ОТСТОИМ КОЛОНКИ!

Газета "Flash!"

Усть-Каменогорск.

Лето 2015 года.


Хмурое утро

(фэнтази-сценарий)


Утро. Людская очередь, собравшаяся на каменистом пустыре неподалёку от стадиона «Конденсатор», заметно нервничает. Прошли уже все сроки приезда водовозной машины с питьевой водой, а её всё нет и нет. Кто-то в очереди звонит на работу, оправдываясь за очередное опоздание, другие гадают о причинах задержки, третьи обсуждают последние городские новости и очередные инициативы властей по обеспечению населения города комфортными условиями проживания. В перечне последних значатся уже утверждённые в высоких кабинетах Программы по обязательному подключению частного сектора к таким благам цивилизации как горячая вода и канализация. Но в это утро очередь за водой обсуждает не эти пугающие их перспективы, а приближающееся второе полугодие, в котором «Оскемен-Водоканал» заранее предполагает увеличить цену за поставляемую питьевую воду, в том числе и привозную. Ещё весной им была озвучена цена в 28,54 тенге за литр привозной питьевой воды. Но здесь вмешался АРЕМ, руководство области и города, во главе с новым акимом, переведённым в Усть-Каменогорск из республиканской кузницы управленческих кадров – Южно-Казахстанской области, подключился Совет общественности, и монополист умерил свои аппетиты до 19,987 тенге за литр.

Наконец, в десятом часу по полудни, с двухчасовым опозданием от утверждённого графика, послышался надрывный голос мотора видавшего виды «ЗИЛа», медленно ползущего на гору. Люди, прервав разговоры, быстро схватив в руки вёдра и разномастные ёмкости, выстроились в стройную колонну.

Из кабины подъехавшей машины вышли водитель с заметно опухшим лицом и хмурым взглядом, направленным мимо толпы, и бойкая молодая женщина-кассир, которая, не дожидаясь возмущённых воплей из очереди, начала в зародыше гасить людское недовольство, оправдательной скороговоркой о поломке водозаборного насоса.

Началась торговля водой. Из конца очереди интересовались у уже отоварившихся:

– Как сегодня вода? Холодная? Не как в прошлый раз, когда, видимо, приво-зили вчерашнюю воду, оттого тёплую, затхлую?

Сегодня вода была свежей. Торговля шла бойко. Звенели, блестя на солнце латунным оттенком, двухсоттеньговые монеты, недавно введенные в обращение. Но вот по мере опустошения автоцистерны, послышались недоумённые возгласы:

– Смотрите, в воде тина плавает! А у меня в ведре мальки! Вы где воду набирали! Надо СЭС вызвать!

Продавец перешла в контратаку:

– Вода им не нравится! Завтра вообще не приедем. Вёдра свои мойте, как следует, тогда там ничего и плавать не будет, а то вы их и не ополаскиваете совсем.

При слове «ополаскивайте» толпа взревела от негодования. Люди за последние полгода научились так экономить воду, что от барских замашек ополаскивания почти отучились. Слишком накладно. До них постепенно стало доходить, что их опять провели, привезя воду из сомнительного водозабора, а возможно и просто закачав её из реки, где попутно помыли и автоцистерну.

Однако до линчевания поставщиков воды дело не дошло. Видимо рассудок очереди, взвесив возможные, ещё худшие варианты от такого поступка, решил потерпеть в очередной раз. А что было делать? Идти с пустыми вёдрами покупать воду у немногочисленных зажиточных соседей? Многие и так у них в неотступных должниках числятся. Да и цены у них выше, так как они в стоимость включают и затраты на подключение к водопроводу и тариф по этой сети выше, чем в автоцистерне.

– Ничего, сейчас дома и эту воду прокипятим, остудим, делов-то. Всё лучше, чем переплачивать у частников, так никаких денег не хватит.

Успокаивая себя подобным образом, толпа понуро расходилась по домам…

Возможно ли такое? (быль)

А почему бы и нет, отвечаем мы на собственный вопрос. При определённых раскладах, в недалёком будущем, сюжет может стать и более драматичным, чем приведённый в предыдущей главе. Поясним, наконец, читателю, откуда вообще может возникнуть подобный сценарий.

Это может произойти, если точно будет исполнена в течение ближайших двух лет идея, осенившая начальника департамента Агенства по регулированию естественных монополий (ДАРЕМ) по ВКО Кайрата Уразбаева. Впрочем, очевидно, что областной чиновник только озвучил идею, исходящую из более высоких столичных кабинетов. Суть идеи в следующем: повсеместно ликвидировать городские водоколонки, от которых одни убытки, а их более 200 по городу. Далее, для жильцов частного сектора, неохваченных центральным водопроводом, подвести его ветки, а далее уже жильцы за собственный счёт могут подключиться к центральному водоснабжению. На полученные от подключения деньги можно будет модернизировать оборудование «Оскемен-Водоканал». Жители частного сектора, в свою очередь, обретут недостающий им комфорт проживания. Естественно, за свои деньги.

