Стихия – лучший ревизор

Газета "Flash!"

Много неприятностей несёт с собой природная стихия. Например, аномальный снегопад. Но есть в стихии и положительный момент. Она – лучший ревизор реальной, а не показной дееспособности, как власти, так и вообще всей системы, и общества в целом.

24 ноября на Усть-Каменогорск навалилась вторая волна снегопада. И хотя шёл снег не так долго, как в первую волну 9-12 ноября, но по количеству осадков превзошёл первый ноябрьский снегопад. Начавшись 24 –го после обеда, к утру 25-го он уже полностью накрыл город.

Мы не будем останавливаться на подробностях снежной стихии. Картина уже хорошо известна, прежде всего, в социальных сетях. Горожане активно делились друг с другом видами занесенных дорог и улиц. Попробуем разобраться, почему усилия по борьбе с последствиями снегопада дают сбой, и не всегда приводят к желаемым результатам. Зависит ли это от того, «хороший» аким или «плохой»?

Давайте внимательнее посмотрим на сложившуюся систему общественных и экономических отношений. Об этом немногие задумываются, а зря. Эти отношения нынче базируются на частной собственности. Да, частная собственность нужна и эффективна в сфере услуг, общественного питания, досуга, производства ряда товаров. Но частная собственность не способна к мобилизации. Это очевидно. А ведь только мобилизовав все имеющиеся ресурсы можно успешно противостоять стихии.

Возьмём для примера ситуацию с тротуарами. Кто сегодня отвечает за содержание тротуаров? По правилам благоустройства — фирмы, чьи офисы расположены на этой улице. А по сути – никто. Поэтому и ходят прохожие в лучшем случае по узеньким тропинкам, протоптанным самим народом. В прежней системе за тротуары отвечали домоуправления. Это были мощные государственные структуры, с хорошей материальной базой. В случае снегопада все работники домоуправлений, не только дворники, с раннего утра выходили на очистку дворов и тротуаров, они же и подсыпали тротуары песком. На помощь приходила техника, дворовые проезды расчищали тракторы «Беларусь». Убранный снег вывозили самосвалы государственных и ведомственных автобаз. Сегодня тротуары отданы хрупким официанткам и продавщицам. Они очищают дорожку до своих заведений. И кто заставит их чистить сам тротуар? И почему они должны чистить, они ведь «не нанимались»?

Какое положение в обществе занимал раньше дворник? Самое почётное. Даже в царской России. В любом доме было дворницкое помещение. Там жил дворник и находились его инструменты. Каждый дворник имел нагрудный жетон, и кроме чистоты, следил ещё и за правопорядком в своём дворе. В советское время дворник сразу получал квартиру. Служебную, но через 10 лет работы жильё предоставлялось в постоянное пользование. Поэтому и держались дворники за работу, и выполняли её качественно, и в домоуправлениях работали целые бригады дворников. А кто идёт в дворники сейчас? Нынче вместо мощных домоуправлений содержанием домов занялись сотни хилых КСК, существующих не на государственную поддержку, а за оплату жителей. На зарплату в 30 тыс. тенге нет особо желающих идти в дворники, и работают они соответственно. В лучшем случае почистят вход в подъезд. И народ уже не выйдет убрать снег в своём дворе, за исключением отдельных энтузиастов. Потому что «мы плОтим, почему мы должны убираться?». И в чём-то люди правы. В эпоху капитализма всё имеет цену, народ платит налоги, вносит платежи за услуги, и субботники на общественных началах остаются рудиментом прошлого. Хотя, никто не переломится от того, что помашет лопатой с полчасика, и для здоровья полезно, и, как минимум, у каждого автолюбителя такая лопата есть, но не выйдут. Энтузиазм, и настроение «Надо, значит, надо!», остались в прошлом. Да и недоверие имеется ко всем органам власти. Люди ведь думают как: мы очистим, а ОНИ денежки в карман положат. И это действительные настроения народа, и они имеют под собой почву.

