Над пропастью во лжи

Газета "Flash!"

В последнее время всё большее количество граждан ощущают на себе последствия глобализации — удостоверение с чипом, устройство на работу только по полиграфу, кругом отпечатки пальцев, видеокамеры, диктофоны… Такая вот она — обычная жизнь в обществе всеобщего недоверия.

Фото — www.gorod.lv



Проверить супругов на верность, персонал на хищения, коррупцию, алкогольную и наркотическую зависимости и даже проверка на детекторе лжи несовершеннолетних на употребление психотропных веществ — такой спектр услуг вам готовы предоставить частные компании. Вывести потенциального обманщика на чистую воду помогут и в госструктурах с помощью проведённого исследования на полиграфе.

Но можно ли в обществе «под надзором» добиться правды? Или нужно применить ещё более репрессивные меры, но будет ли от этого меньше граждан совершать грабежи или убийства? Конечно же, нет. В чём же тогда дело, почему мы разучились доверять людям, держимся особняком и являемся ярыми индивидуалистами, подчиняясь философии Запада?

К слову, по сообщениям республиканских СМИ, недавно в МВД РК предложили внести отпечатки пальцев в паспорта и удостоверения казахстанцев. Сдавать отпечатки пальцев граждане будут, начиная с 12 лет. По словам заместителя министра внутренних дел РК Рашида Жакупова, законопроект «О дактилоскопической и геномной регистрации» позволит защитить документы от подделок и расширить перечень государственных услуг, а также нацелен на борьбу с преступлениями против половой неприкосновенности женщин, в том числе несовершеннолетних детей.

Получается, что государство не верит народу, а народ — тем, кто вроде бы хочет служить государству и народу. Будут проверять на детекторе лжи тех, кто вроде бы должен защищать закон и правопорядок – полицейских и судей, не верят госслужащим, всех считают поголовно коррупционерами – тоже нужно проверять. Нет доверия в семье, родные готовы грызть друг другу глотку за деньги, за наследство. Учителя не верят ученикам, а родители – учителям и воспитателям. И вот уже школы и детсады под наблюдением видеокамер. Эту цепочку можно продолжать и дальше до бесконечности.

— Жить в обществе, и быть свободным от лжи — нельзя, — заявил в газете «Комсомольская правда» (Россия), специалист по опросам с использованием полиграфа, кандидат психологических наук, доцент Феликс Свободный. — Если говорить только правду и ничего кроме правды, то, сколько вы продержитесь на работе или в семье? Общество вынуждает нас лгать. А значит, работа у полиграфолога всегда будет.



А не протестировать ли нам чиновников на детекторе лжи?

Так, впервые в Казахстане в июле текущего года проведена проверка на полиграфе военнослужащих территориальных органов по делам обороны, ответственных за призыв в Вооруженные Силы Казахстана.

— До конца этого года по специальному графику на полиграфе проверят ответственных за призыв во всех регионах страны без исключения. Ожидается, что полиграф окажет профилактический эффект с точки зрения неотвратимости за противоправные деяния, а вместе с тем поможет в раскрытии уже совершенных в данной сфере преступлений, — заявили в Минобороны РК.

Более того, казахстанский юрист Жангельды Сулейманов предложил ввести полиграфологическое исследование для всех госслужащих независимо от должности. Чиновники всех мастей — от акимов до министров, по мнению господина Сулейманова должны будут проходить исследование на детекторе лжи публично, перед всей общественностью, с участием независимых иностранных специалистов.

— Если принять закон о том, что полиграфологическое исследование обязаны пройти действующие госслужащие, а министры и акимы пусть проходят такое обследование публично, перед общественностью, с участием независимых иностранных специалистов, то министрами и акимами станут самые достойные граждане нашей страны.

И все, что нужно сделать, так поставить несколько простых вопросов:

1. Любишь страну?

2. Любишь народ?

3. Будешь воровать?

4. Отдашь жизнь за Казахстан?

5. Честный ли ты человек?

А если министр или аким отказывается от проверки, то автоматически покидает должность. Вот таким законным и очень легким способом мы можем быстро улучшить качество исполнительной власти, что однозначно принесет пользу всей нашей стране, — написал адвокат Жангельды Сулейманов.

А между тем, народ воспринял сию новость с фанфарами и блеском в глазах, и замер в ожидании не только принятия, но и кульминационной части — исполнения Закона. Да, только по истечении времени новость утихла, да и министры пока не поспешили с принятием такого законопроекта.