По бумажной логике очерёдность шагов в этом направлении следующая. Владельцы частных домов посёлков с городских окраин (где сосредоточен в основном частный сектор) подают прошение о подключении к центральному водопроводу в местный КМС. Там обобщают данные о количестве нуждающихся, делают прикидки, составляют черновые проекты и вместе с прошением граждан отправляют предварительные бумаги в акимат города. В мэрии дорабатывают проект, определяют затраты и изыскивают средства на проведение работ. Средства можно получить или за счёт бюджета, или взяв кредит. Затем начинаются работы, прокладка траншей, укладка труб и так далее. Затем уже жители несут свои деньги, за это им прокладывают трубы от магистральных сетей до дома, попутно устанавливая счётчики воды. Полученными от жильцов деньгами расплачиваются с бюджетом или гасят кредит – и все довольны. Одни тем, что избавятся от нерентабельных колонок и потерь, с ними связанных, а также распродажей неликвидных доселе приборов учёта и приобретением новых потребителей воды, приносящих стабильный доход. Главное, что всё это можно сделать за счёт населения. В этом случае, как и по вопросу о модернизации жилья, народ выступит, в конечном счёте, основным инвестором данного проекта. Довольны останутся, по мнению властей, и жители, получившие за немалые для них затраты должный комфорт.

Кстати о прогнозируемых затратах частного сектора. Кайрат Уразбаев на пресс-конференции, видимо, чтобы не отпугнуть потенциальных участников затеи, успокоил их явно несбыточными суммами. Якобы стоить всё это будет сущие пустяки. Тысяч 15 за подводку трубы до дома, ну ещё 2-3 тысячи за прибор учёта. Такие траты могут позволить себе практически все, зато удобства небывалые!

Но вот главный инженер «Оскемен-Водоканал» Евгений Ковалёв, в беседе с автором по этому поводу высказался более осторожно.

– На сегодняшний день (учтите, на сегодняшний!) расценки составляют от 5660 до 8000 тысяч тенге за метр. Постановка прибора учёта – 5 тысяч.

Правда, при этом и он пустился рисовать успокоительные картины.

– Кто-то сам сможет проложить трассу от дома до магистрали. Другие самостоятельно закупят трубы, и тогда весь процесс окажется не слишком дорогим.

Как будто любой может долбить скальный грунт, как на Аблакетке, и якобы трубы из магазина на порядок дешевле труб Водоканала? Вот процесс уже идёт в нескольких посёлках: Самсоновка, Согра, Ахмирово. Сколько же людей откликнулось на возможность подключения? Главный инженер дипломатично отвечает:

– Менее половины (!?), при этом колонки мы пока там не убираем.

Можно представить, какой уже сейчас был бы резонанс, если бы их решились ликвидировать, как предполагается с ними поступить в ближайшем будущем.

Обязательно отстоять!

Именно этой фразой, можно сказать, болью души, прокомментировал надвигающиеся события, глава поселковой власти на Аблакетке Владимир Семёнов.

– Реализация задуманного вполне может привести к резкому нарастанию социальной напряжённости в нашем посёлке. Здесь нужно иметь в виду, что частные строения в посёлке, а их не одна сотня, во-первых, расположены на сложном горном рельефе, на скальном грунте. Во-вторых, изначально посёлок застраивался достаточно хаотично. В нём множество маленьких улиц, переулков, тупиков, пустырей. Проложить здесь ровные, с равным промежутком, линии водопровода не реально, а значит, только считанные улицы попадут под прокладку. Что прикажете делать остальным? Ведь их дома до водопровода будут разделять не считанные метры, а десятки, а где-то сотни. Умножьте такие метры на 8 тысяч, а эта цифра вряд ли останется в таком минимальном виде, и сразу станет ясно, что и половина потенциальных потребителей комфортной воды не в состоянии будет себе этого позволить. А если к этому ликвидировать и колонки, то можно только себе представить, как это отразится и так на более чем скромном «комфорте» населения. Подобные проекты пахнут верхоглядством, и мы будем упорно отстаивать поселковые колонки. Пусть проводят магистрали и подключают к ним тех, для кого это посильно, но при этом общие колонки должны быть сохранены для остальной, и немалой части населения.

К этому можно было бы добавить, что подобные проекты вызовут новый виток расслоения общества. Ещё контрастнее будет обозначен раздел между «успешными» и не очень гражданами. Ещё больше появится зависти и злобы между соседями. Вода – это такой продукт, из-за которого и волнения случаются, особенно это должны знать управленцы с южных регионов, волею карьеры оказавшиеся здесь. Будем надеяться, что все-таки примут оптимально взвешенный вариант по снабжению водой населения, в противном случае нас вполне может ожидать похожий сценарий, и даже более худший, чем приведён в начале статьи.

Сергей МИХЕЕВ