ДЕРЬМО БОЛЬШОГО ГОРОДА

Газета "Flash!"

Всякий город, как и наше жилище, имеют и фасадную и тыльные стороны своего существования. Мы привыкли к тому, что наши «отцы-командиры» постоянно рассказывают о фасадной части города и своих заслугах перед горожанами в обустройстве этих фасадных проектов. Да и видим мы эти «проекты» — фонтаны и скульптуры, гранитные бордюры и содержание футбольных легионеров из заморских стран, а не выходцев из своих дворовых команд — мальчишек нашего города. Иногда к приезду высоких гостей мы видим активность наших чиновников и в элементарном наведении порядка на улицах и площадях. Как в гоголевском «Ревизоре» — и заборы покрасят, ямы и ухабы на дорогах залатают. Дабы глаз начальствующих особ не раздражать да карету, чтобы не трясло!


БЕЗ ОТХОЖЕГО МЕСТА

НЕ ОБОЙТИСЬ!

Теперь о тыльной стороне. Испокон веков человек, прежде чем начинает строить свое жилище, обустраивает источник водоснабжения, т.к. сам на 85% состоит из воды, и обустраивает свое «отхожее место», дабы иметь возможность культурно и без ущерба другим и природе решить вопрос с отходами своей жизнедеятельности.

Урбанизация привела людей в города, одним из которых является наш Усть-Каменогорск. Ну, а одной из систем его жизнеобеспечения и стала структура, которую назвали системой водоснабжения и водоотведения, официально называемая государственное предприятие «Оскемен Водоканал».

Справедливости ради нужно сказать, что эта система сложная в инженерном отношении и дорогостоящая. В Советское время развитием этой системы занималось отраслевое Министерство ЖКХ, партийные структуры всей вертикали управления страной, отраслевые НИИ (научно -исследовательские институты) и специальные лаборатории. В результате такого внимания, в СССР в 80-х годах прошлого столетия была создана одна из лучших в мире материальных баз отрасли водоснабжения и водоотведения территорий городов и сельских поселений.

Отхожие места городских территорий – городские очистные сооружения, только в середине прошлого века получили современные технологии очистки сточных вод, оборудование, сооружения. Стали появляться специалисты этой отрасли. Так город Усть- Каменогорск первые свои очистные сооружения получил в 1953 году, благодаря свинцово-цинковому комбинату, на территории тогдашнего пригорода – в п. Мирный. Они были небольшими по производительности, но и благоустроенная часть городских зданий, снабженных системой канализации, тоже была не велика.

Бурное развитие жилищного и промышленного строительства города в 60 – 70-х годах поставило перед городскими властями задачу расширения мощности очистных сооружений. И вот в 1982 году, после решения Республиканского Совета Министров и Компартии Казахстана, в городе сдали в эксплуатацию на левом берегу Иртыша (чтобы не приносить неудобства горожанам) комплекс биологических очистных сооружений водоотведения производительностью 78 тыс. кубометров в сутки. Это был комплекс, отвечавший всем требованиям природоохранного законодательства и нормативам по показателям очищенных вод перед их сбросом в водоем – реку Иртыш. Они состояли из мощных отстойников, аэротенков, хлораторной, воздуходувной станции, цеха механического обезвоживания осадка, котельной, иловых карт для аварийного сброса и временного хранения илового осадка – продукта очистки сточных вод.

Но тут было заложено две беды, обусловленные нерасторопностью и командно-административным характером cоветско-партийной власти.

Пока партийно-советские чиновники решали вопрос о строительстве городских очистных сооружений, потребовавшихся в результате активной застройки городских территорий, городу уже нужно было очищать не 78, а 120 тыс. м3/ сут. хозяйственно бытовых стоков. Т.е. на момент ввода нового комплекса уже образовался дефицит мощности, покрыть который предстояло специалистам Водоканала. И нужно сказать, что с этой задачей они справились. Ведь в это время коллективом руководил один из авторитетнейших городских специалистов, человек, постигнувший свои «университеты» в сапогах целинника и участника Великой Отечественной войны, Клишин Федор Иванович и его команда молодых и толковых инженеров, многие из которых трудятся в этом коллективе и сегодня.