— Я сомневаюсь, что внедрением полиграфов, мы остановим коррупцию, — сообщил интернет-изданию «Алтын-Орда» политолог Досым Сатпаев. — Потому что следить за работой детектора лжи будут сами чиновники. Во-первых, имена высокопоставленных чиновников, не прошедших испытание аппаратом, не будут оглашены народу через СМИ. Но я не думаю, что, не прошедших испытание, будут увольнять с места работы.

Иногда я подшучиваю: «Если процедура проверки станет обязательной, то самые проворные чиновники сразу же ринуться открывать частные фирмы, поставляющие данные аппараты, чтобы нажиться на разнице в цене, ведь правительству они будут продавать их дороже». Однако если процедура будет прозрачной, и всех высокопоставленных чиновников будут испытывать на детекторах, и самое главное, если, за этим процессом будут наблюдать общественные организации и еще смогут наблюдать простые люди, вот тогда это будет началом благого действия.

В 2003 году Национальная академия наук США опубликовала отчёт «Полиграф и выявление лжи». Академия наук обнаружила, что большинство исследований с применением полиграфа были «ненадёжны, ненаучны и предвзяты». После проведения экспериментов было установлено, что проверка на полиграфе большого количества людей в отношении различных событий (например, при приёме на работу) даёт результат ничем не лучше, чем случайное угадывание. В то же время, тестирование небольшого количества людей в отношении определённого произошедшего события (например, конкретного преступления)



позволяет распознать ложь и правду «выше, чем случайное угадывание».

— Думаю, что введение полиграфа (детектора лжи) оправданно, если исследование будет проводиться через определенные промежутки времени: при трудоустройстве, во время службы через равный интервал, перед увольнением со службы, — считает редактор Агентства правовой информации и журналистских расследований «Витязь» Алексей Божков. — Причем, до трудоустройства проверка должна быть направлена на личностные качества кандидата на должность, а в ходе службы и перед увольнением — на выявление совершения им противоправных действий.

В настоящий момент такое исследование проходят кандидаты на должность судьи после сдачи экзамена, в МВД проходят исследование принимаемые на службу в правоохранительные органы; сотрудники правоохранительных органов, подлежащие аттестации; сотрудники правоохранительных органов по необходимости при проведении служебного расследования.

Теперь о законодательстве. Изучив вскользь нормативно-правовые акты, касающиеся исследования на полиграфе, можно прийти к мнению, что гарантии от принятия на работу самодура и коррупционера оно не дает. Такое ощущение, что мы имеем место с серьезным дефицитом кадров, в результате чего на кое-что можно закрыть глаза.

К примеру, цитирую Постановление Правительства РК от 7 апреля 2016 года № 191, об утверждении правил прохождения полиграфологического исследования кандидатами в судьи: «Информация, полученная в ходе исследования, носит рекомендательный характер».

Или Постановление Правительства РК от 19 июня 2014 года № 683, об утверждении правил прохождения полиграфологического исследования в правоохранительных органах: «Информация, полученная в ходе исследования, носит вероятностный, рекомендательный характер».

Как это понимать? При желании можно принять на работу или оставить на ней любого, кто не прошел обследование на полиграфе? Или, наш полиграф настолько несовершенен, что ему нельзя доверять?

За разъяснением мы обратились в Департамент по делам государственной службы по ВКО, и задали ряд вопросов руководителю Департамента Токтамысу Жумагулову: «Были ли уже случаи проверки госслужащих на детекторе лжи, например, в добровольном порядке? Может ли руководитель Департамента показать пример, и в добровольном порядке пройти проверку на детекторе лжи?».

На что и.о. заместителя руководителя Департамента К. Сапаргалиев нам ответил: «Случаев проверки государственных служащих на полиграфе не было. Прохождение полиграфического исследования для руководителя Департамента не предусмотрено законодательством.

Жаль, что главный госслужащий области не воспринял с энтузиазмом наше предложение показать пример и самому, добровольно пройти проверку на детекторе лжи. А ведь резонно – если возглавляешь ведомство по делам госслужбы, да еще, вдобавок, и областной дисциплинарный совет, то нужно быть эталоном, ходячей совестью. Проверка на полиграфе дала бы такой моральный козырь! Но не захотел, отделался формальной отпиской, мол, по закону не положено. Так мы ведь предлагали не по закону, а добровольно!

Добавим, что в территориальных подразделениях Агентства — Национального бюро по противодействию коррупции имеются технические устройства — полиграфы. Однако заветной мечте народа не суждено сбыться. Видимо, тестировать на детектор будут лишь рядовых служащих или простых смертных.

Отметим, что в половине американских штатов полиграф используется в качестве доказательства в суде.

