Причуды старого колодца

Газета "Flash!"

Да, именно так – старый, давно позабытый и не эксплуатирующийся уже более 30 лет колодец вдруг решил дать о себе знать. Эта причуда старого колодца в конечном итоге вылилась, в прямом смысле этого слова, в техногенный инцидент локального масштаба. Но, в первые часы, как только о ней стало известно, этому локальному ЧП людская молва приписала, чуть ли не вселенский характер.



В социальных сетях сразу же появилось видео с места событий. Картинка действительно впечатляла. Небольшая речка, а по ней течёт какой-то кисель тёмно-серого цвета. Довольно бурное весеннее течение придавало этому потоку вообще зловещий характер. Из соцсетей видео перекочевало на интернет-сайты, а оттуда в телевизионные репортажи. Событие стало темой №1. Риддер, Усть-Каменогорск, да и вся область забурлили слухами один страшнее другого. Вся их суть сводилась к тому, что речка Филипповка, в которую попала эта непонятная тёмно-серая смесь, впадает в Громотуху, Громотуха – в Ульбу, Ульба – в Иртыш. Значит, эти реки безнадёжно загрязнены, воду из водопроводного крана пить нельзя, да и вообще не сегодня-завтра нужно готовиться к эвакуации.

Некоторые жители областного центра пошли к Ульбе – посмотреть – что же представляет собой река? Ульба была вроде бы обычной – весенней полноводной. Бурное течение, как и всегда в мае, делает её мутной. Но психологически, под влиянием слухов и видео, многим казалось, что эта мутность и есть те самые сверхопасные выбросы.

Панических настроений придало видео, где по мостику через речку Филипповку переходит пожилая женщина с повязкой на лице. В своём комментарии женщина говорит, что дышать невозможно, она и другие жители задыхаются.

– 23 мая эти кадры прошли по телевидению, – говорит исполнительный директор по административным вопросам ТОО «Казцинк» Андрей Лазарев. – К сожалению, видеокартинка не может передать запахов. Мы с вами находимся на месте событий, и вы сами можете сделать вывод – есть ли какие-то особые запахи?



Никаких специфических ароматов мы не почувствовали, как не старались, разве что запах, схожий с запахом земли – в среду утром мы уже были на месте происшествия. А накануне во вторник ТОО «Казцинк» выступило с официальным сообщением о причинах техногенного ЧП и о его последствиях.

Наблюдаем за процессом ликвидации протечки. Здесь много КАМАЗов, гружёных камнем, экскаваторы, бульдозеры. Виднеется основательная свежая гора скальной породы. А вот и та самая тёмно-серая киселеобразная масса, так испугавшая жителей области. Она уже никуда не двигается, застыла на месте. Так что же произошло?

– В воскресенье, 22 мая, в 12-00 оператор 4-й насосной станции обогатительной фабрики Риддерского горно-обогатительного комплекса заметил движение воды со стороны старого коллектора. Этот коллектор эксплуатировался ещё в 1974-80 годах. Вода была незамутнённой, она шла в пруд Таловского хвостохранилища, но превышения уровня не наблюдалось, – рассказывает исполнительный директор по горно-обогатительному производству ТОО «Казцинк» Валерий Завьялов. – На место стразу приехал главный инженер фабрики. Ситуация была взята под наблюдение.

В понедельник в воду уже стала поступать взвесь, пастообразные выделения, началось замутнение. Сразу же был создан штаб и приняты экстренные меры. Прежде всего, была полностью остановлена работа обогатительной фабрики. Место вытекания воды из старого коллектора мы начали закрывать скальным грунтом. За двое суток сюда было выгружено 10 000 кубометров скальной породы. Просачивание в реку прекратилось уже 24 мая.



Чтобы читателям всё было понятно, обрисуем технологическую цепочку. На обогатительную фабрику поступает руда. Поступает она в виде больших скальных кусков. Эти породы на фабрике измельчаются, извлечённые из них цветные металлы идут далее на обработку, а сама измельчённая порода направляется на хвостохранилище. Валерий Завьялов называл толщину уже измельчённой породы в микронах, но эта цифра ничего не скажет технически не подготовленному человеку. Гораздо образнее будет сравнение с мукой, вот до такой степени порода измельчается. Конечно, в ней есть и небольшое содержание цветных металлов, извлечь их полностью пока не удаётся. И ее хранят, так сказать, до лучших времен и новых технологий. Вся эта масса, называется взвесь, или пульпа, и поступает на хвостохранилище во влажном виде, взвесь оседает, а осветленная вода возвращается в производство – на обогатительную фабрику.



Так при чём здесь старый колодец? Почему-то в него вдруг стала поступать вода, может быть, образовалась трещина, а уже из него в старый, недействующий коллектор. Коллектор – это трубопровод диаметром в 1,5 метра. Из коллектора эта вода пошла в пруд хвостохранилища. Какое-то время ситуация не была критической. Но затем вода стала захватывать ту самую измельчённую породу, взвесь, и, перелившись из пруда, попала в речку Филипповку. И река сразу стала похожа на тёмный кисель. Вода шла, пока не закрыли выход из старого коллектора.

