Окно в Средиземноморье Часть II На развалинах Карфагена

Газета "Flash!"

Великой и необъятной была Римская империя. Приезжаешь в Турцию – и вот они, великолепные памятники той эпохи – амфитеатры, храмы, скульптуры. Здесь была восточная окраина Империи. В Израиле – множество свидетельств того, что эта земля также когда-то была римской провинцией. В Турции, к примеру, можно полюбоваться великолепными песчаными пляжами, где любила отдыхать римская знать.

Вид на раскопки «Первого Карфагена», современный город и Тунисский залив с холма Бирса



А один из изумительных пляжей из белого песка специально был создан императором Антонием для своей возлюбленной – египетской царицы Клеопатры, пожалуй, самой знаменитой и самой загадочной женщины в земной истории. Древние источники и сказания говорят, что красоты она была неописуемой, и за ночь любви с ней мужчины были готовы отдать, и отдавали жизнь. На Мёртвом море в Израиле она поддерживала свою молодость и красоту, поэтому грязи этого моря – озера, самого солёного в мире, среди женщин расходятся влёт. Ведь каждой хочется быть хотя бы «немножко Клеопатрой».

Приезжаешь в Хорватию, на Адриатическое море – и там остатки Римской империи. И немудрено – до Италии рукой подать, до другого берега. Побывав в этом году в Северной Африке, в Тунисе, и в этом краю далёком можно увидеть свидетельства Римской эпохи. Да ещё какие свидетельства – развалины самого Карфагена!

Я вспоминаю 5-й класс. В этом классе мы впервые начинали всерьёз изучать историю. Помню учебник «История древнего мира», прекрасный, классический, великолепно иллюстрированный. Тогда учебники выдавали в школьной библиотеке. Но поскольку стоили они копейки, то многие приобретали книги сами. И этот учебник мама мне купила ещё на каникулах. Конечно, я не утерпел, и стал его листать. И именно страницы про Пунические войны Карфагена и Рима меня особенно заинтересовали, я их прочитал. Мои симпатии были полностью на стороне Карфагена, я переживал за войско карфагенян, за их полководца Ганнибала, и по – детски был очень огорчён их поражением. Потом, когда начались занятия в школе, выяснилось, что в своих симпатиях я не одинок. Весь класс переживал за Ганнибала, и я снова переживал, уже на уроках. И хотя уже знал, чем завершится решающее сражение, но всё же, в тайне надеялся на чудо – а вдруг «наши» карфагеняне победят? Но чуда не происходило, и это было понятно, и класс сидел притихший, подавленный поражением «наших».

Потом уже я стал учителем истории, и рассказывал об этих войнах своим ученикам. И видел в школьниках себя и своих одноклассников 20-летней давности. Те же переживания за Карфаген, та же тишина и подавленность, когда мы завершали главу о Карфагене, и ученики узнавали знаменитую фразу римского сенатора Марка Порция Катона – «Карфаген должен быть разрушен».

Результаты археологических раскопок «Первого Карфагена»



Да, советские дети были так воспитаны, что не симпатизировали тем, кто вёл захватнические войны, в данном случае, Риму. Хотя, уже будучи учителем, и более глубоко изучив историю, я понимал, что войны между Карфагеном и Римом были неизбежны. И они имели захватнический характер, как со стороны Рима, так и со стороны Карфагена. Но, ни в детстве, за школьной партой, ни в молодости, за учительским столом, я и представить не мог, что когда-нибудь побываю на месте этих событий.

И вот мы на развалинах Карфагена… Даже остатки этого древнего города показывают, насколько он был велик, красив, совершенен. Если представить фантастическую ситуацию, что Карфаген дошёл в своём историческом виде до современности, то и сегодня он был бы одним из лучших городов. И, наверное, даже образцом строительства, архитектуры, планировки и устройства жизни в крупном мегаполисе. А это именно мегаполис даже по современным меркам, поскольку его население достигало 700 000 человек.

