«МЫ РОЖДЕНЫ, ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БОЛЬЮ – 2» или ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ

Газета "Flash!"

Говорю как на духу: вот уж не думал, написав и отправив в редакцию очередную порцию горестных замет о судьбах нынешней медицины, опубликованных в прошлом номере, что вновь придется возвращаться к этой, уже изрядно поднадоевшей своей «вялотекучестью», теме!

Но ведь жизнь заставляет! Вернее, опасение за продолжительность этой жизни!

Но, как всегда, вначале

ЭПИГРАФ

А им у нас сегодня будет… Клятва Гиппократа! Многие в общении пользуются этим термином, ставшим, по сути, афоризмом, ибо Клятва Гиппократа, это (я цитирую Википедию) «врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача», однако далеко не каждый знает ее содержание.

Но я не буду цитировать всю клятву, приведу в эпиграфе только выдержки из нее.

Напомню, что в начале Клятвы будущий врач клялся всеми медицинскими богами честно и соответственно своим силам свято блюсти и исполнять все пункты данного документа, и в частности он обещал, что:

«Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости… Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство… В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного… Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».Вот – такие нехитрые и вместе с тем ёмкие и гуманные постулаты выработали медики еще в третьем веке до нашей эры! И вот, то ли от того, что первоисточник теперь столь далек, то ли многие медики сегодня слишком далеки от осознания смысла этого первоисточника, но в медицине нашей порой творятся такие дела, что, согласно последнему предложению клятвы, не должно бы быть «счастья в жизни и искусстве и славы у всех людей на вечные времена» для тех, кто нарушает священную клятву!

А теперь – к делу.

Как всем хорошо известно, (не)добрая половина болезней неизлечима. Еще какая-то часть из них – смертельна. И врачи, НАСТОЯЩИЕ ВРАЧИ(!), делают все возможное, чтобы бороться за жизнь пациентов всеми возможными средствами. И эта их титаническая работа порой дает свои положительные плоды, облегчая страдания больных, продлевая их жизнь, а то и излечивая от недугов навсегда! Но врачи, увы, сегодня могут не все, а потому ряд болезней звучит как приговор. Но и здесь у врачей есть возможность отдалить неминуемый исход, а НЕ ПРИБЛИЗИТЬ ЕГО! Но в жизни порой случается наоборот.

Итак, представьте себе онкологического больного. Что такое онкология, надеюсь, сегодня никому не нужно объяснять? Так вот. Этому больному, к счастью, вовремя поставили диагноз, после которого ему была сделана высокотехнологичная операция. Но рак тем и коварен, что даже после операции возможны рецидивы! Конечно, тем, кто видит это со стороны, не всегда понятно, что мысль о том, что возможно возвращение болезни, точит такого человека даже чисто психологически. Он думает об этом постоянно, и с этим ничего не поделать! Вот почему медицина в данном случае пользуется таким средством, как анализы, которые показывают, не вернулась ли болезнь – не дай-то Бог!

И в течение остатка жизни больной живет этакими «периодами надежды» на то, что каждый новый анализ не будет для него окончательным приговором!

И вот, в нашем случае, состояние больного определяется по анализу его крови.

То есть он через определенные временные периоды сдает кровь, ждет в неведении в течение недели, за которую этот анализ делается, а затем узнает об этом результате у врача. Вы понимаете, ЧТО ИСПЫТЫВАЕТ БОЛЬНОЙ, ОЖИДАЯ РЕЗУЛЬТАТ?!

Понять это можно, ЛИШЬ ПРОЙДЯ ЧЕРЕЗ ЭТО! Но, поверьте на слово – это весьма тяжело…

И вот тяжелая неделя проходит, больной предварительно записывается на прием, приходит к врачу, а там ему говорят:

— Знаете, ваш анализ не готов!

Больной огорчается:

— Ну, что ж, бывает! А когда будет результат?!

И вот тут врач отвечает ему:

— Точно не знаем, но придите…

Вы думаете, через день? Нет! Через три? Нет! Через неделю? Нет!

— Приходите где-то в середине января! (Напомню в скобках, что диалог происходит… 15 декабря – аккурат, накануне Дня Независимости!).

— А может все-таки анализ будет раньше… — в голосе больного чувствуется слабая надежда.