Второй проблемой этих сооружений стала проблема качества принимаемых стоков.

Получив такой «подарок» – очистные сооружения хозяйственно – бытовой канализации с полным комплектом сооружений биологической очистки, вновь назначенный вместо ушедшего на залуженный отдых Клишина Ф.И., самый молодой в Республике Казахстан начальник Водоканала – Вихрев Валерий Иванович, обнаружил неприглядную картину. Промышленные предприятия города, практически все без исключения, вместе со своими хозяйственно – бытовыми стоками, сбрасывают на городские очистные и большую долю промышленных «грязных» стоков, не прошедших локальную очистку. Плюс к этому – отсутствие в городе системы ливневой канализации провоцировало владельцев городских дорог и дворовых территорий, в случае активного паводка весной или летом после дождя, сбрасывать «грязные» поверхностные воды в системы городской хозяйственно – бытовой канализации. А она технологически не имеет возможности такие стоки очищать от ионов тяжелых металлов, которыми так богат наш промышленный Усть – Каменогорск.

Но административная система государственно – партийного управления городским хозяйством не позволила специалистам отстоять возможность отказа в приеме таких стоков от промышленности. Кто мог в то время противостоять всесильному УМЗ? Минцветмету? Минлегпрому? Да никто! Стране нужны были металлы и промышленность, а не «какие – то «грязные» стоки!»

Проект очистных сооружений, со всей нормативно-правовой базой экологических требований и Законов не предполагали такого «вольного» толкования территориальных проблем и «рекомендовал» продукт очистки городских стоков – иловый осадок, использовать как органическое удобрение на нужды города при благоустройстве городских территорий. Но и тут свое слово сказали контролирующие органы – санэпидстанция и экологи. Они не дали свое заключение на использование такого продукта, имеющего тяжелые металлы и несущего опасность здоровью горожан с тяжелыми последствиями.

Как было много позже законодательно определено, такие отходы классифицированы в России как вещества 3 -го и 4 -го классов опасности. Ежегодно только в России образуется более 147 млн. тонн осадков очистных сооружений коммунального хозяйства (в расчете на сухое вещество). В общем случае, осадки сточных вод (ОСВ) образуются после первичной физико-химической очистки и вторичного отстаивания после биологической очистки (активный ил).

ЧТО ИМЕЕМ И ХРАНИМ

Осадки представляют собой пастообразную органоминеральную массу с содержанием влаги 98-99%. Сухое вещество состоит на 30-40% из минеральных соединений и на 60-70% из органических веществ, представленных углеводами, белками, жирами, лигнином, дубильными веществами и другими соединениями. Несмотря на то, что основная масса осадка имеет природный характер, в его составе присутствуют минеральные и органические соединения антропогенного происхождения. Это объясняется спецификой городских канализационных систем, в которых происходит смешивание городских и промышленных сточных вод. Это соединения тяжелых металлов, органические соединения типа бенз(а)пирена, пестициды, полихлорированные дифенилы, фенолы и т.д. Многие соединения обладают мутагенной активностью. Кроме того, осадок, включая активный ил, – это живой субстрат, представляющий собой скопление различных микроорганизмов и простейших, что создает угрозу паразитарного заражения организма человека. Поэтому использование таких осадков в сельском хозяйстве и благоустройстве городских территорий весьма проблематично.

