«Я НЕ ЗНАЮ РУССКОГО ЯЗЫКА», ИЛИ НОВЫЙ СПОСОБ УЙТИ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Газета "Flash!"

Дорожные полицейские Зайсана 14 февраля этого года задержали высокопоставленного чиновника районного уровня – руководителя отдела архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Зайсанского района Асхата Утебаева за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.







Нечасто бывает, чтобы жолполовцы проявили такую принципиальность. Обычно руководителей такого уровня они отпускают. В сельской местности, в райцентрах предпочитают, чтобы всё было шито-крыто. А в данном случае не только остановили «Лексус» Утебаева, и задержали нетрезвого водителя, но и составили протокол, и даже довели дело до суда!

Но вот в суде ответственности ему удалось избежать. И основание для этого нашлось сразу. Дело в том, что протокол полицейские составили на русском языке. И председатель Зайсанского районного суда Б. Мергенбаев, лично рассматривавший это административное дело, согласился с доводами Утебева, что тем самым были нарушены его конституционные права – протокол должны были составить на его родном казахском языке.

Такая безнаказанность чиновника вызвала возмущение у общественности Зайсана. Городок маленький, все на виду. 23 марта было направлено обращение в Верховный Суд и Генеральную прокуратуру, под которым подписались 10 человек – жителей райцентра. Авторы обращают внимание на тот факт, что «Согласно ст. 80 Конституции Республики Казахстан обеспечение судей жильём производится за счёт республиканского бюджета. Но несмотря на это председатель Зайсанского районного суда Б.Н. Мергенбаев незаконно получил квартиру от коммунального районного жилищного фонда и после этого в 2015 году незаконно приватизировал эту квартиру. Хотя никаких законных оснований получения этой квартиры для служебного жилья у председателя суда не было, т.к. на балансе суда имеется служебный дом в г. Зайсане по ул. Жаксылыкова,3». Далее авторы обращения пишут, что руководитель отдела ЖКХ А. Утебаев был освобожден от административной ответственности по формальным основаниям именно председателем райсуда Б. Мергенбаевым. Случайное ли это совпадение?

За разъяснениями мы обратились к акиму Зайсанского района Алмасу Ондаканову. Оказалось, что действительно решением районной жилищной комиссии председателю Зайсанского районного суда Б. Мергенбаеву предоставлялась квартира по ул. Спамбетова,1. 30 апреля 2015 года эта квартира была приватизирована Б. Мергенбаевым.

Может быть, повлияло обращение зайсанцев в республиканские правоохранительные органы, но 11 апреля 2016 г. районная прокуратура внесла представление об устранении нарушений законности. И договор приватизации между председателем районного суда Б. Мергенбаевым и отделом архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог был расторгнут.

Итак, квартира всё-таки возвращена в государственную собственность. Возникает вопрос – а если бы не обращение общественности, жильё так и находилось бы в незаконной собственности главы районного суда? Ведь прошёл год после незаконной приватизации. Почему раньше прокуратура не встала на защиту законности? И неужели председатель суда, будучи главным служителем правосудия в районе, не знал, что приобретает квартиру в собственность незаконно? И начальник районного отдела ЖКХ тоже об этом не знал? А в чём смысл приватизации? Как известно, председатель суда не может быть на своей должности более 5 лет. Затем его должны назначить или в вышестоящий суд, или в другой регион. Значит, уезжая из Зайсана, он может эту квартиру продать. Чистый бизнес, одна бумажка позволяет получить хорошую сумму денег в помощь личному бюджету. А затем получается, что председатель суда, став владельцем данной квартиры, не привлекает к ответственности чиновника, позволившего приватизировать жильё. Не привлекает, уцепившись за совершенно формальное основание – составление протокола на русском языке. Хотя в Конституции ясно и чётко записано: в государственных учреждениях русский язык применяется наравне с государственным казахским языком. А полиция – это государственное учреждение. Почему – то судью не возмутил факт нахождения пьяного чиновника за рулём. Он не подумал о том, что последствия могли быть трагическими. Не наше дело комментировать и давать оценку судебным решениям, но действительно – случайное ли это совпадение, или здесь могут быть какие-то другие мотивы?

А что же Асхат Утебаев? По служебной линии он также не получил никакого наказания за вождение автомобиля в состоянии опьянения. Аппарату акима Зайсанского района не были представлены такие сведения ни из полиции, ни из суда, поэтому и никаких оснований для привлечения к ответственности не было. И ранее никаких нарушений этических норм государственного служащего за Утебаевым не было замечено, — сообщает аким Зайсанского района Алмас Ондаканов.

Однако, не всё так безоблачно в его жизни. С работы он уволился по собственному желанию 1 апреля 2016 года. Наверное, вряд ли это было действительно «собственное желание». С таких должностей «по собственному» не уходят. Что повлияло – обращение общественности, скандал с приватизацией судейской квартиры, или резонанс вокруг вождения в пьяном виде, или всё вместе – нам это неизвестно. В любом случае уход по «собственному желанию» — это лучший вариант как для Утебаева, так и для акима района. 28 марта в районном суде было повторно рассмотрено административное дело по управлению автомобилем в нетрезвом состоянии. Cудья Г. Нуртазинова приняла решение о лишении Асхата Утебаева водительских прав сроком на три года, — сообщил газете начальник местной полицейской службы ВКО Дулат Казакпаев. На этот раз чиновнику не помогло и якобы плохое знание русского языка. Кстати, ноу-хау Утебаева, такой попыткой уйти от ответственности могут воспользоваться многие нарушители. Дескать, не знаю русского языка, не понимаю, так что мои права нарушены. И отстаньте от меня со своими законами.

Кстати, несмотря на увольнение по собственному желанию, Асхат Утебаев до сих пор числится на сайте акима Зайсанского района как руководитель отдела. В подтверждение – фото, сделанное 12 мая.

ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