Одни преумножают природу, другие её губят

Газета "Flash!"

Можно ли выращивать рыбу в обычной городской квартире? Оказывается, можно. И даже очень хорошая рыба вырастает.



Двухлетний карп, выращенный в условиях городской квартиры ква



— У себя на лоджии я выращиваю карпа, — рассказывает член клуба подводной охоты «Гарпун» Валентин Синявский.

— Установил аквариум на 1000 литров, и чисто для души занимаюсь этим делом. Вот недавно достал карпа – двухлетку и выпустил его в пруд. Вырастил из малька, а теперь вот какой красавец!

Страсть к рыбоводству у Валентина с детства. Он прекрасно помнит, с чего всё началось.

— Мне было 9 лет, и дедушка впервые взял меня на настоящую рыбалку. Помню, как мы готовились, с вечера копали червей. Встали в 4 утра. Жили мы в районе библиотеки Пушкина, а на рыбалку отправились на Меновновские котлованы. Автобусы ещё не ходили, добирались пешком. И, представьте себе, я поймал линя! У меня руки дрожали от волнения. Положил я его в матерчатую сумку с водой. Вернулись мы домой только к вечеру, а линёк-то живой! Мама сказала: «Делайте с ним, что хотите, он живой, я его трогать не буду!». И я выпустил его в ванну. Там он прожил 31 день! Мы пытались его кормить, но он ничего не ел. Наконец, мне стало жалко его, я положил рыбу в 3-х литровую банку, и выпустил линька обратно в котлован. Теперь меня переполняли совсем другие чувства, я был горд, что рыба живая, и вернулась в свой дом. Это и стало моим первым опытом зарыбления.

Спустя много лет, Валентин занялся рыбоводством уже очень серьёзно. Со своими друзьями из клуба «Гарпун». Они уже 4 года добровольно, на собственные средства зарыбляют Сибинские озёра.

— Начинали мы с шести человек. Сегодня активных участников у нас 80-100 человек. Кто-то вкладывает средства на покупку посадочного материала, кто-то участвует действием, это ведь очень серьёзное дело, — рассказывает Валентин.

— Первое зарыбление мы провели, по сути, неофициально, — вспоминает он. – Дело в том, что эту деятельность могут проводить только хозяйствующие субъекты, фирмы, выполняющие госзаказ и т.д. Мы к таковым не относились. И вообще на нас в государственных органах посмотрели с круглыми глазами: как так – вы сами собрали собственные деньги, и хотите зарыблением заниматься! Нас просто не поняли. Потом мы официально зарегистрировались, и теперь проводим зарыбление уже на законной основе.

Валентин с удовольствием отмечает, что после четырёх лет упорного труда ситуация с рыбой на озёрах значительно изменилась.

— Озёра были пустые. Рыбы практически не было. Сейчас я вижу, как в выходные дни берега усеяны рыбаками. Приезжают с детьми, привлекают ребятишек к этому прекрасному, полезному занятию. Меня совершенно не «давит жаба», что мы вложили средства и труд, а кто-то приехал уже на готовое. Для этого мы и стараемся. Я ныряю на подводную охоту, и вижу, как меня окружают стайки наших рыб, которых мы выпустили 3-4 года назад мальками. Пока они ещё не набрали трофейного веса, и мы их не трогаем, — делится впечатлениями Валентин.

Одна из проблем в деле зарыбления – это трудности с посадочным материалом.

— Заводчиков рыбы мало. Раньше было Бухтарминское нерестово-выростное хозяйство, оно выращивало посадочный материал для всего огромного водохранилища. А сейчас желающих заниматься этим делом немного, — поясняет Валентин Синявский.

И дело здесь в экономике. С цифрами Валентин убедительно доказывает, что выращивать посадочный материал выгодно. 1 миллион личинок можно приобрести за 270 тыс. тенге. Вырастив их в течение полугода, осенью уже можно продать по 30 тенге за штуку. Даже если взять в расчёт всего 10% выживаемости, получится 3 млн. На расходы берём 1 млн., остаётся 2 млн. чистой прибыли. Почему же желающих на столь доходное дело немного?

— Да потому, что посадочный материал невостребованный. Вот выращивать уже товарную рыбу – дело невыгодное. На рыбозаводе карпа, сазана принимают по 250 тенге, а на рынке свежая рыба стоит уже 500-600 тенге за килограмм. Чтобы вырастить того же карпа, нужно три года. На одну рыбу за это время необходимо примерно 3 кг комбикорма, это около 300 тенге. Плюс затраты на обслуживание. В итоге себестоимость получится 450-500 тенге. Получается, что проще ловить готовую рыбу, и продавать на рынке, чем её выращивать, — поясняет Валентин.

При такой ситуации можно вообще со временем всю рыбу выловить! Какой же выход?

— Все, кто получает квоту на лов рыбы, должны обязательно заниматься и зарыблением, выпустить в водоём определённое количество мальков. Вроде бы правильно, и популяция рыбы должна восстанавливаться. Но я сам видел, как брали мальков для зарыбления. Их вообще не считают, берут на глаз! Главное – что в справке указано необходимое количество, а сколько реально выпустили в речку или озеро, никто не знает, и никого это не волнует. Как-то я был свидетелем, как мальков считали по минутам (!), мол, какое количество их вылетит из трубы за минуту.

