КАНИКУЛЫ БЕЗ КАНИКУЛ

Газета "Flash!"

С приходом нового министра, отечественное образование с ног до головы накрыло очередным ураганом. Ветер перемен от господина Сагадиева обещает многострадальные школьные реформы, которые, несомненно, пойдут на благо страны и всего корабля образования.



Усложнить жизнь школьникам и их родителям решили в Министерстве образования и науки РК. Об этом говорят очередные новшества. Интересно, что родителей и учителей в очередной раз просто не спросили, а нужно ли это ноу-хау уже пошатнувшейся системе образования, и главное — какими последствиями всё это обернется для миллионов школяров.

— Если мы вводим пятидневную учебную неделю, соответственно, получается, что ребенок дополнительно отдыхает 36 дней, — комментировал республиканским СМИ министр образования и науки Ерлан Сагадиев. — Где-то эти 36 дней он должен восполнить. Это с 1 по 11-й класс. Поэтому мы должны будем увеличить сроки пребывания учеников летом.

Начальные классы будут заниматься только до 31 мая, и отдыхать три полных месяца. Увеличение учебного года основной и старшей школы будет всего на десять учебных дней. Ни один класс не будет заканчивать учиться позже 10 июня.

Согласно обновленной программе в русскоговорящих школах часы на преподавание казахского языка и, преподавание предметов на казахском языке увеличиваются за 12 лет более чем на 300 часов. Эта образовательная реформа была апробирована в Назарбаев интеллектуальных школах. В 2017 году по ней будут обучаться вторые, пятые и седьмые классы. Всего новой программой будет охвачено 350 тысяч преподавателей и три миллиона детей.

— Никто предметное трехъязычие с 1 сентября этого года ни в одном классе в обязательном порядке внедрять не собирается, — отметил Ерлан Сагадиев. — Языки будут учить, но предметы преподавать на своем языке. Согласно программе, только в 10 и 11 классе, и только с сентября 2019 года, и только по четырем предметам (физика, химия, биология, информатика) преподавание будет вестись на английском языке. Это восемь часов в неделю. И это через три года.

«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни», — как говорил великий философ-драматург Сенека. А в подтверждение этой истины предлагаем мнение горожан по этой нашумевшей теме:

«Интересно, как бедным учителям объяснять предмет сначала на одном языке, а потом на другом, а бедным детям надо понять и выучить сначала сам предмет, а потом непонятные слова учить? Для одаренных детей есть лицеи с уклонами, так пусть родители сами решают, что необходимо для их ребенка! Маразм, господа чиновники!».

«Неужели, для того чтобы ребенок понимал, о чем учителя говорят, его необходимо с рождения трем языкам обучать что ли? А сколько учителей не смогут уроки вести на трех языках? Сколько человек работу потеряет? Во всех странах улучшения в области образования, а у нас одни «реформы» даром никому не нужные...».

Не менее острой стала другая обсуждаемая тема, чтобы дети учились летом как можно дольше. Так, заместитель премьер-министра РК Дарига Назарбаева высказалась за то, чтобы школьные каникулы у детей начинались с 1 июля. Однако, на такую ожидаемую перспективу родители всей страны отреагировали крайне негативно.

И вот в очередной раз в адрес МОН посыпался шквал критики.

— Уважаемые министры образования, вы хоть думаете, когда составляете программу для школьного образования? — пишет Раиса Валерьевна. — Мало того, что у детей по 6 уроков в начальном звене, так ещё и шестидневная неделя, так теперь ещё и до каникул добрались. Дети перегружены, на отдых нет времени. От этого все проблемы со здоровьем психическим и физическим. Постоянные депрессии и суициды. Вы сами загоняете детей в такие рамки, у детей нет детства. Очнитесь, может уже хватит экспериментов. Надеюсь на то, что вы умные, образованные люди, и понимаете, какой вред здоровью вы принесёте школьникам. Я вам пишу, как психолог и родитель.

— Оставьте нас в покое, уважаемые, — обращается к власти мама пятерых детей. — Лучше следите за качеством образования! Учебники печатают с ошибками! Дайте отдохнуть и ученикам, и учителям, и родителям. Хватит делать вид, что не зря штаны просиживаете. Советская система образования самая качественная! Не изобретайте велосипед!

Существует и другое мнение, согласно которому, пока нет постановления Правительства РК о том, чтобы школьные каникулы начинались с 1 июля, обсуждать что-то бессмысленно.

— Недавно я прочитала слова нашего Президента о том, что он дал нагоняй министру образования Сагадиеву за то, что это он выдумал продлять детям каникулы, нужно сокращать количество предметов, но ни в коем случае за счёт сокращения каникул, — комментирует заместитель директора по учебной работе КГУ «Средняя многопрофильная школа №37» Жания Баймуханова. — Я думаю, что эти слова Президента будут услышаны.