— Тут ведь оно как, — ответствует врач, — сие от нас не зависит, мы ведь анализы не делаем!

Но узнавайте, позванивайте, может, будут анализы и раньше.

Вот скажу честно: не будь этот врач онкологом, я бы не удивился его спокойствию, но ведь через его руки проходят сотни, а то и тысячи как безнадежно больных, так и тех, у кого еще теплится надежда, а то и есть реальная перспектива излечиться! Есть ведь и такие, хотя таких счастливчиков – немного! Но он-то, онколог, должен знать, как мучительно ждать результата, не день, не три, а месяц! Впрочем, с точки зрения чисто медицинской субординации – он ничего не нарушил! Действительно, как сказала зав. поликлиникой, к которой наш пациент затем обратился, они не несут ответственности за действия лаборатории!

Ну, и в самом деле, не звонить же медицинскому онкологическому начальству — руководству лаборатории с претензией:

— Уважаемые! У нас же люди! Живые… пока! Нельзя же их так… в течение месяца мурыжить в неведении!

Но, выходит – можно!

А кое-кто, возможно, скажет: ну, дело ведь случилось накануне одних продолжительных праздников, затем праздники новогодние… Типа, быстро время пролетит! Но это для тех, кто смотрит на ситуацию со стороны, а тем, кто «внутри» нее, я вас уверяю – не до шуток!

И вот я еще раз констатирую: медицина – ее лечебная часть, у нас хорошая, очень много действительно хороших специалистов-медиков: врачей, сестер, нянечек, лаборантов! Но я в очередной раз утверждаю:

— ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНЫ ВО МНОГИХ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ДА И В ЦЕЛОМ — У НАС НИ К ЧЕРТУ!!!

И организаторам медицины — сверху до низу — у нас в большинстве случаев до больного, как до Шанхая пешком! «Слишком далеки они от народа», как говаривал когда-то В.И. Ленин, правда, по другому поводу.

И вот с целью выяснить, почему ТАК зачастую складываются сегодня отношения пациентов и медиков в смысле организации лечебного процесса, мы и решили обратиться к тем, кто руководит медициной на региональном уровне, а именно к руководству ВК областного управления здравоохранения.

Решить-то решили, но не так-то все оказалось просто.

День, напомню, был предпраздничным – 15 декабря. Но, памятуя, что медики, вообще-то, профессия «круглосуточная», мы отправились в облздрав, но попали туда во время обеда.

А поскольку медики облздрава – это категория госслужащих, обед у них полтора часа.

Мы вернулись через полтора часа, то есть в 14.30. Приятным контрастом после переполненных обычно пациентами поликлиник и СВА была тишь и безлюдье в облздраве. Лишь одинокий охранник огорошил нас тем, что ни заведующей, ни ее заместителя пока на месте нет.

— Задерживаются… Наверное, в акимате? – предположил он, а я про себя отметил, что в устах подчиненных начальство всегда «задерживается», но никогда не «опаздывает»!

Но, Боже упаси меня обвинять в чем-то руководство медициной! Вполне вероятно, что задерживалось начальство по вполне уважительной причине! Но, так или иначе, ни заведующей, ни ее зама не было и в 15.00, и позже. А когда мы, устав ждать, ушли по другим своим делам, то пытались дозвониться до приемной, чтобы узнать, не появилось ли начальство. В течение получаса нам так и не удалось дозвониться ни по одному из телефонов, в том числе – и в приемную, где сам Бог велел кому-то быть, особенно — в отсутствие начальства. И только где-то в половине пятого нам удалось встретиться с подъехавшей к этому времени и.о. заведующей. Но, видя, что в приемной скопилось некоторое количество посетителей, мы договорились встретиться сразу после праздников и задать наши вопросы медицинскому начальству.

Праздники прошли, 21 декабря мы встретились с заместителем руководителя ВК облздрава Райфой Сафиоллиновной Сафиоллиновой. Она нас внимательно выслушала, пообещала во всем разобраться, но попросила изложить наши вопросы письменно, а они разберутся в ситуации и подготовят исчерпывающий ответ. На этом мы и расстались.

Таким образом, после получения ответа Облздрава, мы надеемся продолжить наше повествование в следующем номере газеты.



Всегда ваш, Шалико АГАРЯН.