200 тенге за проезд – спасёт ли эта сумма перевозчиков и горожан?

Газета "Flash!"

Жители Усть-Каменогорска не могут скрыть своего возмущения. Цены сейчас, как на дрожжах растут практически на всё, особенно это видно на примере продуктов питания. Однако, зарплаты при этом остаются на прежнем уровне.

Утвердят ли новый тариф, несмотря на явное неодобрение населения — в следующем материале.

— Ехала я как-то в нашем автобусе, картина удручающая: битком набитый, окна не открываются, единственное, слегка приоткрытый люк, который в 30-ти градусную жару не спасает, — рассказывает жительница областного центра Елизавета Ермолова. — В результате эта железная коробка под названием автобус превращается в настоящую парилку.

Более того, я сидела и наблюдала, как в одном из окон автобуса поселилась самая настоящая плесень! Мне лично такое «соседство» не по душе. Теперь по возможности стараюсь ходить пешком, но не всегда получается. Конечно же, я негативно восприняла новость о повышении тарифа. О народе вообще кто-нибудь думает?

По словам перевозчиков, повышение стоимости проезда в общественном транспорте связано с подорожанием комплектующих и убыточностью некоторых городских маршрутов. Кроме того, очередная волна девальвации также сыграла свою не последнюю роль.

Владельцы автопарков уверяют, для того, чтобы не работать себе в убыток и обеспечить должный комфорт пассажирам — стоимость проезда должна подняться до 200 тенге. Только вот как при таком раскладе люди будут элементарно добираться до работы или учёбы, похоже, никого не волнует. А если учесть, что пассажир ездит с пересадками, то всё это удовольствие влетит вам в копеечку. Как в этом случае должны выжить пенсионеры с их минимальной пенсией?

Мы подсчитали, что в среднем при новом тарифе, проезд в автобусе обойдётся в месяц — 12400 тенге, с условием, что билет вам только в оба конца. И это против нынешних 4650 тенге в месяц. О том, в каком состоянии находятся салоны автобусов, да и сами четырёхколёсные — лучше промолчать.



Когда финансы поют романсы

— Мне предлагают платить вот эти 160-200 тенге, и я не знаю за что, — говорит советник Президента Казахстанско-Американского свободного университета, бывший заместитель председателя исполкома Усть-Каменогорского городского совета Анатолий Злотников. — Конечно, этот вопрос заслуживает внимания и поддержки, так как мало кто знает, что любые пассажироперевозки, если не затратные, то в лучшем случае малорентабельные.

В таком случае, при утверждении нового тарифа, предлагаю владельцам автопарков:

— отменить все льготы (пенсионерам, участникам Великой Отечественной войны, студентам и т.д.);

— сократить продолжительность ряда маршрутов (пусть люди добираются до места работы и жилья пешком), а отдельные нерентабельные маршруты закроем вовсе;

— введём оплату за проезд в общественном транспорте до 250 тенге, а стоимость проездного билета на месяц до 25 тысяч тенге;

— сделаем дотации пассажироперевозчикам из городского бюджета до 50% от затрат;

— проезд к дачным массивам приравняем к междугородним направлениям с повышенной оплатой;

— увеличим расстояние между остановками и уменьшим их число для сокращения времени прохождения автобуса по маршруту;

— установим время работы пассажирского транспорта в городе с 7.00 до 19.00. Кому надо ездить до и после установленного времени — пусть ездит на такси.



Это вам не советское время, или о том, что раньше было сделано

Мало кто знает, что в своё время Анатолий Петрович посвятил около 11 лет жизни организации пассажироперевозок в областном центре. Именно эти годы внесли огромный вклад и дали жизнь всей существующей системе организации движения автобусных маршрутов, и не только.

— То, что мы тогда осуществили за пять лет при таком мизерном финансировании, вот уже в течение 25 лет наше свободное, независимое государство в Усть-Каменогорске этого не сделало, — заявил Анатолий Злотников. — Перечислю, что мы сделали. Мы впервые построили нормальную конечную остановку в посёлке Октябрьском. Там же построили комнату отдыха, где можно отдохнуть, попить чаю, принять душ. В этом же месте располагалась столовая. Это до сих пор все стоит.

Аналогичную комнату отдыха мы сделали на верхнем бьефе УК ГЭС, где ходит автобус 4А. Потом такую же стоянку установили, где речной порт, конец улицы Кабанбая батыра. Правда, там поставили вагончик. Сейчас это конечная остановка, туда приходит масса автобусов, значит надо это сделать.

Я наблюдаю, как в настоящее время приходят автобусы на отстой, им даётся 20-30 минут, и водители с кондукторами сидят в автобусах. Некуда даже пойти отдохнуть. Другое дело, когда я пришёл, сел в кресло, послушал музыку, спокойно поел и поехал дальше. Это что — сложно? Точно также нужно делать комнаты отдыха на КШТ, ТМК, на Опытном поле, в районе Аэропорта и Защиты.

Нужно определить места и оборудовать их комнатой отдыха, тем самым, мы показываем уважение к тем людям, которые работают на социально значимой работе.

Также мы сделали подземный переход под дорогой в районе 45-й аптеки, который должен был быть большим переходом с разветвлением в районе остановки «Казахстан». Мы построили проезд под железнодорожным мостом через Иртыш в сторону Аблакетки. Никто тогда в это не верил, а мы сделали! А раньше стояли машины ждали, пока пройдёт поезд.

