«ТЫ ЧЕ, В НАТУРЕ, МЕНЯ НЕ УВАЖАЕШЬ?!»

Газета "Flash!"

КУЛАЧНОЕ ПРАВО В РИДДЕРЕ

Много тысяч лет назад на нашей планете, в результате многих испытаний и их преодолений, из обезьян развились Гомо Сапиенс, т.е. Люди Разумные, благодаря которым возникла и развивается общечеловеческая цивилизация и общечеловеческая культура.

Но насколько далеко в своем развитии ушли от своих предков и насколько разумными являются некоторые нынешние граждане, в том числе некоторые нынешние чиновники, наделенные государственной властью? Впрочем, судите сами!

В провинциальном, но неугомонном городе Риддере в последнее время происходят нестандартные события, инициированные местными чиновниками, которые будоражат как казахстанскую, так и зарубежную общественность. Так 20 января 2016 г. Риддерский городской суд вынес обвинительный приговор в отношении руководителя Риддерского ЦОН Ф. Нургалиева, признав его виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 293 ч.2 п.п.1, 2 УК РК – хулиганство, т.е. особо дерзкое нарушение общественного порядка, совершенное группой лиц, с сопротивлением представителям власти, и назначил ему наказание в виде ограничения свободы с установлением пробационного контроля сроком на 4 года.

Такой же обвинительный приговор был вынесен в отношении племянника указанного чиновника – А. Нургалиева и их знакомого – И. Гаврищука. Суд признал их виновными в совершении аналогичного преступления и назначил им наказание в виде ограничения свободы с установлением пробационного контроля сроком на 2 года. 25 марта 2016 г. апелляционной инстанцией ВК областного суда приговор был изменен — срок ограничения свободы для осужденных был снижен, Ф. Нургалиеву до 2 лет, А. Нургалиеву до 1 года, И. Гаврищуку до 1 года, квалифицирующий признак: «сопротивление представителям власти» был исключен из обвинительного приговора. Приговор вступил в законную силу. По данному делу в качестве обвиняемого проходил еще один фигурант – некий Е. Рахматуллин – житель г. Усть-Каменогорска. Некоторое время он скрывался от следствия, но был арестован и также осужден, уже после осуждения Нургалиева, его родственника и Гаврищука. Риддерским городским судом ему также назначено аналогичное наказание в виде ограничения свободы с установлением пробационного контроля.



КАК ЖЕ ВСЕ ПРОИЗОШЛО?

9 октября 2015 г. Нургалиев отмечал свой день рождения и к полуночи со своими родственниками и приятелями приехал в кафе «Бавария». Там, будучи уже в нетрезвом состоянии, увидел ранее ему знакомого прокурора С. Упорова, сидевшего с друзьями за соседним столиком. До этого он несколько раз общался с Упоровым по служебным делам, поэтому счел своим долгом оказать ему внимание. Он несколько раз подходил к столику, за которым сидел С. Упоров, и предлагал ему выпить с ним по случаю своего дня рождения, но тот отказался.

Тогда Нургалиев, возможно обидевшись за непочтительное к себе отношение, в очередной раз подошел к Упорову уже со своим племянником, знакомым Рахматулиным и другими неустановленными следствием лицами. Он стал выражаться нецензурной бранью в адрес Упорова, а Рахматулин несколько раз нанес ему удары кулаком по голове, племянник, взяв со стола бутылку, также нанес ею несколько ударов по голове Упорова сзади.