Интересна, романтична и история города. Основан он был финикийцами в 814 г. до н.э. Легенда гласит, что финикийцы, будучи лучшими торговцами и мореплавателями того времени, прибыв на это место, сразу оценили его красоту и преимущества, как перекрёстка торговых путей. Созданный самой природой залив мог стать прекрасным морским портом. А плодородная земля и довольно мягкий климат способствовали прекрасному урожаю. Не в правилах финикийцев было завоёвывать земли. Они сразу же стали устанавливать дружеские отношения с местным населением. Так вот, финикийская принцесса Элисса – Дидоне попросила продать ей участок земли, такой площади, какую может покрыть кожа одного буйвола. Африканцы согласились продать такой клочок земли. Но принцесса Дидоне приказала нарезать кожу буйвола тонкими кусочками, ограничив, таким образом, всю территорию облюбованного ею холма. С тех пор этот холм называется Бирса, что означает «кожа». Так, в слиянии африканцев и финикийцев и стала формироваться будущая тунисская культура.

Холм Бирса и сейчас является главной достопримечательностью Карфагена. Именно здесь находятся остатки того самого «первого Карфагена», который до основания был разрушен римлянами. Здесь же и Национальный музей Карфагена, в котором собраны практически все найденные при археологических раскопках ценности. Само здание также является историческим – в нём располагался семинарий Белых Отцов, французских священников, которые и положили начало археологическим раскопкам в районе Карфагена.

С холма открывается великолепный вид на расположенные внизу городские кварталы и Тунисский залив. Свежий морской ветер сглаживает жару. Прекрасно видны две соединённые между собой бухты, одна из них – идеально круглой формы. Сразу понятно, что природа вряд ли могла создать такой идеальный круг. И действительно, эти бухты были вырыты вручную. Одна для военных кораблей, другая – для торговых. Посреди круглой бухты – остров. Именно так эти бухты и выглядели в период расцвета первого Карфагена, да и затем, после завоевания Римом, они использовались по своему назначению.

Карфаген (по финикийски Кар-Хадашт, новый город) стал быстро расширять своё влияние. И стал столицей огромной Карфагенской империи, или Пунической империи, римляне называли карфагенцев пунами. Владения Карфагена простирались на всём североафриканском побережье Средиземного моря от Египта до Атлантического океана, захватывая также часть нынешней Испании. А на северном Средиземноморье шло усиление Рима. Конечно, столкновение двух держав было неизбежным.

И начались знаменитые Пунические войны. Войны велись не только для того, чтобы выявить кто сильнее. И не только за передел сфер влияния. Как сказал наш экскурсовод Абдельразак, это были войны за «нефть до нашей эры», такое сравнение он сделал для оливок. Южнее Карфагена располагались огромные плантации оливковых деревьев. Оливки и оливковое масло карфагеняне поставляли в Рим. Поэтому римляне резонно решили, что лучше завладеть этими землями, и самим распоряжаться этим богатством.

В 264 г. до н.э. произошло первое столкновение Рима и Карфагена на Сицилии. Три Пунические войны длились более 100 лет: первая – с 264 по 241 гг., вторая с 218 по 202 гг., и третья со 149 по 146 гг. до н.э. Сначала войны шли с переменным успехом. В ходе второй войны проявился полководческий талант карфагенского военачальника Ганнибала. Во все учебники по истории и военному искусству вошёл его знаменитый переход из Испании через Пиренейский полуостров и Альпы в Италию. Пройдя затем через Апеннинские горы, потеряв много воинов и всех слонов в этом труднейшем переходе, лишившись глаза, Ганнибал двинулся на юг к Риму. Его поддерживали кельты и галлы, недовольные римским владычеством. В 216 г. до н.э. войско Ганнибала и его союзников нанесло жесточайшее поражение римлянам, взяв в конце битвы при Каннах их в клещи окружения. Но, находясь на чужой территории, Ганнибал не получал должной поддержки от карфагенской олигархии, опасавшейся усиления его позиций. Что, в конце концов, и привело в итоге к поражению и заключению невыгодного для Карфагена мира, потере значительных территорий, уничтожению флота и выплате контрибуции. Олигархи, недовольные тем, что выплата контрибуции Риму была произведена не за счёт повышения налогов с граждан, а за счёт более строгого контроля за финансами, под личным руководством Ганнибала, который был избран суфетом (одним из двух правителей Карфагена), сделали всё, чтобы ему пришлось покинуть город. Ганнибал оставшуюся жизнь провёл в изгнании. В 183 г. до н.э. он покончил с собой, когда римляне потребовали его выдачи. Он выпил яд, который всегда носил в своём перстне.