На Левом берегу соорудили бордюрное ограждение, там раньше машины в Иртыш падали. Большую часть из задуманного мы воплотили в жизнь в то время, причём с минимальными финансовыми затратами. Я думаю, что и сегодня просто не надо распылять деньги, а определить, что является приоритетным.

В наше время расширили улицу Школьное шоссе (в настоящее время проспект Абая — прим. авт.) до ТМК. Она была узенькой. После нас никто её не расширял, как мы положили асфальт, так он и лежит.

Мы оборудовали вначале одну полосу, потом вторую, далее разделительную полосу для трамвайных линий на КШТ, получился проспект Текстильщиков. Там была гравийная дорога, теперь это проспект Сатпаева. Позже посадили деревья. И это всё за пять (!) лет. Я могу ещё многое вспоминать.

При желании, даже при минимальном финансировании, всё можно сделать, только нужно рационально использовать средства, не путать государственный карман с личным, и нужно делать всё по уму.



Время конструктивных предложений

Как же можно улучшить качество пассажироперевозок в областном центре и при этом сохранить разумную, доступную стоимость проезда? Анатолий Петрович, специалист с большим опытом и высоким профессионализмом, предлагает ряд следующих мер, которые, по его мнению, решат проблему транспортного коллапса. Перечислим их:

— Обновить автопарки;

— Решить вопрос разумной дотации на перевозки за счёт местного бюджета;

— Привлечь к дотационным мерам крупные предприятия, расположенные на окраинах города (ТМК, УМЗ, Казцинк, ГЭС и т.д.), т.к. данными маршрутами от места жительства до работы пользуется их работники. Так было в 70-е и 80-е годы прошлого столетия;

— Продолжить работу по переходу автобусов с бензина и дизтоплива на газ, что даёт двойную выгоду — оздоровит атмосферу города и уменьшит расходы на содержание общественного транспорта;

— При проведении тендеров на обслуживание маршрутов, ставить условие наличия у перевозчиков, как автобусов большой вместимости, так и средних автобусов для использования их в часы наименьшего пассажиропотока, что даёт возможность экономить горючее;

— Изучить вопрос о создании кольцевого маршрута в городе с повышенной оплатой за проезд;

— Отказаться от контролёров на линии. Необходимо больше доверять водителям, кондукторам и пассажирам. При желании для проверок на маршрутах можно привлекать служащих автопарков (эта мера даст экономию фонда зарплаты);

— Создать нормальные бытовые условия для отдыха и приёма пищи водителям и кондукторам на конечных остановках;

— Более строго подходить к отбору водителей автобусов, т.к. многие из них ранее работали на грузовых машинах и продолжают также работать и в автобусах: резко тормозить, бесконечно дёргать автобус толчками и т.д. При этом у водителей и кондукторов должна быть достойная зарплата, чтобы исключить текучку кадров;

— Обеспечить все автобусы автоматическими дикторами, а не кричать водителю или кондуктору перед остановкой, к чему мы уже привыкли;

— Изучить почасовой пассажиропоток в областном центре в будние и праздничные дни с целью оптимизации выпуска автобусов на линию;

— Рассмотреть возможность введения в областном центре дежурных автобусов (ранним утром и поздним вечером) с повышенной суммой оплаты за проезд. Определить наиболее востребованные маршруты в городе, особенно в дни массовых гуляний и праздников;

— Рассмотреть доказательно убыточность отдельных маршрутов, особенно в конце линии, и сократить их, сделать по авиационному принципу, т.е. пустить до конца маршрута маловместительные автобусы за отдельную плату;

— При благоустройстве дорог в городе, в первую очередь решать проблемы ремонта улиц, по которым движется общественный транспорт;

— Все автохозяйства должны иметь соответствующую ремонтную и аварийную базу, высококвалифицированный ремонтный персонал;

— Несмотря на затратность пассажироперевозок, низкую их рентабельность, необходимо создать для водителей и кондукторов комфортные условия труда: кроме отдыха на конечных остановках, в автопарках должны быть медпункт, раздевалки, комнаты отдыха и релаксации, внимательный медперсонал, в том числе психолог (пусть даже приходящий), достойная и своевременная заработная плата.

Действительно, пришла пора расставить все точки над «i». В памяти устькаменогорцев ещё свежи воспоминания, когда в 2014 году перевозчики объявили забастовку. Тогда в конфликте местных властей и владельцев автопарков пострадали именно люди, которые не смогли вовремя попасть на работу и вынуждены были после трудового дня самостоятельно добираться до дома, преодолевая значительное расстояние.

Напомним, что несколько лет назад руководство города высказалось о создании муниципального автобусного парка. Однако, вскоре об этой идее благополучно забыли.

Стоит ли снова накалять ситуацию и опять ждать у моря погоды? Или лучше разрешить, наконец, транспортную эпопею раз и навсегда, изменив подходы и тактику в маршрутах общественного транспорта в сторону их улучшения и эффективности, как было предложено нашим экспертом?

Будут ли реанимировать транспортную систему в областном центре — покажет время. Отметим лишь, что на данном этапе вопрос о повышении стоимости тарифа решают в отделе экономики и бюджетного планирования города. Каков будет вердикт — в пользу перевозчиков или пассажиров, устькаменогорцы узнают совсем скоро.



Анжелика Бакирова

Фото автора