Страсти вокруг пенсионного возраста женщин

Газета "Flash!"

Впервые мысль о повышении пенсионного возраста для женщин до 63 лет высказали в ходе обсуждения проекта Национального плана по улучшению положения пожилых людей на 2011-2020 годы, разрабатываемого Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте. Председатель Ассоциации пенсионных фондов РК Айдар Алибаев затем подхватил ее. Что интересно, обосновал он свою мысль таким доводом: женщины живут дольше мужчин.


Депутат Мажилиса Светлана Ферхо в интервью одной из местных газет не подтвердила эту информацию, сообщив, что законопроект о повышении пенсионного возраста для женщин в Парламент не поступал. Но, думается, успокаиваться нашим дорогим женщинам рано. Законопроект такой действительно еще не поступал. Но где гарантия, что в один прекрасный день он не поступит? К высказываниям Светланы Ивановны вообще нужно относиться по принципу «Подвергай все сомнению». Недавно она давала свой комментарий по поводу самоубийства учеников в одной из школ Казахстана. Ребята решили уйти из жизни, потому что отморозки из старших классов замучили их ежедневными поборами. Так вот, Светлана Ивановна сказала, что «нужно строго соблюдать устав школы». Вот и все, какой простой рецепт против растущей агрессивности и жестокости в подростковой среде дает депутат Мажилиса!

Гораздо более серьезным знаком, что разговоры о повышении пенсионного возраста женщин – это не пустая болтовня, служит высказывание председателя Национального банка РК Григория Марченко на его недавней пресс-конференции. Вот что сообщила об этом газета «Голос республики»: «Среди других озвученных им заявлений отметим, что г-н Марченко «не видит смысла в увеличении государственного участия» в пенсионной системе. И хотя «система работает достаточно устойчиво», ее, посчитал нужным подчеркнуть он, «можно дополнительно совершенствовать, улучшать». Для этого, в частности, необходимо решить вопросы с «корпоративными пенсионными взносами» и с «возрастом выхода на пенсию женщин».

– Если бы эти два вопроса были решены, тогда устойчивость системы существенно бы повысилась, – заключил глава Нацбанка».

А вот это уже весьма серьезное заявление. Гораздо более серьезное, чем успокоительное интервью мажилисменши. Впрочем, стиль депутата Ферхо давно известен. Так, в феврале этого года во время встречи с работниками УМЗ по разъяснению Послания Президента, ей задали вопрос о снижении пенсионного возраста, хотя бы для работников вредных и опасных профессий. Светлана Ивановна ответила в том же духе – дескать, таких обращений в Парламент не поступало. Вот если поступят, тогда депутаты и будут рассматривать. И как вы думаете, уважаемые читатели, если правительство передаст в Парламент закон о повышении пенсионного возраста, как проголосует депутат Ферхо и прочие депутаты, представляющие «ум, честь и совесть нашей эпохи» – партию «Нур Отан»? Ответ очевиден. При этом и правительство, и депутаты знают, что у нас не Франция. Никаких народных возмущений не будет, население просто «сглотнет» это печальное известие – и все. Промолчат всевозможные женские ассоциации, НПО, кормящиеся на ниве гендерной политики, промолчат партии, профсоюзы. Ведь мы это уже проходили в 1997 году, когда стало известно о повышении пенсионного возраста до 63 лет для мужчин, и до 58 лет для женщин, ликвидации списка профессий №1 и №2, по которым на пенсию уходили в 50, а то и в 45 лет, а также переходе от солидарной к накопительной системе пенсионных выплат. Тогда тоже все прошло тихо и спокойно.

Профсоюзникам не удалось даже собрать подписи среди металлургов, чей пенсионный возраст повышался сразу на 13, а по некоторым специальностям на 18 лет! «Боимся», – отвечали металлурги на предложение всего-навсего поставить своей мозолистой рукой закорючку в подписном листе. Они сделали свой сознательный выбор, и, многие уже находятся там, где боятся совершенно нечего, где всегда тихо и спокойно.

Совершенно понятно, что власти повышением пенсионного возраста для женщин хотят сократить бремя пенсионных выплат. Ведь еще длительный период, для всех, кто начал работать до 1 января 1998 года, пенсия будет состоять из двух частей: гарантированная государством сумма плюс пенсионные накопления. И для выходящих на пенсию сейчас или в ближайшие 5-10 лет, пенсионных накоплений не будет хватать, чтобы покрыть хотя бы гарантированный минимум. Если количество пенсионеров путем повышения возраста уменьшится – это сразу решит проблему.

Поэтому сейчас и идет вброс этой информации и зондаж общественного мнения. Два заявления высокопоставленных руководителей финансового сектора за короткое время – это неспроста. Как и заявление Национальной комиссии по делам женщин. Сами по себе ни Алибаев, ни Марченко не могут инициировать столь серьезные вопросы. Они вбросили камень – и власти смотрят, какие круги пойдут по воде. А кругов пока никаких. Кстати, недавно на одном из интернет-сайтов в порядке дискуссии появилась статья, где высказывается более революционная мысль. Дескать, пенсии вообще нужно отменить. А содержание стариков переложить с государства на их детей. Это, по мнению автора статьи, повысит рождаемость. Т.к люди начнут понимать, что чем больше у них детей, тем спокойнее они будут себя чувствовать в старости. Уж трое – четверо детей как-нибудь смогут прокормить престарелых отца и мать. Вот такие мысли начинают бродить в нашем обществе. А мысли когда-нибудь обретают материальную силу. В этом же плане пополнения бюджета высказаны и предложения к возврату налога на холостяков и налога на бездетность. Прямо трогательная забота об укреплении семьи и повышении рождаемости!

Не дает повода для успокоения и недавнее заявление ответственного секретаря министра труда и соцзащиты населения Тамары Дуйсеновой о том, что пенсионный возраст для женщин повышаться не будет, и министерство такой вопрос не рассматривало. Да, в ближайшее время, наверное, не будет. Ведь в 2012 году должны состояться выборы – и президентские, и парламентские, и маслихатовские. Накануне столь важных избирательных кампаний настраивать против власти как минимум половину избирателей – было бы весьма неразумно. А вот что будет после выборов… Ведь непосредственная начальница Дуйсеновой – министр труда и соцзащиты Гульшара Абдыкаликова высказалась по этому поводу более туманно – мол, пока вопрос только обсуждается. Не зря, не зря пошли все эти разговоры. Просто так в политике ничего не происходит.

А что касается женщин… Ведь мы давно знаем, что наши женщины и «коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут». А еще «накормят они, и напоят, и дадут на дорогу вина». Короче, вынесут все. В том числе и работу до 63 лет. Это, наверное, своеобразная дань уважения и признания заслуг женщин. Тут не возмущаться, а гордиться надо.



Денис ДАНИЛЕВСКИЙ