Учитель - звучит гордо!

Газета "Flash!"

Один из крупнейших историков России и мира второй половины XIX — начала XX века — Василий Осипович Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».

Сегодня мы бы хотели рассказать, как раз о таких педагогах с большой буквы, преданных профессии, любящих свою работу и детей — Садыковой Гульнаре Касымжановне — учителе казахского языка и литературы и Тыдыяковой Ирине Филипповне — учителе истории в средней многопрофильной школе №37 г. Усть-Каменогорска.

Ирина Филипповна Тыдыякова



Наступил новый учебный год, который ознаменовался самым торжественным праздником — Днём знаний, где юноши блистали в строгих костюмах с галстуками бирюзового цвета, а школьный наряд барышень дополняли милые банты.

Вот и состоялась долгожданная встреча с педагогами, с одноклассниками, со всеми, кто любит школу и готов учиться, учиться и ещё раз учиться.

Кажется, что всю жизнь так и будет: учитель поможет решить замысловатую задачу, подскажет, как поступить в той или иной жизненной ситуации — как вторая мама, где-то пошутит и подбодрит — как настоящий друг. Но время летит быстро, и нужно ценить эти моменты. Моменты, которые больше никогда не повторятся. Итак, мы начинаем разговор с педагогами.

— Расскажите, пожалуйста, с чего начался ваш трудовой путь?

Гульнара Касымжановна: — Мечта стать педагогом зародилась ещё в детстве. У меня была замечательная учительница русского языка и литературы и я, подражая ей, хотела стать учителем, к тому же в моей семье почти все педагоги. И муж у меня сейчас тоже учителем работает.

Ирина Филипповна: — А я родилась учительницей. Всю семью учила, всех соседских детей, которые были младше меня, учила. Сейчас я смотрю на молодых ребят, которые решают сложный вопрос выбора профессии, а для меня такой проблемы не было, я сразу знала, что я буду поступать в педагогический институт. Единственная трудность: я не могла определиться — какое это будет направление или предмет, и поэтому начала с педагогического училища, и ничуть сейчас об этом не жалею. В то время педагогическое училище давало колоссальную базу для педагога: и коробочку склеить, и нарисовать что-то, и организовать, всё, что нужно для работы с детьми.

— Каков Ваш трудовой стаж?

И. Ф.: — В этом году 41 год. Я с 1974 года работаю в школе.

Г. К.: — У меня 29 лет, почти уже 30.

— У Вас есть сейчас классное руководство?

Г. К.: — Да, я классный руководитель 8-го спортивного класса.

И.Ф.: — А у меня седьмой класс. Я выпустила детей ещё в 2014 году. Свой четвёртый любимый выпуск.

— Под каким девизом Вы шли к своей цели?

Г. К.: — Мой девиз из жизни, чтобы действительно научить своих детей, поколение — уважать друг друга, любить, быть ответственным, любить свою Родину и выбрать правильный путь в жизни.

И. Ф.: — Вы знаете, в нашей жизни очень много было всяких девизов, мы же учителя сразу двух поколений: советской школы и теперь вот мы новое поколение воспитываем. Девизов было много, но самое главное — это воспитать достойных людей.

— Расскажите, пожалуйста, как обычно проходит Ваш трудовой день?

И. Ф.: — Самое главное в работе учителя — это чёткая организация его труда. Мы ещё с советских времён привыкли к этому. У меня есть дневник, где я записываю, что я должна сделать за день.

К сожалению, ситуация сейчас изменилась. В настоящее время в Интернете пишут: запланирую 20 дел, сделаю 50, но реально, ни одного из этих 20-ти. И сейчас многие молодые педагоги удивляются: «Вот как Вы, Ирина Филипповна, всё успеваете за день сделать». Да, потому, что я не откладываю ничего на завтра. Нужно сесть и сразу сделать всё. Важно чёткое определение, когда, что делать, с кем поговорить, кому позвонить вечером. Вы знаете, у нас день ненормированный, мы всё время на связи с родителями и с детьми в том числе.

Г. К.: — Полностью согласна. У меня такой же подход к организации работы.

И. Ф.: — Мы очень много лет работаем в паре. Это очень важно, понимаете. Потому что, мы по характеру подходим, и друг друга с полуслова понимаем.

Г. К.: — Да, так что, я согласна с вами (с Ириной Филипповной, — прим. авт.). Буду кивать головой (смеётся).



Гульнара Касымжановна Садыкова



— Можете вспомнить Ваш первый урок, когда Вы впервые шагнули на порог школы, с какими чувствами Вы шли в класс?

Г. К.: — В то время классы не делились на подгруппы. Я зашла, и мне стало страшно. Думала — как же я их всех научу?! Дети меня боялись, а я их боялась. Мы чувствовали это, и я лишнего ничего не могла сказать. Но, благодаря администрации (школы №37, — прим. авт.) и поддержке коллектива, я влилась в профессию, и мне стало гораздо проще работать со школьниками. Помню, что было трудно, сложно, но интересно.

