БОЛЬШЕ НАЛОГА - МЕНЬШЕ КИСЛОРОДА

Газета "Flash!"

Похоже, что правительство решило совсем перекрыть кислород предпринимателям малого и среднего бизнеса. Об этом говорят очередные нововведения в Налоговом кодексе, которые вступили в силу с 1 января 2016 года.

Так, государство обязало субъекты бизнеса, осуществляющие оптовую и розничную реализацию бензина, дизельного топлива, алкогольной продукции установить контрольно-кассовые аппараты с функцией онлайн — передачи данных в департамент государственных доходов.

— По нашему мнению, обязательность применения контрольно-кассовых машин ложится дополнительным бременем на налогоплательщика, — заявил секретарь Комитета развития малого и среднего бизнеса Национальной Палаты Предпринимателей РК Юрий Тлеумуратов. — Мы изучили международный опыт Армении и Грузии, где внедрение этих машин было финансировано из бюджета. У меня вопрос к представителям Комитета госдоходов: почему они не рассматривали такой вариант?

И действительно, почему такой вариант не был предусмотрен? Сейчас кризис на дворе, предпринимателям и так нелегко, а их буквально «душат» налогами. Если пройтись по городу — невооружённым глазом видно, как тот или иной магазинчик, который некогда процветал, теперь в срочном порядке продают.

К слову, первого мая в областном центре, как и по всей республике, прекратила свою деятельность крупнейшая в Казахстане сеть газетных киосков «Nomad Press».

— Как способствовать развитию и распространению печатных СМИ — никто этим вопросом последние десятилетия не занимался, — говорит глава Фонда «Адил соз» Тамара Калеева в интервью сайту kapital.kz. — Если раньше тиражи были в сотни тысяч, то сейчас десятки тысяч. 15 тысяч уже считается неплохим тиражом, а в регионах вообще до тысячи. Государственной сети распространения практически нет, поэтому государство, возможно, должно вмешаться, нужна какая-то помощь тому же «Номаду», чтобы они не прерывали в одночасье, внезапно систему распространения».

Позже мы поговорили с женщиной, которая реализует печатные издания в областном центре. На наш вопрос — почему же «Nomad Press» закрылось, она ответила, что предприятие, к сожалению, обанкротилось, и только в нашем городе насчитывается более 50 киосков этой сети, не говоря уже о других точках компании по всей республике.

По словам коммерческого директора «Nomad Press» Данияра Калкабаева, предприятие действительно в не простой ситуации, но несмотря на это, уже через два месяца вновь вернётся в строй. В течение этого времени компания планирует провести реструктуризацию, обновить маркетинговый план, рассчитаться с долгами и возобновить работу киосков на тех же местах.

— Сейчас очень сложная ситуация, — сказал господин Калкабаев в интервью сайту kapital.kz. — Рынок просел. Доставка, логистика — это все затраты. У печатников тоже непростая ситуация.

Вот вам и яркая иллюстрация того, как предприятие в трудный период вынуждено приостановить деятельность. Как следствие – трудности испытывают и печатные издания. Хорошо, что в нашем городе есть еще один крупный распространитель СМИ со своей сетью киосков – Агентство «Мир прессы». Часть покупателей теперь берет газеты и журналы в этих киосках. А в тех населенных пунктах, где больше никакой сети киосков нет, что делать газетам? Самим журналистам выходить на улицу и продавать свои издания?

А сколько подобных организаций по стране, где в силу кризиса и налогового давления, компании в ускоренном темпе сворачивают свою работу. Но нет, контрольно-кассовые машины с функцией передачи данных должны быть установлены непременно почти у всех предпринимателей. За несоблюдение буквы Закона полагается штраф.

— Сотрудница фирмы, обслуживающей наш кассовый аппарат, рассказала, что если есть беспроводной интернет, то можно приобрести кассовый аппарат за 77000 тенге, если нет беспроводного — то стоит 125000 тенге, — рассказывает горожанин Алексей. — А что делать людям, проживающим в сельской местности? У них нет никаких вайфаев, поэтому они покупают контрольно-кассовый аппарат по 125 тысяч тенге и еще платят Казахтелекому за предоставление Интернета по каким-то особым условиям.

За разъяснением мы обратились в АО «Казахтелеком». Вот, что нам ответили:

— Доступ к сети Интернет имеется во всех регионах ВКО, однако по каждому обращению индивидуально прорабатывается вопрос наличия технической возможности, в зависимости от населенного пункта и адреса абонента. Передача данных может осуществляться двумя способами: проводным и беспроводным.