И что же произошло? Городские сточные воды, пройдя полную биологическую очистку, обеззараживание, механическое обезвоживание до 75% состава по влажности, вынуждены складироваться на карты временного хранения илового осадка, предусмотренные на аварийный случай отказа в работе цеха механического обезвоживания осадка. Площадок этих на территории очистных сооружений 24 штуки, размером каждая 90х33х1,5 м, общей площадью 6,5 га. Высота рабочего заполнения каждой площадки один метр. Не трудно посчитать 100% объем их заполнения, при том условии, что сегодня очистные сооружения, при неработающем цехе механического обезвоживания осадка ежесуточно производят 600 м3 осадка 98%-й влажности (по данным директора «Оскемен Водоканал» Е. Аубакирова, предоставленным редакции газеты). Производительность очистных сооружений сегодня составляет 137 тыс. куб м/сутки. На 1 января 2013 года на 14 иловых площадках размещено 4890 тонн иловых осадков (по сухому остатку). А где же остальной отход этого производства – классифицируемый как вещество с высоким классом опасности? В Иртыше? В не приспособленных для его хранения городских свалках? Или город для его хранения отвел землю и построил полигон по всем правилам хранения такого продукта? Наш вопрос смутил руководство Водоканала, но вразумительного ответа мы так и не получили. Почему? Директор «Оскемен Водоканал» лишь признал, что «эффективная работа очистных сооружений» невозможна без стабильно налаженного вывоза иловых осадков». А куда вывозят? Где сбрасывают? Вопросы эти в прямом смысле жизненно важные. Их почему-то не поднимают ни государственные экологи, ни общественники!

Отсутствие заботы о здоровье наших горожан передалось как бацилла эпидемии от старой власти к новой. Ведь это же надо было додуматься – разместить в санитарно – защитную 3 -х километровую зону очистных сооружений несколько десятков тысяч дачных участков, на которых наши горожане те только «работают», но и дышат всякими меркоптанами и прочими продуктами технологической деятельности городского отхожего места! А новая власть теперь еще и разрешила строительство ИЖС в этой зоне, прописку в дачных домиках переселенцев из сел и аулов, да и для оралманов выстроила под боком этого отхожего места целый поселок – приезжайте к нам, живите, дышите!

ТАК ЧТО ЖЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ВОДОКАНАЛА ДУМАЮТ

ПО ЭТОМУ ПОВОДУ?

С момента развала СССР и начала интеграции независимого Казахстана в мировое сообщество, стали ужесточаться и экологические требования к Законодательству нашей страны в части обращения с отходами производств.

В 2010 году по программе «Дорожная карта», наконец – то, Правительством страны было выделено немалое количество средств на модернизацию водопроводно – канализационного хозяйства, собственником которого является городская власть. Тут бы и подумать о столь серьезной проблеме нынешним руководителям города и Водоканала. А они и «подумали».

Составив техническое задание на Проект реконструкции очистных сооружений, пальму первенства в модернизации технологии очистки сточных вод они решили передать почему – то польским специалистам – проектировщикам, которые не «котируются» в мировом сообществе по данной тематике. Но самое – то главное! Они забыли внести в техническое задание проблему утилизации иловых осадков – отхода технологического производства городского комплекса! Проект прошел экспертизу в Республиканских экспертных органах и там не вызвал ни у кого вопроса – что делать с вредным для здоровья горожан осадком?

Справедливости ради нужно отметить, что подобной проблемой «больны» все промышленно–развитые территории поселений на всем постсоветском пространстве. Это отсутствие технологий по переработке этого вида отходов. Отсутствие свободных территорий рядом с комплексами очистных сооружений для строительства специальных полигонов по хранению этого вида отходов без загрязнения подземных вод и воздушной среды городских территорий. А возить такие отходы куда – то далеко, это значит увеличивать финансовую нагрузку на горожан, представляя им и без того высокие тарифы на услуги Водоканала.

А как обстоят дела по этому вопросу в нашем ближнем и дальнем зарубежье? Мы поинтересовались у специалистов и получили такую информацию.

В настоящее время, как в России, так и в Европе основная масса осадков сточных вод складируется на иловых площадках, отвалах и т. д. (см. таблицу).