Какие же последствия этой аварии для состояния рек Громатуха и Ульба? Об этом рассказал главный эколог ТОО «Казцинк» Казтай Такеев:

– 22-23 мая мы вели замеры и анализы своими силами, затем совместно с государственными органами. Никакой кислоты в воде нет. Нет в воде мышьяка. Есть цианиды, но в предельно допустимой концентрации. Присутствуют цветные металлы: цинк – 10-15 ПДК, свинец в количестве ПДК, медь – 4 ПДК, марганец – 7-8 ПДК. Больше ничего нет. Конечно, мы видим взвесь, она и даёт тёмный цвет, мутность, грязь, от этого и создаётся впечатление крупной аварии. Но, говоря простым языком, это песок во влажном состоянии, поэтому и такая мутность.

– Обеспокоены жители Риддера, Черемшанки, Зимовья, да и от жителей Усть-Каменогорска поступают такие вопросы – можно ли пить воду?

– Из речки Филипповка однозначно нельзя, этого нельзя было делать и раньше. Что касается водопроводной воды – конечно, можно, и без всякой опаски. Слухи о якобы заражении воды совершенно не имеют никаких оснований. Поверхностные воды, куда попала взвесь и небольшая концентрация металлов, никак не влияют на подземные воды, откуда осуществляется водозабор.

– Водозаборы для снабжения города Риддер расположены в более высоких точках, и протечка по курсу Филипповка – Ульба на них не действует. Нижерасположенные населенные пункты производят водозабор из подземных источников, в которые стоки наружных рек не попадают, – добавляет Валерий Завьялов. – Жители сёл Зимовьё, Черемшанка не пользуются водой из Ульбы.



Стоит отметить, что сейчас реки риддерского котлована находятся в паводковом состоянии. Из-за повышения температуры в горах начало активное таяние снега, что увеличило объем поступающей воды в реки, а также ее замутнение грунтом в виде песка. Это можно наблюдать на примере реки Громотуха, которая никак не связана с Таловским районом и местом инцидента. Темно-коричневую окраску воде придает уже традиционное для этого периода природное явление.

Загрязнение рек не обходится и без человеческого фактора. На обратном пути мы посмотрели берега речки Филипповка. Они усеяны стихийными свалками мусора. Чего здесь только нет! Наверняка сюда выливают и жидкие помои. И этот мусор, вываливаемый с берега, только бы с глаз долой, весной также подхватывается бурными вешними водами. Но при этом никто не возмущается!

– Что касается Усть-Каменогорска, то у нас есть информация, что вода Ульбы очистилась от попавших взвесей до подхода к городу, – говорит Казтай Такеев.



Чтобы развеять слухи об удушающих запахах, тут же проводится эксперимент. В стакан набирают пастообразную массу, ту самую взвесь, остановленную в этом месте, и наливают в него воды. Происходит тот же процесс, что и при попадании взвеси в реку. Всем журналистам дают возможность определить запах, но никакого запаха нет.

– Мы не отрицаем своей вины. Да, это старые колодцы, старый коллектор, который эксплуатировался десятилетия назад. Мы признаём свое упущение, что не отслеживали их состояние, хотя отслеживать те же колодцы нереально – они на большой глубине. Но зачем в социальных сетях нагнетать обстановку и говорить о том, чего не было, и быть не могло?! – восклицает Валерий Завьялов.

Что же будет сделано для того, чтобы такие ситуации впредь никогда не возникали?

– Кроме закладки коллектора скальными породами, мы с вертолёта сбрасываем мешки с бетоном и жидким стеклом в то место, где образовалась воронка на месте старого протекающего колодца. Затем проложим закладку коллектора уже специальной смолой. Будем бурить отверстия, и под давлением запускать в него эту сверхпрочную смолу, чтобы запечатать коллектор уже навечно. Тогда и возможные разрушения старых колодцев нам будут не страшны, так как от них выход идёт именно на этот коллектор, – поясняет директор обогатительной фабрики РГОК Валерий Данилов.

Как раз в это время в небо поднимается вертолёт с мешком, в котором почти тонна цементной смеси. Он делает очередной круг над хвостохранилищем, чтобы ещё надёжнее закрыть воронку от старого колодца.

– Вчера я совершал облёт хвостохранилища на вертолёте, и сам видел, как точно попадают мешки в эту воронку, – рассказывает аким города Риддер Жомарт Муратов.

В этом могли убедиться и фотографы с видеооператорами, делавшие съёмку с борта вертолёта.

– Мероприятия по ликвидации аварии проводятся в полном объёме, на высоком профессиональном уровне. Никакой угрозы жизни и здоровью людей нет, – такой вывод делает присутствующий на месте событий первый заместитель акима ВКО Нурымбет Сактаганов.

Участок на месте разлива локализован и ведется его частичная рекультивация, а вышедшая жидкость перекачивается обратно в хвостохранилище. 26 мая обогатительная фабрика возобновила работу в прежнем режиме. Главное, что источник сбросов «Казцинку» удалось ликвидировать очень быстро. Сток полностью блокирован. Причины произошедшего инцидента выясняются. Компания ведет собственное расследование, также обеспечивает полное и открытое взаимодействие с госорганами и общественностью.

«Казцинк» готов полностью компенсировать нанесённый ущерб в порядке и размере, определенном государственным компетентным органом в установленном законодательством порядке.



Денис Данилевский