КСК может нанять трактор, стоит он 7 тыс. тенге в час. Пять часов достаточно, чтобы пройтись ножом по десятку дворов. И деньги вроде невеликие. Но ведь не все КСК нанимают. А почему? Наверное, не хочется нести дополнительные расходы. Заплатишь за трактор, а потом вдруг на зарплату не хватит. А жители не участвуют в управлении делами КСК, и не могут и не хотят воздействовать на председателя, или управляющего, чтобы навести порядок в собственном дворе. Они лучше будут утром в темноте спотыкаться и падать в сугробы, чем созвать собрание и потребовать очистить двор! Разве не так?

Теперь – о дорогах. Главный аргумент подрядных организаций – не хватает техники. Возникает вопрос – а почему не хватает, если вы взялись за это дело, за содержание дорог? Генеральным подрядчиком по содержанию дорог в областном центре является государственное предприятие «Оскемен Тартип». Сил на весь город у них не хватает, они привлекают несколько субподрядчиков – частные фирмы. Получается, что и у госпредприятия, и у частников техники не хватает. А почему не покупают технику? Вопрос этот из области политэкономии. У частного собственника какой самый главный интерес? Кто не читал Карла Маркса, информирую – получение прибыли. Поэтому частный собственник и раздумывает: купить трактор, или оставить деньги на другие цели? При плановой экономике и общественной собственности обновление техники производилось в плановом порядке по нормативам. А сегодня решение принимает частный собственник на своё усмотрение. И, наверное, он долго будет думать, прежде чем выложить несколько миллионов на трактор. Да и реально может средств не хватать, если фирма небольшая. Как он может думать? Обойдусь тем, что есть? Тем более, что вроде бы глобальное потепление, и зимы тёплые и малоснежные. Действительно, ведь в прошлом году перед новым годом ещё по лужам ходили, а в позапрошлом вообще долгожданный снег выпал только в конце января. Помните, показывали сюжеты, как в Подмосковье плодовые деревья зацвели в январе, а медведи проснулись от спячки, думали весна. Так что, вроде и тракторы дополнительные не нужны. А погода посрамила такие расчёты.

Да что говорить о тракторах, когда и элементарного песка для подсыпки нет. Как выглядели подъезды к автобусным остановкам после первого снегопада – все видели и знают. Бугры и лёд. Водителям нужно медаль давать за преодоление такого экстрима. Ну, если вы не смогли своевременно эти бугры убрать, хотя бы насыпьте песок! Или на песок тоже средств нет? Почему молчат депутаты, почему не направят ревизионную комиссию – проверить, как выполняются нормативы содержания дорог? Или у депутатов язык онемел?

Детским лепетом выглядят и объяснения руководителей автопарков о том, что зимней солярки нет, а летняя замерзает в 40-градусный мороз. Поэтому и автобусы сходят с линии. Это не объяснение руководителя. Вопрос – а что мешает сделать запас зимней солярки заранее? Заключить договор с поставщиками горючего, оплатить авансом за какое-то количество, необходимое для бесперебойной работы, и спокойно ждать прихода холодов? Можно предположить, что мешает. Наверное, нежелание и риск тратить сразу немалую сумму, как говорится, на будущее. Нынче ведь все живут сегодняшним днём. Тот же владелец автопарка тоже может понадеяться, что зима будет тёплой, а он уже потратится на зимнюю солярку, а солярка в таком количестве и не пригодится. Это при плановой экономике должен быть нормативный запас зимнего горючего, и при стоимости бензина в 40 копеек за литр (цену солярки не помню), сделать такой запас не было никаких проблем. А сейчас всё идет, по принципу – куда кривая вывезет. И это не упрёк, такова реальность. Конечно, есть предприниматели, которые смотрят в будущее, и вкладывают средства в это будущее, и потом оказываются победителями. Но ведь у немалой части потребности совсем другие. Посмотрите, что творится со строительными фирмами. Получат тендер, возьмут деньги, и исчезают. Так произошло в Зыряновске, где подрядчик странным образом получил сразу несколько миллиардов, и его руководители исчезли. Сам аким области сказал, что они, наверное, где-то на тёплых морях. Пальмы, океан, девочки… А тысячи зыряновцев замерзали в лютые морозы, потому что ремонт теплотрассы не был завершён! Вот вам и частная собственность.