В итоге это привело к чему? По бумагам рыба должна быть, а реально её нет! Получается, что или браконьеры всё истребляют, или зарыбление проходит формально. Сейчас вроде бы государственные органы это поняли, и при зарыблении присутствуют и рыбинспекторы, и специалисты института рыбного хозяйства, смотрят реальное количество. Но, чтобы исправить положение, нужно время, — говорит Валентин Синявский.

В прошлом году Валентин с товарищем ездили по этому вопросу в Астану. С удивлением узнали, что, оказывается, на зарыбление выделяется поддержка государства. Но почему-то из-за недоработки чиновников эти средства остались неосвоенными, и в этом году субсидии уже отменили!

— Жаль, что так получилось. Если бы субсидии сохранили, можно было бы заняться зарыблением уже более серьёзно, в больших масштабах. Честно говоря, мы загорелись этим делом. Но, что мы можем, занимаясь на общественных началах?

Тем не менее, в этом году планы у активистов клуба «Гарпун» впечатляющие.

— С 1 по 10 октября мы выпустим в три Сибинских озера 20 000 личинок сарбоянского карпа. Я уже давно изучаю, пока только теоретически, эту рыбу, и успел уже её полюбить. Это сибирская порода, её особенность в том, что она идёт на нерест при низких температурах. А это очень важно для условий Сибин. Озёра не всегда прогреваются до необходимой для нереста температуры. За 2-3 года сарбоянский карп набирает вес, — поясняет Валентин.

Так что в 2018-2019 годах уже взрослые особи должны хорошенько обжиться на Сибинах. Но для этого им нужно выжить, что весьма непросто, учитывая, что варварский лов сетями на Сибинских озёрах просто процветает!

— Промысловый лов здесь запрещён. Любая поставленная сеть – незаконная. Но сети ставят километрами! Ставят в основном на пелядь и рипуса. Рыба погибает. В мелкоячеистые сети попадают и мальки. Сети стоят по несколько дней, рыба в них протухает. В этих очагах протухлости уже не водится рыба, там нет кислорода, — с возмущением говорит Валентин Синявский.

Бороться с губителями рыбы активистам клуба «Гарпун» приходится практически в одиночку.

— Обнаружив сеть, мы должны вызвать рыбинспектора, он должен составить протокол, и только после этого вытащить сеть в качестве вещественного доказательства. Конечно, никому это не нужно – ехать за десятки километров на Сибины. Скажу прямо, мы сами вытаскиваем и режем сети. А что – просто так смотреть, как уничтожают нашу рыбу?! И ведь уничтожают рыбу местные жители. Так, охранник одной из дач, говорит, что ему всё равно, его никто не тронет, потому что он охранникслужебной дачи генерала, начальника ДВД, и ловит рыбу для генерала и его гостей! Зачем генералу и гостям столько рыбы?! Неужели для этого нужно выставлять километровые сети?! Да и вряд ли сам генерал догадывается, чем занимается его работник!

Но в одиночку противостоять уничтожению немногочисленных рыбных запасов озёр любителям, конечно, тяжело. Ведь озера практически все в сетях! Больно видеть, как варварски губится их дело, которому они посвящают своё время, и свои личные средства, и немалые средства.

— Я с удовлетворением узнал, что аким области Даниал Ахметов решил серьёзно заняться рыбной отраслью нашего края. Большое внимание Даниал Кенжетаевич уделяет и наведению порядка на Сибинских озёрах. Конечно, Сибины в первую очередь представляют интерес в плане развития туризма, а не как водоём для рыболовства. Так ведь туризм и любительское рыболовство – они взаимосвязаны. Хотелось бы большего участия и большей поддержки государства в нашей инициативе, особенно в борьбе с незаконным выловом и уничтожением рыбы. Тогда Сибины будут славиться и своими рыбными запасами! Мы приглашаем и всех желающих — присоединяйтесь к нам. Давайте совместными усилиями сохраним и преумножим такое богатство нашей земли – Сибинские озёра! Давайте отвлечём наших детей от планшетов и смартфонов, вывезем их на природу, на свежий воздух, укрепим их физическое и нравственное здоровье! – призывает Валентин Синявский власть и земляков.

Да, прекрасный призыв! Но будет ли он услышан? Или эти слова потонут в равнодушии и тупом стремлении набить брюхо?!

— Честно говоря, силы наши на исходе. Надоело биться, как рыба об лёд. В этом году мы, конечно, выпустим мальков. Но если не найдём поддержки государства, то, скорее всего, бросим это дело. Если это никому не нужно, не можем же мы бесконечно биться на одном энтузиазме! Если вокруг служебной дачи руководства ДВД, которая должна быть образцом, территорией закона, творится такой беспредел, то о чём говорить?! Не нужна никому наша рыба – что же, пусть будет пустыня. Жалко, горько, но ничего мы не сделаем, мы не волшебники, — с болью в голосе говорит Валентин.

Неужели действительно никому не нужен прекрасный порыв настоящих патриотов нашего края?

Беседовал Денис Данилевский

Фото предоставлено Валентином Синявским