Я в этой школе 35 лет работаю, 35 лет в образовании, и всегда всем говорю, давайте вперёд паровоза бежать не будем. Давайте исходить из фактов, вот есть нормативный документ, где написано — приказ, номер такой-то от такого-то числа, что он уже вступил в силу. Поскольку нет такого документа, не стоит это обсуждать.

Новость о продлении школьных каникул за счет пятидневного обучения получила широкий общественный резонанс. Казахстанцы сразу же создали петицию с пометкой «Не допустить продления учебного года в РК». Проголосовали против нововведения 28415 участников.

Перед вами текст вышеупомянутой петиции:

«В настоящее время появляются сообщения о том, что учебный год в школах РК будет продлен. Считаем, этого нельзя допустить. В нашем климате, где в зимний период мало солнца, трехмесячный летний отдых необходим детям для здоровья — как физического, так и морального. Именно летом у детей больше возможности отдохнуть на свежем воздухе: в оздоровительных лагерях, на море, на речке, в парке.

Согласно данным психологов, в период с мая по октябрь дети, как правило, жалуются на снижение концентрации внимания, потерю интереса к учебе. Продление учебного процесса в летние месяцы пользы для учеников не принесет.



В холодные месяцы ученики будут проводить свободное время в основном у компьютеров и телевизоров. Перевод на пятидневное обучение за счет сокращения летних каникул приведет только к ухудшению здоровья детей. Мы категорически против сокращения летних каникул».

Солидарны с мнением родителей и учителей и психологи.

— На самом деле с точки зрения психологии, дети уже весной перестают учиться, — считает психолог, директор психологического центра «Bliss» Анжелика Мерсиянова. — Уже в марте учителя говорят, что мы их (учащихся, — прим. авт.) собираем с трудом на занятия. Июнь, действительно один из самых жарких месяцев, и психологически нам уже с пробуждением весны не до учёбы и не до работы.

Если дети станут учиться в июне — это будет ад для самих учителей, детей, в общем, ничего хорошего. Я считаю, что у нас дети и так перегружены и замучены ненужной информацией, и надо думать вообще о том, как облегчить им жизнь, а не наоборот. Прямо из детей учёных таких делают. Нужно ещё учесть, что знания преподносят в таком виде, чтобы учащиеся лишь на вопросы ЕНТ потом ответили. Знания, которые не развивают ребёнка, а просто мёртвым грузом лежат, и они хотят побольше знаний «положить» в голову ребёнка. Нужно просто развивать детей. Дайте мне что-нибудь развивающее, где мой мозг, моя логика, моя личность будет совершенствоваться.

Складывается ощущение, что всю систему образования намеренно хотят развалить. Когда наши авторы пишут учебники по истории Казахстана, то Россия чаще всего выставляется в не приглядном свете — либо агрессором, либо колонизатором. Часы по русской литературе резко сократились, например, когда я училась в школе, мы должны были изучить роман-эпопею «Война и мир» Льва Николаевича Толстого за два (!) часа. Четыре массивных тома за два часа. Уму не постижимо! Если говорить про ЕНТ, как его окрестили в народе — Единой Национальной Трагедией, так это действительно самая настоящая трагедия. Колоссальные нагрузки на школьников, которым твердят, если не наберёшь энное количество баллов, то твой путь лежит в дворники, жизнь закончена и т.д. Кстати, почему рабочие профессии принижают — это уже другая история. Вот вам ещё один пример — в 2011 году моей сокласснице на самом ЕНТ попался вопрос — «автор словаря», и дальше ответы: Ожегов, Даль, Ушаков и другие. А какого конкретно словаря? Или ученики интуитивно должны были догадаться, что авторы имели в виду? А вопрос про количество зубов у лошади Чингисхана вообще стал легендой.

Вот, что говорят сами выпускники, прошедшие через испытания Единой Национальной Трагедии.



«Я сдавала ЕНТ в 2006 году. У меня был вопрос: Сколько зубов у лошади Абылай хана? И как прикажете отвечать?».

«Я в 2012 году сдавал ЕНТ и у меня был вопрос: размер ноги Н. Назарбаева. А его размер ноги 42, а я наугад поставил 41».

Напомним, что в 2012 году, родители выпускников, сдававших ЕНТ, звонили Народной артистке Розе Рымбаевой и спрашивали, сколько комнат в ее доме.

— Я считаю, что это неправильно — задавать такие вопросы школьникам, — рассказала Народная артистка Роза Рымбаева. — Задания должны быть исключительно из школьной программы. Ко мне звонили родители выпускников, и говорили, что в тестах по ЕНТ были такие вопросы: «сколько комнат у меня и сколько у меня платьев?».

