строили, строили, а теперь нужно… ломать! Почему остановлено строительство радиологического центра в Семее?

Газета "Flash!"

Стоимость строительно-монтажных работ этого уникального медицинского учреждения постоянно возрастала. Шесть, семь, а теперь уже и 8 миллиардов тенге! А точнее, 8 171 500 000 тенге. И немудрено. Ведь возведение Центра началось ещё в далёком 2004 году! Этот объект стал одним из самых знаменитых долгостроев в Казахстане.

Подрядчиком является ТОО «ИртышГЭСстрой». Первая очередь строительства – возведение радиологического корпуса – растянулась на 11 лет. Корпус, не оснащённый медицинским оборудованием, хозяйственный блок, гараж, подстанция и овощехранилище были введены в эксплуатацию в сентябре 2007 года, но акт приёмки государственной комиссии был отменён решением акимата ВКО в связи с необходимостью корректировки проектно-сметной документации. Эта корректировка была проведена лишь в 2014 году. Она затронула помещения для установки медицинского оборудования. Проект подорожал на более чем 162 млн. тенге. 25 декабря 2015 года радиологический корпус был введён в эксплуатацию. Работы обошлись в 497 млн. 461 тыс. тенге.

Вторая очередь была построена и введена в строй быстрее и раньше первой. Стационар на 85 мест, вспомогательные здания и сооружения начали возводить в 2008 году, а приняли в эксплуатацию в декабре 2011 года. Общая стоимость – более 1,5 млрд. тенге, из них затраты на медицинское оборудование – почти 744 млн.

Наконец, в марте 2012 года был заключён договор на строительство 3-ей очереди Центра на сумму 6 млрд. 417 млн. 334 тыс. тенге. Нужно было построить трёхэтажную пристройку к радиологическому корпусу и стационару с подвальным и техническим этажом. Но самый главный объём работ – это поставка медицинского оборудования, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор.

Поставщиком оборудования стало АО «Медтехника», по договору с ТОО «ИртышГЭСстрой» фирма должна была поставить 116 единиц медицинского оборудования на сумму 3 млрд. 400 млн. тенге. Договор был заключён в августе 2012 года.

На сегодняшний день выплачено за уже поставленное оборудование 2 млрд. 177 млн. тенге. Однако все работы были приостановлены в январе 2015 года. Экспертная комиссия под руководством вице-министра здравоохранения и социального развития РК А. Цой выявила, что ряд строительно – монтажных работ и некоторое поставленное оборудование не соответствуют проектно-сметной документации. В частности, комиссия установила, что монтируемая система сбора и хранения жидких радиоактивных отходов не соответствует проекту. Поэтому её нужно демонтировать. Ещё одна комиссия в апреле 2015 года подтвердила, что эта система не соответствует санитарным правилам РК, санитарным требованиям к обеспечению радиационной безопасности. И вообще установлена система другой фирмы, не той, которая предусмотрена в проекте. Кстати, весьма интересно, почему в проекте заведомо указана необходимость установки оборудования именно определённой фирмы – в данном случае Enviro DTS (Германия)? Нет ли здесь коррупционной составляющей? Заметим, что все эти выводы сделаны через три года после начала строительства третьей очереди радиологического центра!

К системе сбора и хранения жидких радиоактивных отходов предъявляются довольно жёсткие требования. Это и понятно. Отходы, которые образуются в процессе работы радиологического центра, должны быть собраны и храниться необходимое время, пока они не станут безопасными. Почему же процесс поставки и монтажа этой системы не был поставлен под постоянный контроль с первых дней после начала строительства?

Итак, с апреля 2015 года начались долгие судебные разбирательства. В частности, подрядчик – ТОО «ИртышГЭСстрой» — было вынуждено потребовать от поставщика АО «Медтехника» демонтировать систему сбора и хранения жидких радиоактивных отходов. Чтобы читатели имели представление обо всей сложности этой системы, перечислим её компоненты, которые нужно демонтировать и затем собрать заново уже с новым оборудованием. Это система управления жидкими радиоактивными отходами, в том числе компьютер и программное обеспечение, измеритель активности с детектором колодезного типа, в том числе ёмкость системы ЖРО, промежуточная ёмкость объёмом 500 литров, вакуумный насос, комплект труб и арматуры системы ЖРО, система вакуумной спецканализации.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении этих требований. Апелляционная коллегия удовлетворила иск, а кассационная инстанция – отклонила.

Дело дошло до Верховного Суда. «ИртышГЭСстрой» продолжало настаивать на том, что поставщик «Медтехника» должен демонтировать систему ЖРО. Эту позицию поддержала и прокуратура области, обратившись в Генеральную прокуратуру с просьбой внести протест в Верховный Суд. Было это в марте 2016 года.

Высшая судебная инстанция страны постановила передать дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию ВК облсуда. Новое рассмотрение началось в октябре 2016 года, спустя год и 10 месяцев после приостановления работ и начала споров вокруг системы сбора и хранения жидких радиоактивных отходов!