И. Ф.: — В те годы я в Серебрянске начинала работать пионерской вожатой. Дело в том, что я пионерской вожатой начинала работать, когда уже училась в 10 классе. Я была помощником воспитателя. Поэтому мне это было знакомо. Я не боялась детей. Вот сейчас вспоминаю, конечно, мне не хватало в работе каких-то интересных моментов, навыков, все приходилось искать, пробовать. В этом была трудность. А как учитель, я историю всегда любила. И тогда существовали свои особенности — технических средств практически не было. Методы преподавания были попроще. Я не могу вспомнить, чтобы были какие-то трудности от занятий, я всё время получала удовольствие от общения с детьми.

Г.К.: — Тогда действительно не было никаких технических средств. Мы сами всё искали, читали, выписывали, делали стенды.

— По Вашему мнению, это хорошо или, наоборот, плохо, что сейчас в работе учителя можно использовать различные технические новшества на любой цвет и вкус?

И. Ф.: — Конечно, это хорошо, какой разговор. Наши современные дети нос не высовывают из своих гаджетов. Хотя, очень любят дети, когда им что-то рассказываешь, живую речь учителя. Другое дело, чтобы привлечь внимание, что-то такое зафиксировать, технические средства очень помогают. Хотя, обыкновенным роликом ребят не удивишь. Уже приходиться изощряться, придумывать что-то новое.

Современный урок отличается и тем, что нужно максимально приучать ребёнка к науке, вынуждать ученика заниматься поиском. Мало показать красивые картинки, нужно чтобы учащийся сам сделал вывод.

— На Ваш взгляд, в чём существенное отличие между преподаванием советского периода и нынешним?

И. Ф.: — Сейчас ведь современная школа воспитывает индивидуализм, и вот эта конкурентоспособность порождает ещё и эгоизм. Это очень опасно. Нам сейчас важно учитывать, как раз тот момент, что у нас другие природные, другие социальные условия, у нас совершенно другой менталитет, и вот это слепое подражание Западу совершенно нам не подходит.

Понятно, что в современных условиях нам приходится гибко выходить из этой ситуации. Мы, учителя старого поколения, не забудем и методику коллективного воспитания Макаренко, и патриотизм, которому сейчас уделяется очень большое внимание. В этом году у нас будет проходить классный час такой большой темы, как «Я патриот своей страны», и в настоящее время патриотические акции осуществляются через национальную идею нашего общеказахстанского дома «Мәңгілік Ел». Я думаю, патриотизм в детях будет воспитан, ведь сейчас все силы на это бросили, чтобы из наших детей не выросли непатриотичные космополиты.

Сейчас, на мой взгляд, задача номер один, чтобы даже ребёнок, который выучился за границей, возвращался к себе на Родину.

— Как, по Вашему мнению, педагогу нужно вести себя с учениками, которые отличаются плохим поведением и воспитанием?

Г. К.: — Да, такие дети есть, конечно. Самое главное — должна быть любовь к детям. Когда есть любовь к ребятам, то можно найти выход из любой ситуации. Надо с учащимися вести постоянную воспитательную работу, в любой ситуации. И от семьи многое зависит. Родители воспитывают своих детей и несут самую главную ответственность, а потом уже школа. А то у нас порой и наоборот получается. К школе больше требований, чем к родителям. Хотя, огромная ответственность лежит именно на плечах родителей.

И. Ф.: — Я недавно у себя в кабинете повесила такое объявление: «Уважаемые учащиеся, помните, что вы не клиенты школы, а учащиеся, и учителя учат вас и дают вам знания». Ну, а когда такие ситуации возникают, самый классный способ выйти из них — это юмор. Пошутить, и обстановка разряжается. Учитель не может обижаться на все такие ситуации, если он будет обижаться, то всё время будут столкновения в классе, а когда какой-то шуткой заставляешь задуматься виновника ситуации — это будет самый лучший выход из положения.

— Можете представить, как бы прошёл Ваш идеальный урок?

И. Ф.: — Учитель — координатор на таком уроке, а дети максимально могут, умеют, справляются в работе с учебником, с техническими средствами. Вот это идеальный урок. И когда они уходят с этого урока и действительно говорят тебе «спасибо».

— Происходили ли какие-то курьёзные случаи при работе с детьми?

И. Ф.: — Да, у меня был один класс. Я сказала, чтобы вот так больше не приходили в школу, сделала замечание по внешнему виду. На следующий день все пришли в майках и пиджаках. Тем самым, «прикололи» меня. В общем-то, в нашей школе не злобные дети. У нас дети по-доброму относятся к учителям.