Если у человека нет надёжной опоры под ногами, недостаточно духовного богатства, то в трудную минуту жизненные обстоятельства могут сломить его. Не от того ли у нас стараются выбить эту духовную почву? Дать такое образование, чтобы человек, если только не будет сам для себя добывать новые знания, ничего не смог бы сделать толкового в жизни. Власти выгоднее повиновение, а умный человек, способный анализировать каждое событие, не будет кидаться на удочку рабского мышления и рабской системы. Следовательно, легче управлять послушной массой, которая будет внимать каждому слову повелителей. Слепо, безоговорочно, беспристрастно. А пока народ тут «мается» и худо-бедно «выживает», верхушка айсберга цветёт и пахнет.

Мы сами своим молчанием и равнодушием породили такую систему пресытившихся, обнаглевших, привередливых паразитов, привыкших гарцевать перед простыми людьми своим положением и статусом. А ведь всё так хитро и давно задумано, чтобы сделать людей более ограниченными, управляемыми, и при этом — ещё лишенными здоровья. Никто не задумывался, почему ребёнка отдают в школу совершенно здоровым, жизнерадостным, общительным, но проходит время, и школьник становится вялым, безразличным, часто болеет.

Приведём отрывок из книги «Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием» для наглядности:

«Оказывается, большинство болезней приходит к людям из детства. Удивительно, но уже в 70 — 80-ые годы XX столетия не только самые авторитетные отечественные специалисты, но и министры образования и здравоохранения указывали на школу и детский сад, как на учреждения, где зачастую ухудшается здоровье детей. Академик Г.Н. Сердюковская: “На усталость жаловались 80% шестилеток… у некоторых замедлился рост. Это привело к тому, что у каждого 4-го ребенка врачи отмечали изменения в сердечно-сосудистой системе”. Министр здравоохранения СССР, академик Е.И. Чазов: “За голову хочется схватиться, — до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные — в 4 раза, а мочеполовые — в 2 раза”. Бывший министр образования РФ Е.В. Ткаченко: “И тут я впервые узнал, что для семи-восьмилетних малышей контрольная работа связана с таким же объемом стрессовых нагрузок, какие испытывает космонавт при взлете… За время обучения в школе в 4-5 раз ухудшается здоровье детей. Ясно, что физзарядкой положения не изменить… Значит, не та педагогика...».

Пересмотреть методику преподавания, прекратить превращать наших здоровых детей в конвейер биороботов предлагает российский учёный, врач и педагог-новатор Базарный Владимир Филиппович. Что стоит только одно его предложение — строить урок в движении и использовать для этого вместо привычной нам школьной парты конторку. Ту самую, за которой работали во времена Пушкина и Менделеева. Суть в том, что конторка и обычная парта конструктивно соединяются. Половину урока ученик проводит за партой, вторую половину – за конторкой, и наоборот. При этом во время стояния за конторкой стопы ребёнка опираются на коврик с резиновыми шипами, что очень полезно для здоровья. Опытное применение новой школьной мебели показало, что у ребят значительно улучшается восприятие материала, мышление становится более гибким, образным, творческим, повышается настроение, и, самое главное – становится меньше проблем с детским здоровьем.

Из материалов Всероссийского форума: «Этот бесхитростный инструмент сегодня является поистине революцией в эргономике рабочего места ребенка, да и взрослого. Сейчас учащиеся начальной школы 50-70%, а старшеклассники 70-85% времени бодрствования проводят в сидячем обездвиженном положении! Дать ребенку свободу движения, вернуть телесную вертикаль — первый и принципиально важный шаг в его оздоровлении».

— Реформы системы образования проводятся в соответствии с Болонским процессом и теми стандартами, который навязал нам Запад, — подчеркнул секретарь ЦК Коммунистической народной партии Казахстана, депутат Мажилиса Парламента РК от фракции «Народные коммунисты» Айкын Конуров. — Я коммунист, и когда мы шли на выборы, то в нашей предвыборной платформе говорили, что эти ценности и стандарты нас не устраивают. Лучшая система образования — это та, которая была в Советском Союзе, и я думаю, что от нее отходить не стоит. Ее переняли самые инновационные страны — это Япония и Финляндия. Но если мы хотим иметь людей, которые просто научатся нажимать на нужные кнопки в определенный момент, то это, конечно, «наш» путь.

К слову, совсем недавно председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Гульнара Иксанова выступала с информацией, что каждый пятый школьник в Казахстане страдает каким-либо заболеванием, а каждый третий призывник не пригоден для службы в армии. И, конечно же, ни слова о том, что прямая вина лежит на плечах Министерства образования и других госорганов, отвечающих за внедрение «гениальных» школьных реформ.

Гульнара Иксанова также привела данные о наблюдениях медиков, которые отмечают, что за два последних года заболеваемость сколиозом увеличилась в два с лишним раза.