Пытаясь избежать дальнейшего избиения, Упоров вышел из кафе на улицу, где стояли работники полиции. Однако Нургалиевы, Рахматуллин, присоединившийся к ним И. Гаврищук и неустановленные лица последовали за Упоровым. На улице Нургалиев продолжал агрессивные действия в отношении Упорова – оскорблял его нецензурной бранью, насмехался над ним, говоря: «Что ты спрятался за полицейских?», угрожал Упорову физическим насилием. Четверо полицейских попытались утихомирить разбушевавшегося Нургалиева и его сподвижников, но их попытки были малоэффективны и безрезультатны. Пользуясь сложившейся ситуацией, Нургалиев отозвал Упорова за угол кафе, где со своими единомышленниками пытался снова применить к нему физическое насилие. Поняв их намерения, Упоров попытался скрыться, но навстречу ему шел Гаврищук, как подумал Упоров, с целью возобновить над ним расправу. Он нанес Гаврищуку несколько ударов рукой в область головы. После чего, другой, неустановленный следствием человек, набросился на С. Упорова, схватил его за ноги и повалил на землю. Увидев происходящее, подбежали полицейские, разняли дерущихся, стали вокруг Упорова и вызвали по рации подкрепление. Но Нургалиев, Рахматулин, Гаврищук и неустановленные следствием лица, прорвались через их окружение и стали избивать Упорова, нанося ему удары кулаками и ногами по туловищу и голове. Упоров потерял сознания. И только по прибытии спецавтомобиля с дополнительным нарядом полиции, толпа стала разбегаться с места происшествия.

Когда прибыла машина «скорой помощи», медики оказали Упорову первую помощь, после чего доставили его в травматологическое отделение городской больницы с диагнозом – закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб, растяжение связок шейного отдела позвоночника, ушиб грудной клетки, ушибленная рана правой кисти. Согласно результатам экспертизы, С. Упорову причинены телесные повреждения средней степени тяжести. Автор этой статьи обращает внимание читателей на то обстоятельство, что в указанных приговорах не дается соответствующая оценка действиям потерпевшего Упорова. Из просмотренной видеозаписи камер видеонаблюдения, установленных снаружи кафе «Бавария», видна вся картина. Упоров, выйдя из помещения кафе на улицу, начинает кидаться на Нургалиева, размахивать руками, но его сдерживает работник полиции. Далее видно, как Упоров наносит Гаврищуку семь ударов кулаком в лицо и в голову, после чего тот падает на землю. При этом, Гаврищук не наносил удары Упорову. Заключением эксперта установлено, что Гаврищуку были причинены телесные повреждения, относящиеся к категории среднего вреда здоровью. Однако следствие и суд расценили действия С. Упорова как необходимую и адекватную самооборону!

Когда свидетели и подсудимые указали на то обстоятельство, что Упоров оскорблял своих оппонентов нецензурной бранью, сотрудник прокуратуры пояснил суду: «Меня посылали и я их посылал»! Упоров говорит, что он не употреблял спиртные напитки, находясь в кафе «Бавария». Однако, согласно справке, выданной врачом-травматологом, в момент поступления Упорова в больницу он находился в состоянии алкогольного опьянения, что также подтверждается показаниями свидетелей. Эти действия сотрудника прокуратуры вызывают у риддерцев вполне закономерные вопросы – почему не наказан Упоров? Имеют ли моральное право чиновники от правоохранительных и надзорных органов посещать разного рода питейные полуночные забегаловки? Или они действительно должны быть ближе к простому народу?! Кстати, необходимо отметить, что в Риддере даже вытрезвителя нет!

Совершенно очевидно, что работники полиции, дежурившие возле кафе «Бавария», оказались не на высоте – они не смогли защитить прокурора Упорова от нападения. Они не смогли предотвратить причинение Упоровым телесных повреждений Гаврищуку. На что- же тогда надеяться простым гражданам? Являются ли для них надежной защитой полиция, а также новые – гуманизированные и декриминизированные законы РК, изданные казахстанскими законодателями?

Данный случай является еще одним неопровержимым доказательством того, что граждане и чиновники Казахстана способны на крайнюю дикость, что нашему обществу и государству еще далеко до уровня высокой культуры, до уровня высокой правовой и политической системы.

Александр Харламов, руководитель правозащитного антикоррупционного агентства «Секрет Сервис», г. Риддер