Кстати, на днях две студентки Академии искусств, публично обвинившие бывшего ректора Академии, а ныне министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы в непристойном поведении и домогательствах, заявили, что готовы пройти обследование на полиграфе, и требуют того же от министра, причем, предлагают эту процедуру провести публично.



Обмани меня

В поисках истины мы решили обратиться в компанию ТОО Elex Legion, предоставляющую услуги исследования на детекторе лжи. Так, в областном центре был установлен баннер, в котором говорилось, что практически любой желающий может с помощью фирмы пройти тест на умной машине. Однако, на наш телефонный звонок в компании ответили, что «детектор, вам не игрушка и сделанное нами предложение бессмысленное».

Поясним, что для нас представлял интерес принцип работы полиграфа, и мы предложили на самых простых вопросах пройти детектор лжи корреспонденту нашей газеты, чтобы прочувствовать на себе, как осуществляется это исследование.

Не придя к общему консенсусу с данной фирмой, мы обратились в Центр подтверждения квалификации ВКГУ. Он располагается в 5-ом корпусе Восточно-Казахстанского государственного университета имени Сарсена Аманжолова, где любезно согласились ответить на наши вопросы и провести исследование на полиграфе, где в качестве «подопытного» выступит наш корреспонент.

— Полиграф не показывает правду или ложь, — рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики, полиграфолог, профайлер (эксперт по выявлению лжи) Елена Барабанова. — Он показывает вашу эмоциональную возбудимость в ответ на какой-то стимул. Стимулом является совокупность вопросов. Поэтому на одну тему задаётся не один вопрос, а несколько.

Есть определённая методика их создания. Есть проверочные, нейтральные вопросы, разные имеются технологии. Принцип такой: человек эмоционально реагирует, возбуждается в ответ на те вопросы, которые эмоционально для него значимы, то есть то, что у него было в прошлом опыте, есть какие-то следы памяти.

Я не имею права задавать вопросы о будущем, так как его не было и ваша память в отношении этого чиста — вы будете придумывать, воображать и мечтать.

Если человек к чему-то причастен, предпринимал какие-либо действия, он это помнит, и, соответственно эмоционально реагирует. Вот эту информацию считывает полиграф, как прибор, несколькими датчиками, а уже потом наступает задача полиграфолога — правильно интерпретировать эти значения, эмоциональные вспышки, для того, чтобы понять — насколько человек говорит правду или лжёт.

Моя задача — по совокупности вопросов понять: действительно человек говорит правду, или лжёт, или это случайная реакция. Поэтому, когда говорят, можно ли обмануть полиграф, я всегда говорю: полиграф, как таковой прибор, обмануть нельзя, потому что — как можно управлять своей физиологией? Можете ли вы задержать своё сердцебиение или, наоборот, заставить ускоренно биться достаточно длительный период времени, или проконтролировать своё потоотделение, дыхание — верхнее и нижнее? Заставить физиологические реакции работать, как вам удобно — невозможно.

Плюс имеются датчики, которые показывают ваши микродвижения, управлять всем этим в совокупности — сложно. Прибор обмануть нельзя, можно обмануть полиграфолога, если он является некомпетентным. Как в любой диагностике, а полиграф — это инструмент диагностики, здесь требуется большой опыт.

Корреспондент: — В Интернете есть множество способов, как обмануть полиграф, например, за день до исследования выпить валерьянки или не спать в течение нескольких суток.

— Как раз на начинающих, а не на профессионалах — это срабатывает. Потому что, моя задача, как профессионала, увидеть, что человек пришёл в изменённом состоянии сознания. То есть, либо в опьянённом, наркотическом состоянии, либо он принимал какие-то лекарственные препараты. Для этого и существует беседа перед тестированием.

Фото — ikirov.ruА



Есть техника составления вопросов, и по реакции человека на эти вопросы можно определить — противодействует человек или нет. Использует ли какие-либо искусственные факторы, для того, чтобы сбить реакцию. Нас этому учили и любой полиграфолог об этом знает. Поэтому, всё, что написано в Интернете — использовать на практике очень сложно.

Я сейчас провожу небольшой эксперимент в плане, как правильно составлять вопросы, не для полиграфа, а в целом при беседе с человеком. Я говорю о том, если задать вопрос — убивал ли ты человека, большинство ответят — нет. А если спросить — убьёшь ли ты человека, то все дадут также отрицательный ответ.

Как психолог, я буду сомневаться над ответами тех людей, которые считают, что никогда не пойдут на убийство человека. Потому что, если угроза будет касаться моей жизни, жизни моих родственников, детей, то я не знаю, как поведу себя. Человек должен здесь сомневаться, как он себя поведёт — на то он и человеческое существо, которое вначале думает о собственной безопасности. Иначе, мы бы не развивались, в том числе и без некой доли агрессии. Здесь не правдивы будут те люди, которые захотят выдать социальное желательное мнение о себе, и которые будут утверждать, что никогда не убьют человека.