Сервер по обработке данных контролько-кассовых машин (далее ККМ) находится вне зоны ответственности Восточно-Казахстанской областной дирекции телекоммуникаций. При использовании ККМ с функцией передачи данных ежемесячная абонентская плата в сельской местности составляет 1500 тенге в месяц.

Дополнительно сообщаем, что индивидуальным предпринимателям рекомендуется покупать и устанавливать оборудование контрольно-кассовых машин после положительного решения о возможности подключения услуги ККМ. При этом, в случае отсутствия технической возможности для подключения, ВК ОДТ предоставляет абоненту соответствующую справку со сроком действия 1 месяц, с возможностью последующего продления.

Выходит, что тем же сельчанам, где нет Интернета, нужно еще и ежемесячно справку в «Казахтелекоме» получать. А для этого придется ездить, как минимум, в райцентр, или в ближайший город, где есть офис коммуникационного гиганта! Вот это жизнь! Ко всем многочисленным справкам и бумажкам добавилась еще одна!

Недавно министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев, выступая на сессии Астанинского экономического форума «Преодоление цифрового разрыва между странами и людьми» подчеркнул, что второй аспект цифрового неравенства в Казахстане выражен тем, что доступ к цифровым услугам на селе ниже, чем в городской среде.

— Если учесть, что сельские жители — это чуть менее половины населения Казахстана, то масштабы проблемы представляются серьезными, — добавил господин Абаев.

По данным министерства информации и коммуникаций РК, в Казахстане широкополосным доступом к Интернету обеспечено 72 процента населения, а уровень цифровой грамотности населения составляет 74 процента.

Напомним, что предыдущий пилотный проект в 2014 году по использованию ККМ с функцией передачи данных, выявил ряд проблем сервера «Казахтелеком». По словам предпринимателей, сервер часто был недоступен, подолгу зависал, что вызывало обоснованные опасения относительно оперативности работы при внедрении в промышленную эксплуатацию.

По данным министерства финансов РК на конец прошлого года, благодаря установке ККМ было пробито чеков почти на 160 миллиардов тенге. Выходит, что государственная казна в очередной раз пополнится за счёт опустошения карманов предпринимателей. А вот те, кто такие кассовые аппараты поставляет и продает — обогатятся, ведь только в нашей области 19000 юридических лиц.

В организации ЦТО Кузнецов Мастер Про, которая занимается реализацией контрольно-кассовых аппаратов, нам ответили, что выступают только за обязательное применение ККМ и в настоящее время данная компания «снабжает» кассовыми аппаратами более 300 фирм.

В палату предпринимателей ВКО с внедрением ККМ участились случаи обращения и жалоб от индивидуальных предпринимателей. ПП ВКО надеется на достижение договоренности с органами государственных доходов РК по предоставлению отсрочки на обеспечение применения ККМ до 1 июля 2016 года без применения штрафных санкций.

Нововведение коснулось юридических и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оптовой торговлей лесоматериалами, строительными материалами и сантехническим оборудованием, металлическими изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и инвентарем, компьютерами, периферийным оборудованием и программным обеспечением, аудио, — и видеотехникой, электрическими бытовыми приборами, мебелью и прочими услугами.

— Введение данной нормы было предусмотрено планом мероприятий по противодействию теневой экономике в Республике Казахстан, — комментирует главный эксперт Управления государственных услуг Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Раушан Сабденова. — Предполагается, что введение положения о применении контрольно-кассовых машин с функцией онлайн — передачи данных, будет способствовать выводу из тени доходов налогоплательщиков.

Вот и «поддержка предпринимательства» на словах и на деле. И это несмотря на то, что в прошлом году Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» было выдвинуто предложение об отмене обязательного применения ККМ с функцией онлайн — передачи данных в департамент государственных доходов.

Чтобы представить масштабы дополнительных расходов, нужно пояснить, что кассовый аппарат должен быть в каждой торговой точке. Если говорить, к примеру, о той же продаже газет, то в каждом киоске. Вот и умножьте 125 тыс. тенге на 20-30 киосков! А в это время на той же улице Колхозной продается нелегальная водка, и никаких кассовых аппаратов! Недавно и в Семее был обнаружен подпольный цех по розливу алкогольной продукции популярных марок. Суррогат готовили в антисанитарных условиях и стоил он на 500 тенге дешевле оригинала. По данным Департамента по госдоходам подпольный цех функционировал более полугода.

На деле вся эта возня затеяна совсем не для того, чтобы бороться с «теневой экономикой», потому что, если кому нужно, они все равно проведут сделку без кассового аппарата.

Как сказал афорист Валентин Домиль: «Во внимание принимаются не прописные истины, а подписанные».

АНЖЕЛИКА БАКИРОВА