Бред

Газета "Flash!"

Так подумали мы, когда прочитали поправки к законодательству, комментарии к нему и послушали пояснения на заседании Совета общественности, касающиеся регистрации по месту временного пребывания.

Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» от 22 декабря 2016 года поправки внесены в 25 нормативно-правовых актов. Поправки о регистрации внесены в Кодекс об административных правонарушениях, в Закон «О жилищных отношениях», в Закон «О миграции населения». Причем и сами поправки, и комментарии к ним далеки от реальности, как Земля далека от Солнца. Что лишний раз доказывает оторванность от реальности и тех, кто такое предлагает.

Итак, в Закон «О миграции населения» внесли следующие поправки относительно регистрации:

– «место временного пребывания (проживания) – имеющее адрес здание, помещение либо жилище, не являющиеся местом жительства и в котором лицо пребывает (проживает) временно».

– В основные обязанности внутренних мигрантов вошла обязанность (статья 51) «зарегистрироваться по месту жительства и месту временного пребывания (проживания) на территории Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан».

Читая данные нормы, мы не совсем понимаем комментарии к ним. В одних источниках говорят, что существует временно’е ограничение вре’менной регистрации, в других говорят, что таких рамок нет. Да и в самом Законе «О миграции населения» мы не нашли оговорок относительно сроков нахождения на временной регистрации.

Второй момент, и самый существенный, касается самих внутренних мигрантов. В Законе есть такие понятия, как мигрант – лицо, въехавшее в Республику Казахстан и выехавшее из Республики Казахстан, а также переселяющееся внутри Республики Казахстан вне зависимости от причин и длительности. То есть, мигрант есть лицо переселяющееся. А переселенец – внутренний мигрант, переселяющийся в регионы, определенные Правительством Республики Казахстан. Получается, что внутренним мигрантом является переселенец из одного региона в другой? Это сочетается с нормами Гражданского Кодекса (о чем ниже). Однако нам сказали на заседании Общественного совета Усть-Каменогорска, что если переехать с одной улицы на другую – это уже внутренний мигрант, и требуется регистрация.

Открыв Закон «О жилищных отношениях» мы не совсем понимаем комментарий, касающийся гражданских и прочих жен. Зашла речь, что если человек проживает с женой или недоженой (сожительницей) в квартире, в которой один из них не зарегистрирован, то требуется регистрация. Мы находим в законе лишь положения, касающиеся сдачи жилища в наём. Наём в нашем понимании – пользование имуществом по договору. Неужели мы дошли до того, что мужик женщине, или, наоборот, для сожительства или супружеских отношений сдает в наем жилплощадь?

В то же время, Кодекс об административных правонарушениях таких оговорок не имеет. В нем прямо написано: «Проживание граждан Республики Казахстан без удостоверения личности или по недействительному удостоверению личности либо без регистрации по месту жительства, по месту временного пребывания (проживания)».

И тут же противоречие: «Примечание. Требования части первой настоящей статьи о проживании граждан Республики Казахстан без регистрации по месту временного пребывания (проживания) не распространяются на временных жильцов, проживающих сроком до одного месяца по месту временного пребывания (проживания)»

То есть, любой человек может в любой момент выехать куда-либо, пожить денек-другой, а потом вернуться, и вновь он временный житель, заехавший в квартиру сроком до одного месяца. И как тогда считать срок «от десяти дней до месяца» для предупреждения, если неизвестен замысел гражданина на будущий месяц? Вот вам и ответ на задачу: не живите на съемной квартире 30 дней и более подряд, и тогда административная ответственность на вас не распространяется – главное «отметиться» у соседей, что вы выехали.

Аналогичным образом, вероятно, будут действовать те, кого считают недоразвитыми и тупыми, раз они относятся к категории террористов. Почему-то считается, что именно проживающие более месяца без регистрации попадут под «гребень» борьбы с терроризмом, и терроризма в стране после этого не останется. А тем временем, настоящий террорист, чтобы не примелькаться у населения и участкового инспектора, будет менять место жительства каждые 3-5 дней – и до этого никто не додумался. Ведь именно подпольная деятельность всегда была и есть успешная, в чем можно убедиться, стоит лишь обратиться к истории революций и подпольной деятельности в оккупации.

Но, самым интересным является то, что мы не нашли поправок в Гражданский Кодекс. А, ведь «Законодательство Республики Казахстан в области миграции населения основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов» (статья 2 Закона «О миграции населения»). «Жилищные отношения в Республике Казахстан регулируются настоящим Законом, нормами Гражданского Кодекса и иным законодательством Республики Казахстан, издаваемым в соответствии с ними» (статья 1 Закона «О жилищных отношениях»).

И как тогда понять норму статьи 16 Гражданского Кодекса Республики Казахстан «Место жительства и юридический адрес гражданина». В ней сказано: «Местом жительства признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает», а «юридическим адресом гражданина признается место его регистрации». Получается, что сменой места жительства считается смена населенного пункта, а не смена улицы в конкретном населенном пункте?

И ведь согласно иерархии нормативных актов, сначала идут Кодексы, а уже потом Законы (статья 10 Закона «О правовых актах»).

Кроме того, как быть тем, кто живет, к примеру, на пасеке? Или тем, чей дом не введен в эксплуатацию? Последним предложили регистрироваться по другому адресу. Но, ведь это тоже нарушение. А пасека не имеет адреса. Впрочем, и дачные участки тоже. Как правило, они действуют в форме простого товарищества. Мы уже писали, что простые товарищества – это договор. И регистрация по месту договора – нонсенс. Мало того, некоторые ПСТ уже признаются судом несуществующими по причине отсутствия договора о совместной деятельности. В этом случае вообще регистрация, в нормальной стране должна быть невозможной. Как регистрироваться в том, чего нет?

Кстати, интересная практика в Казахстане: вносить поправки в Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан…». Предлагаем поддержать тенденцию и издать Закон «О внесении изменений в Закон «О внесении изменений в Закон «О внесении изменений…» и так далее, как в матрешке. Да еще в новейшем Законе вернуться в отсылочных нормах к самой старой редакции, чтобы окончательно все стало запутанным.

P.S. Когда готовилась эта статья к публикации, стало известно: в Интернете разместили петицию против нормы закона о временной регистрации. Но, исполнительную власть не устроил глас источника власти (народа), и данная петиция заблокирована. Ее можно посетить только в обход блокировки.

Агентство правовой информации и журналистских

расследований «Витязь»