Реакция от горожан после заявления госпожи Иксановой, последовала незамедлительно:

«А вы детей с рождения за парты сажайте, вообще 100% заболеваемость будет. Раньше все было спокойно, в 7 лет шли в первый класс, теперь же детей с 5 начинают терроризировать. В 5 лет уже читают, считают, в 7 логарифмы решают. Какая физкультура? Детям гулять некогда».

Вот ещё одна мысль, идущая тонкой нитью и составляющая канву нашей статьи. Она подтверждает, что наше «седалищное», неподвижное образование даёт свои отрицательные плоды, и отражается на здоровье нации. Вот, что пишет об этом Владимир Филиппович Базарный в своей книге «Школа или конвейер биороботов?»

«Наконец, под давлением общественных сил специалисты со всего света собрались на 1-й, 2-й и 3-й всемирные конгрессы по школьной гигиене, состоявшиеся в Нюрнберге (1904), Лондоне (1908), Париже (1912). Вряд ли кто даже из медиков сегодня знает, о чём там говорилось. Об этих форумах ничего не сказано ни в учебниках по педагогике, ни в учебниках по школьной гигиене, ни в учебниках по детскому здоровью.

Уже в то время наука установила главное: приобретённые в школьные годы патология позвоночника, близорукость, болезни сердечно-сосудистой системы, психические нарушения, деградация детородной сферы, эндокринная патология и многое другое обусловлены навязанной чуждой природе детей моделью образования».

Могу добавить от себя лично — кроме ЕНТ и прочих «феноменально эффективных» тестов, есть ещё ПГК (промежуточный государственный контроль), ВОУД (внешняя оценка учебных достижений). Так вот, я была абсолютно здоровым человеком. Но от постоянного корпения над учебниками (впрочем, не всегда такого уж и бессмысленного, так как для себя я чётко определила — какие мне предметы нужны, а какие нет), стала болеть шея, иногда даже кружиться голова. Позже врачи поставили мне диагноз «шейный артроз». Помню, что в нашей школе одна девочка от такой сверхнагрузки, будто мы тут все в гении метим, даже в обморок упала. Вот, скажите, мне теперь, дорогое Министерство образования, кто теперь будет отвечать за ухудшение здоровья миллионов детей по всей стране в результате реформ, которые вы проводите? Министры меняются как перчатки, а о здоровье детей, кто будет думать? Кому нужны эти дурацкие баллы – 125 на ЕНТ, да хоть миллион баллов из миллиона возможных ценой собственного здоровья?! Или это скрытая демографическая политика? Почему мы играем в лотерею -кто спишет на ЕНТ, а кто нет? О каких знаниях может идти речь, если по всей стране проходят акции систематической зубрёжки перед ЕНТ? Или, грубо говоря, вчерашняя двоечница удачно позаимствовала информацию, но отнюдь не из собственной головы, получила все 125 баллов на итоговом тестировании. И что, давайте ей теперь учёную степень присвоим?!

Как говорил великий писатель Лев Николаевич Толстой: «Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это, и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это».

— Я считаю, что плохая наука и образование — это инструмент манипуляции обществом, — считает политолог Айдос Сарым — Вы не задумывались — почему у нас за последние 25 лет поменялись 15-16 министров образования? Поменялось 15-16 реформ. Мне кажется, это делается не для того, чтобы укрепить общество, а, чтобы его сегментировать и за счет плохой образовательной и интеллектуальной базы легче манипулировать.

Завершить статью хотелось бы золотыми словами от жительницы Караганды Оксаны Михайловой, активно выступающий против продления учебного года и подписавший соответствующую петицию:

«Я не позволю никого лишать моего ребенка лета. Вы забываете, что есть еще и отработки школьные летние, на которые ходят дети старших классов. Мне вообще очень не нравится, что кто-то решает за родителей, за учителей. Спрашивайте об обучении и его эффективности у тех, кто каждый день проводит с нашими детьми, у тех, кто лучше всех видит эффективность нововведений, а именно у наших учителей, а не у чиновников, которым наши проблемы неведомы. Законы принимаются не с учетом пожеланий граждан, а от зачесавшейся чьей-то левой пятки».

АНЖЕЛИКА БАКИРОВА



Послесловие. Пока готовился материал, стало известно о ещё одной новации министерства образования. Чиновники хотят внедрить в средней школе… дистанционное образование! Таким образом, дескать, снизятся бюджетные расходы. Не нужно содержать армию учителей, школьные здания, тратить деньги на отопление и прочие коммунальные расходы. Сел ребёнок за компьютер – и ему урок дистанционно на мониторе проводят. Нужно ли здесь что-то комментировать?

В таком случае есть встречное предложение – отменить образование вообще. Пусть родители сами научат читать, писать и считать. И на этом достаточно. Слишком умные нынче не нужны.