместе взятых, едва ли наберется несколько тысяч даже не на город, а на область! Конечно, спасибо и за это!

А пенсионеры! – скажут вам, контраргументируя. Так и с пенсионерами же – хохма! Льготы только тем пенсионерам, кому уже за 70! А тем, кому 63-69, почему-то нет! Хотя мне трудно понять, чем пенсионер 65 лет отличается от семидесятилетнего?

Да, транспортники еще аргументируют рост цен на проезд «дистанцией огромного размера» нашего города! Типа, вот Астана большая по площади и Усть-Каменогорск тоже, вот, типа, поэтому и в том числе у нас теперь проезд будет стоить столько же, сколько в столице! Типа – гордитесь! А про то, что уровень заработной платы в Астане повыше, чем у нас, будет – скромно умалчивают! Как и то, что Астана, как цифрами ни манипулируй, по площади (722 км2) побольше Усть-Каменогорска (540 км2) будет, а именно, в 1,3 раза!

Вот вам, кстати, таблица стоимости проезда на общественном транспорте в областных центрах, во многих из которых, еще раз подчеркну, средний уровень зарплаты выше, чем в нашей области!

И вот пока вы все это читали, вы нашли ответ, почему наши депутаты столь единодушно проголосовали за повышение цены на проезд? Если не нашли ответа, я только намекну, а вы уж сами догадайтесь.

Потому что… ну, ну? Потому, что директора (председатели, заведующие, начальники, секретари…) на общественном транспорте в массе своей… ну…? Не ездят – правильно!

А хотите рецепт, как «плюнуть» на общественный транспорт? А их у меня даже два!

Первый – это слова из песенки: «Продам пальто – куплю авто!» Правда, это, скорее, для тех стран, где стоимость подержанного авто (а у нас всё еще пока большинство таких!) чуть выше цены нового пальто.

Второй – ходите пешком! Это дешево, сердито и здОрОво – причем, с ударением и на первом, и на втором слогах!

Таким образом, даже лишь поверхностно пройдясь по так называемому «объективному» росту цен, мы, как нам кажется, доказали, что он во многих случаях далеко не объективен!

А главное, извините за тавтологию, то, что один из главных законов капитализма, в который мы стремимся последние 25 лет, гласит:

ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ ЦЕНЫ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ПОВЫШАЮТСЯ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА РАСТЕТ КАЧЕСТВО ЭТИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ! Но отнюдь не только потому, что доллАр или цены на нефть скакнули!

Вот такие пироги, уважаемые читатели!

А вообще эта тема – цен и тарифов – неисчерпаема, и мы обещаем вам еще не раз ее коснуться!

А за сим до свидания!

Всегда ваш –

Шалико АГАРЯН.