С возрастом я ловлю себя на мысли, что, иногда, бывает, молодой учитель ведёт урок и, например, шумят дети в кабинете, я прохожу мимо и думаю — надо помогать. Спрашиваю разрешения, захожу, просто останавливаюсь на пороге, и сразу тишина. Думаю, ничего себе, вот я доработалась.

Г. К.: — А я с позапрошлого года веду классное руководство в спортивном классе, где все 14 детей — это мальчики. Они тоже как-то по-доброму относятся к преподавателям, стараются всё успевать. Бытует мнение, что спортсмены плохо учатся. Нет, и среди них есть лучшие. Они добросовестные, очень стараются, всегда школьную форму соблюдают, всегда вежливы со всеми. Бывают, конечно, моменты, мальчики есть мальчики.

— Что Вы считаете наиболее сложным в вашей работе?

И. Ф.: — Вы знаете, очень много разной бумажной работы и очень сложно найти время для какой-то индивидуальной работы с ребёнком. Вот это, пожалуй, проблема номер один.

Второе, понимаете, выросло поколение молодых родителей, которое уже жило в условиях новых экономических и социальных отношений и наши взгляды на жизнь не всегда совпадают, хотя я думаю — никто не отменял моральные, нравственные качества, которые мы в детях воспитываем. Появились некоторые сложности с родителями, но я считаю, что эта не такая уж большая проблема.

Но, больше всего трудностей приносят огромное количество отчётов и всевозможных бумаг, которые мы делаем.

— Какие Ваши личные качества вы считаете самыми полезными в работе учителя?

Г. К.: — В первую очередь, ответственность, доброта и любовь к детям, ребёнка необходимо воспринимать таким, какой он есть.

И. Ф.: — Я очень толерантный человек. Нахожу общий язык и с учителями, и с детьми, родителями. Пожалуй, это самое ценное. Я уже говорила ранее, что я родилась с этой любовью к детям. Я очень люблю свой предмет. Ещё ценным является и то, что, наверное, всё наше поколение готово и умеет учиться. Мне сейчас 61 год, и я готова учиться (смеётся). Изучать что-то новое — для учителя очень важно, всё время быть «в теме», как говорят сейчас дети.

Г. К.: — К слову, мы целый месяц обучались этим летом по обновлённой программе. Курсы для учителей первых классов. Всё равно, в скором времени, это коснётся всех учителей. Но, для этого необходимо иметь больше мультимедийных кабинетов, чтобы у учащихся было всё для эффективного изучения языков. иболее важные задачи стоят перед учителем?

И.Ф.: — Я всё время над этим думаю, что сейчас как раз важно не допустить формирование антипатриотичного эгоизма. Чтобы ребёнок, который окончил нашу школу и вышел дальше во взрослую жизнь, оставался патриотом своей школы, города, своей страны. Это самое главное.

Я считаю, что все знания можно приобрести. А вот воспитать патриота нашей страны – это самое важное.

Г. К.: — Я также считаю (улыбается). Наши мысли сходятся.

И.Ф.: — Для нашей школы (средней школы №37, — прим. авт.) очень ценно и важно, что у нас есть свои традиции. И в нашу школу наши выпускники возвращаются уже учителями. У нас сама Инна Геннадьевна (Грачёва Инна Геннадьевна, — директор средней многопрофильной школы №37, — прим. авт.) выпускник нашей школы.

Г. К.: — Когда коллектив крепкий, дружный, понимающий — не хочется никуда уходить. Многие учителя переходят из школы в школу, но у нас хорошая и дружественная атмосфера.

— Ваши пожелания в новом учебном году учителям, ученикам и их родителям.

Г. К.: — Я желаю учителям — терпения, спокойствия, родителям — чтобы поддерживали нас, понимали, помогали в учёбе детям, наши дети чтобы получили больше знаний и стали знаменитыми людьми.

И.Ф.: — Всем учителям всегда говорю: самое главное — терпение, я бы ещё посоветовала всё время не забывать, о том, что нужно пополнять свой профессионализм постоянно. Если выбрал такую профессию, то учиться и учиться, тем более в наших непростых современных условиях. Ну, а детям — трудолюбия побольше. Это, наверное, во все времена так было, мы мечтали, чтобы они, засучив рукава, бросались на наши предметы, но не всегда так получается.

Сейчас меня очень тревожит и беспокоит, когда школьники доучились до 11-го класса и не знают, чем они хотят дальше заниматься. Важно, чтобы к этому времени, даже к 9-ому классу определиться — ты технарь или ты будешь с людьми работать. И нужно понять, что работать с людьми — это самое трудное, и необходимо подобрать ключик к другому человеку. То есть нужно привить умение определиться с выбором, и тут понятно, что учитель должен сотрудничать с родителями и наставить ребёнка на правильный путь.

— Спасибо огромное вам за интервью, дальнейших успехов и добрых, активных, старательных учеников!



Беседовала Анжелика Бакирова

Фото автора