Областной суд выносит определение о назначении судебной экспертизы и поручает её Институту судебной экспертизы по ВКО. Поскольку экспертиза предстоит весьма ответственная и в очень специфичной области, связанной с радиоактивными отходами, то экспертом Института судебной экспертизы было подано ходатайство о предоставлении заключения специалиста, обладающего необходимыми знаниями по системе жидких радиоактивных отходов. Заключение такого специалиста было необходимо для ответа на вопрос: «Соответствует ли система сбора и хранения ЖРО нормативам и проектно-сметной документации?». И действительно – региональный судебный эксперт вряд ли сможет квалифицированно ответить на этот вопрос, а вопрос весьма серьёзный.

Определением суда для экспертизы были привлечены специалисты Федерального центра по проектированию и развитию объектов ядерной медицины из столицы России – Москвы. Более авторитетных экспертов, наверное, нет на территории СНГ, ведь россияне – лидеры в ядерной отрасли на постсоветском пространстве и в числе ведущих в мире. Кстати, эксперты Федерального центра уже проводили оценку строительства в Семее в июне 2016 г. И в первый свой приезд, и при проведении экспертизы в декабре прошлого года они досконально проверили как документацию, так и само оборудование, и качество его монтажа. Были выявлены недостатки, но в целом эксперты признали систему соответствующей нормативам и проектно-сметной документации.

9 января ВК областной суд отказывает в удовлетворении искового требования о демонтаже системы ЖРО.

Итак, неужели в затянувшемся судебном споре поставлена точка? И важнейший медицинский объект, наконец, будет достроен? Пока сложно дать какой либо ответ на этот вопрос и прогноз развития событий. Завершатся ли судебные разбирательства, или дело снова перекочует в Верховный Суд, и стройка будет стоять замороженной ещё несколько месяцев, пока самый высший судебный орган не вынесет окончательное решение?

Кроме этого вопроса возникает и множество других. Стройка такого значения и такого уровня сложности и ответственности, связанная с ядерным оборудованием и радиоактивными отходами, должна вестись под неусыпным надзором многочисленных контролирующих ведомств. Напомним, что началось возведение третьей очереди радиологического центра в марте 2012 года. А вопрос о том, соответствует ли уже поставленная и смонтированная система ЖРО нормативам и проекту, возник почему-то только в декабре 2014 года, и первая комиссия работала на объекте в январе 2015 года.

Что мешало сделать такую проверку ещё на этапе начала поставок? Неужели при необходимости нельзя было съездить на завод-изготовитель, и провести проверку на месте? Почему через три года после начала строительства вдруг выясняется, что уже готовая система ЖРО якобы абсолютно не соответствует санитарным правилам РК, санитарным требованиям и даже не обеспечивает радиационную безопасность?! Как такое могло произойти? Как вообще такое оборудование могло появиться на территории Казахстана, и пройти все виды контроля на границе Таможенного союза и последующее оформление?!

Как понимать, что три комиссии делают вывод, что систему нужно разломать и на её месте установить совершенно новую, а российские эксперты признают её соответствующей нормативам и проекту? А ведь спор идёт не о вкусе и цвете, где мнение может быть субъективным. Оценка даётся сложнейшему технологическому объекту, и за подписью эксперта стоит вопрос жизни людей и ядерной безопасности!

Если дело в очередной раз дойдёт до Верховного Суда и будет окончательно признано, что систему ЖРО демонтировать не нужно – кто понесёт ответственность за задержку строительства более чем на два года? Ведь строительно-монтажные работы завершены на 95%, и необходимо лишь устранить замечания по вентиляции и ЖРО. И Центр уже давно мог бы работать, лечить безнадёжно больных людей и определять онкологические заболевания на самой ранней стадии. За эти годы судебных разбирательств от рака умерли тысячи людей. Может быть, кто-то из ушедших в мир иной мог жить!

Ситуация с радиологическим центром несколько раз обсуждалась на различных совещаниях в областном акимате. На каждом совещании определялись окончательные сроки завершения строительства, но было понятно, что пока не завершатся судебные разборки и не будет дан ответ на вопрос о соответствии системы ЖРО – стройка не закончится. Ведь если систему демонтировать, то работы затянутся ещё на неопределённый период времени. Скорее всего, из-за радиологического центра в сентябре прошлого года уволился заместитель акима области Димитрий Гариков, курировавший вопросы строительства. Глава ВКО Даниал Ахметов был очень недоволен его работой, а также деятельностью начальника управления строительства, архитектуры и градостроительства Мади Отарбаева. В частности, он упрекал подчинённых в том, что они предоставляют ему неверную информацию о соответствии или несоответствии поставленного оборудования для системы ЖРО. Уголовное дело было возбуждено в отношении директора ТОО «ИртышГЭСстрой» А. Изотова, он был арестован на период следствия, но подвинуть дело строительства радиологического центра к финишу это не помогло.

Наконец, может быть, за всей этой неприглядной историей стоят чьи-то интересы? Ведь если демонтировать уже имеющуюся систему ЖРО, то нужно закупать и устанавливать новую. А это по нынешним ценам уже миллиарды.



Денис Данилевский