— С какими исследованиями к вам чаще всего обращаются люди?

— Чаще всего к исследованию на полиграфе обращаются при трудоустройстве на работу. Время, как таковое, является большой ценностью, и брать человека с улицы, не зная о нём информации, очень небезопасно для больших организаций и для частного бизнеса. Человек может нанести большой вред самой организации. Лучше в этом случае за очень короткое время получить максимум информации о человеке в плане благонадёжности.

Вопросы не будут касаться интимной сферы, вопросы будут лишь по темам, которые задаются при любом собеседовании. Работодателям легче защитить себя от людей, которые на предыдущих местах работы совершали какие-либо правонарушения, склонны к чему-то, чем потом избавляться от этого человека.

Был такой случай, когда у одного бизнесмена обнаружилась недостача, товар исчезал как-то сам по себе. Во всех работниках, вроде как есть уверенность, и непонятно, в чём проблема. И тогда даже не нужно было проводить полиграфическое расследование, потому что, когда было объявлено о прохождении тестирования на детекторе лжи Петрова, Иванова, Сидорова, как раз — таки Иванов взял, и уволился. Не нужно было человеку платить за обследование, потому что полиграф сыграл свою, скажем, устрашающую роль.

В России периодически проводят кадровые проверки, особенно в больших организациях, связанных с финансовой деятельностью, чтобы человеку не было повадно. И люди, понимая, что они могут потерять достаточно высокооплачиваемую работу, соответственно держаться за неё и не совершают противоправных деяний.

Был случай, когда молодой человек подозревал в измене свою девушку, она заявила, что это не так. Девушка спокойно пришла, провели расследование, и все страхи, проблемы были сняты.

— Как-то прочитала интервью с известным специалистом-полиграфологом в России. По его словам, нельзя затрагивать вопросы личной жизни, особенно, если пара, к примеру, на грани развода, и выяснять, кто там кому изменял, так сказать, не вмешиваться в дела сердечные.

— Тогда можно и дальше продолжить этот ряд, например, я не провожу исследования по поводу наркомании, алкоголизма родственников или психических заболеваний, да чего угодно. Этот список можно продолжить. В принципе, как таковых запретных тем, что можно изучить — нет. Есть этика и добровольное участие. И человек сам решает, можно ли задавать ему вопросы интимного характера.

Естественно, если я вижу, что муж «за шкирку» приволок свою жену, то я никогда не буду работать, как и любой полиграфолог в этой ситуации. Так как на лицо видно недобровольное участие. Если супруг или супруга пришли, и их заставили пройти исследование, то беседа перед тестом как раз и покажет этот элемент принуждения. И наоборот, в случае, когда супруг или супруга говорят, что мне ничего не страшно, я хочу доказать своему избраннику или избраннице, о том, что я чист(а) и не порочен(на), то есть на добровольной основе, то ради Бога.

— Сможем ли мы противостоять коррупции, внедрив детектор лжи?

— Полиграф сейчас ввели на законодательном уровне в плане кадровой проверки и при устройстве на работу в правоохранительные органы. Я считаю, что это правильно. Это та зона безопасности, та сфера, которая защищает, и заботиться о безопасности всего народа, и случайных людей там не должно быть.

Но, с другой стороны, есть свои нюансы, не всегда исследование может проходить на профессиональном уровне, поточная система снижает уровень достоверности. В любом случае, в любой системе — это полезно. Человек, который устраивается в какую-то сферу деятельности, он должен понимать, что своими действиями или бездействиями он может причинить вред большому количеству людей.

— Расскажите, пожалуйста, о стоимости и времени прохождения исследования на детекторе лжи.

— В среднем исследование стоит около 20-25 тысяч тенге. Само исследование занимает где-то 2,5-3 часа. До этого около часа даётся на подготовку и создание теста, после процедуры пишется заключение, анализируется полиграмма (непрерывное синхронное отображение физиологических показателей, полученных в процессе тестирования, в графическом виде — прим. авт.). Грубо говоря, около пяти-шести часов чистого времени уходит на одно обследование.

О том, как проходит исследование на детекторе лжи, где в качестве испытуемого наш корреспондент, мы напишем в следующих номерах.

Мы хотели бы выразить благодарность директору Центра подтверждения квалификации — Келгембаевой Бакытжан Бекеновне и специалисту-полиграфологу Барабановой Елене Ивановне за оказанную информационную поддержку в подготовке материала.



Анжелика Бакирова