Практически в одиночку борется со снежными заносами трамвайный парк. На помощь им присылали работников тепловых сетей и пожарных, это государственные структуры и их можно мобилизовать. В трамваях висят объявления о приёме на работу уборщиков снега на расчистку трамвайных путей, оплата 3500 тенге в день. Но желающих, видимо, мало. Это Павка Корчагин с товарищами-комсомольцами в мороз и метель строили узкоколейку, чтобы подвезти в замерзающий город дрова. А сегодня «упираться» уже никто не хочет. Что касается помощи со стороны других предприятий, так ведь и они частные, и трамвайный парк частный. Денежки врозь, у каждого свои проблемы.

Так же, наверное, рассуждают и руководители других предприятий, имеющих технику для уборки снега. Почему они должны выводить её на улицы города, пусть к этому даже призывает аким области? Ведь есть подрядчики, с ними рассчитывается отдел ЖКХ за счёт бюджета. А кто будет рассчитываться за привлечённую технику, из каких средств? Или будут давить только на «сознательность»? Ведь сколько уже было примеров в районах, когда крестьянские хозяйства прочищали дороги, но никто им работу не оплачивал. Благотворительность – это хорошо, но ведь мы живём при капитализме. И почему кто-то должен нести дополнительные затраты лишь потому, что кто-то пожалел денег на покупку нового трактора или грейдера?

Вот сколько вопросов и проблем выявила снежная стихия. И это ещё не все. Подумать над этими вопросами – это гораздо сложнее, чем выставлять видео в соцсетях, да сочинять стишки про занесённый город. А что же делать простым смертным? Редактор Агентства правовой информации и журналистских расследований «Витязь» Алексей Божков предлагает подавать иски в суд:

— Нас завалило снегом, а мы можем завалить исками в суд. Особенно, водители. Да и пешеходы тоже. В качестве ответчика можно привлекать подрядную организацию, которая обслуживает данную улицу, и городской отдел ЖКХ, как администратора программы. Нужно фиксировать на видео состояние дороги, или составлять акт, его могут подписать 2-3 водителя, ставших свидетелями неочищенной дороги, или, тем более, пострадавшие от такого состояния дорожного полотна. Если исков будет много, то суды вынуждены будут принять решение, и если уж не возместить материальный и моральный ущерб, то, хотя бы побудить органы власти и подрядчиков выполнять свою работу.

Впрочем, сам Алексей Николаевич не верит в гражданскую активность народа.

— Вряд ли кто-то пойдёт в суд с таким иском. Лень и страх – вот что сейчас господствует в настроениях. Кому хочется ходить в суд, доказывать? Тот же автолюбитель как подумает: ну, подам я в суд, а завтра гаишники мне проходу не дадут. Лучше я в соцсетях что-нибудь напишу.

Да, соцсети, и Интернет в целом стали своеобразным самоудовлетворением для народа. Написал гневный комментарий под вымышленным именем, и вроде бы легче стало. Или видео занесённой снегом улицы выложил. А сколько стихов, картинок! А потом встал с дивана, и всё идёт по-прежнему.

А что касается снега и морозов, то они никогда не были помехой. Ведь мы живём в той части света, где почти полгода зима и холода. В такой снег, и в более лютый мороз наши деды врага били, воевали. И ещё как воевали! И зимняя солярка всегда имелась, и танки были на ходу, и снаряды выпускали на эвакуированных заводах под открытым небом, дети и женщины стояли у станков, и Ленинград врагу не отдали, умирая от голода и холода. Но это было другое время, и другие люди.



Денис Данилевский

Продолжение темы на стр. 8-9