Между тем, Карфаген, лишившись военного могущества, не утратил экономической силы. Оливковые деревья и виноград, развитая торговля по-прежнему составляли основу его экономической мощи. В Риме верх берёт партия «ястребов», выступавшая за полное подчинение Карфагена. В 153 г. до н.э. сенатор Марк Порций Катон побывал в Карфагене, и лично убедился в его богатстве. Он выступал в Сенате и убеждал в том, что крепкое экономическое положение позволит Карфагену набрать силы и в военном отношении. Он привёз в Рим сочный плод фигового дерева, сказал, что «враг уже у наших стен». Все свои речи он заканчивал знаменитой фразой: «Карфаген должен быть разрушен».

Купюра в 5 тунисских динаров с изображением Ганнибала и вида Карфагена



В конце концов, карфагенянам было предложено покинуть город и поселиться на расстоянии не менее 15 км от моря. Началась Третья Пуническая война. «Её едва ли можно назвать войной; это было простое угнетение слабейшего противника в 10 раз сильнейшим противником», — писал Фридрих Энгельс. Вот почему симпатии советских детей при изучении этого эпизода истории были на стороне карфагенян. Осада города длилась несколько лет. И только когда были отрезаны все подходы к городу, начался его штурм. Шесть дней кипели бои на улицах города. Лишь на седьмой день римлянам удалось взять Бирсу, главный холм Карфагена. Правитель города Газдрубал с семьёй укрылись в храме Эскулапа, готовясь сжечь себя. Но нервы у Газдрубала не выдержали. Он выбежал из храма и на коленях стал просить римского полководца Сципиона сохранить ему жизнь. Жена Газдрубала, увидев такой позор, столкнула в огонь детей, а за ними и сама бросилась в пламя.

Сципион хотел сохранить город, но требование римского сената было непреклонным – разрушить Карфаген. Город сначала сожгли, потом сровняли с землёй, распахав плугом, да ещё и посыпали солью, чтобы здесь ничего не росло – настолько сильна была ненависть римлян к Карфагену. Более того, эта территория вообще была предана проклятию, и на вечные времена на ней было запрещено селиться. Все уцелевшие при штурме жители были проданы в рабство. Владения Карфагена превратили в римскую провинцию Африка, земли объявлены государственными, а жителей обложили налогом. Так закончились Пунические войны, так закончилось противостояние двух величайших держав конца времени до нашей эры, или до Рождества Христова. Но история Карфагена на этом не заканчивается.

А Ганнибал с тех пор остаётся национальным героем теперь уже Туниса. Тунисцы чтут этот период своей истории. Ганнибал изображён на купюре в пять тунисских динаров. Туристы могут приобрести его бюсты, самых разных размеров, являющиеся точной копией древних бюстов.

Итак, мы на холме Бирса. Здесь вершилась история мира. Здесь пал великий Карфаген, чтобы через несколько десятков лет возродиться. Здесь каждый камень впитал в себя тысячелетнюю историю…

(Продолжение следует)

Денис Данилевский

Сус – Картаго — Усть-Каменогорск

Фото автора и Людмилы Данилевской