Распределение методов утилизации осадков очистных сооружений в Европейских странах


Санкт-Петербургский Водоканал, при поддержке Правительства РФ и Европейского сообщества уже в течение 20 лет закупает импортное оборудование по технологии сжигания этого вида отходов, как низкокалорийное топливо, и проводит на нем эксперименты по утилизации этого отхода. Оборудование таких станций в России не производится и стоит очень дорого. Но и российские ученые не остаются в стороне от этой проблемы и пытаются ее решить. Ставится задача получить технологию более дешевую, чем импортные, но с качеством продукта переработки, отвечающим мировым требованиям.

НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ –

А ЗАЧЕМ ОНА НАМ НУЖНА?

В Институте катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск) разработан низкотемпературный метод каталитического окисления различных топлив и отходов в псевдосжиженном слое, который позволяет исключить большинство недостатков традиционных способов сжигания. Данная технология позволяет сжигать и иловый осадок очистных сооружений при его влажности не менее 75%, что дает возможность проводить процесс окисления в автотермическом режиме, т.е. без затрат дополнительного топлива; снизить габариты и металлоемкость аппаратов в сравнении с импортными аналогами более чем в 15 раз; ликвидировать или резко уменьшить образование газовых выбросов, загрязненных токсичными органическими веществами, в том числе диоксинами, оксидами углерода, азота и серы.

Практической ценностью такого проекта являются следующие факторы:

Первое – экологическая составляющая проекта, которая обеспечивает рациональное управление городскими отходами и дает снижение экологической нагрузки очистных сооружений на городскую среду.

Второе – проект является социально значимым, позволяет снизить тарифную составляющую по коммунальным платежам потребителей услуги водоотведения и очистки.

Третье – более высокие показатели технической и экономической эффективности проекта по сравнению с зарубежными аналогами.

Четвертое – получение в результате утилизации осадков товарных продуктов в виде тепловой или электрической энергии и золы, которую можно использовать для производства строительных материалов.

Пятое – проект позволяет утилизировать не только вновь образующиеся отходы, но и уже накопленный ил, что дает возможность высвободить значительные земельные участки и улучшить экологическую обстановку в районе очистных сооружений.

Знают ли наши специалисты об этой технологии? Оказывается, знают, как следует из письма главного инженера «Оскемен Водоканал» Е. Ковалева. Знают, но не принимают никаких мер к изучению этого опыта. А ведь этой проблемой в г. Омске занимается наш старый знакомый и земляк, бывший директор Усть-Каменогорского Водоканала, которым он руководил около 15 лет, Вихрев Валерий Иванович. Мы связались с Валерием Ивановичем по телефону и услышали от него, что он этими вопросами занимается уже несколько лет вместе с учеными из Новосибирска.

В их проекте за базу взяты очистные сооружения г. Омска, которые имеют гораздо большую производительность, чем в Усть-Каменогорске, но ту же технологию очистки сточных вод. Решение данной проблемы в Омске активно поддерживается не только самим Водоканалом, но и администрацией миллионного города и инновационной комиссией регионального отделения Партии «Единая Россия». И уже сейчас в НПО «Мостовик», в котором работает Валерий Иванович, и которое взялось за разработку и внедрение в производство запатентованной технологии, перешли от научно-исследовательских работ к практическому внедрению новой технологии. Я поинтересовался у Валерия Ивановича:

– Вы готовы поделиться со своими земляками своими наработками?

– Конечно, – ответил он, – если у них к этому будет желание, и они не будут сидеть и ждать, кто бы за них взялся за решение данной проблемы. И не станут дожидаться скандала с трансграничным загрязнением бассейна реки Иртыш, протекающей по территории Казахстана и России!

А ведь он прав, господа градоначальники и специалисты Водоканала! Но, похоже, что власти делают вид, что никакой проблемы не существует. Это психология временщиков: после нас – хоть потоп. Пусть даже это будет потоп дерьма. Да захлебывайтесь вы в собственных фекалиях! Нас – то, чиновников, здесь уже не будет!

А что скажете Вы, уважаемые читатели?

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