НАС ЗАТОПИТ?

Газета "Flash!"

Паводковая угроза – одна из основных тем, которые муссируют и на кухне, и с высоких трибун. Похоже, что, несмотря на все заверения официальных лиц о контроле над ситуацией, не все гладко в реальности. Оттепель, случившаяся 1-7 марта, это показала наглядно. Положение в ВКО и Усть-Каменогорске серьезное.

По этому поводу Восточный Казахстан даже посетил министр по ЧС РК Владимир Божко. С рабочей группой он объездил близлежащие районы – Кокпектинский и Глубоковский, побывал в селах Зимовьё и Секисовка. До дальних мест, правда, не добрался, но и там, где побывал, картина оказалась достаточно убедительной. Высота снега – до трех метров! И если таять он будет не постепенно, а внезапно, как в начале марта, то, похоже, беды не избежать. Сводки с мест это подтверждают. После мобильного вояжа В. Божко провел совещание – видеоконференцию с руководителями всех районов ВКО. И вот что выяснилось. В Катон-Карагайском районе уже смывается паводком село Шынгыстай, и районный акимат запросил у министра дополнительно 180 млн. тенге «на противопаводковые мероприятия». По уверению чиновников из других районов, у них тоже закончились деньги на эти цели. Возникает резонный вопрос: или средств изначально выделили на самом деле мало, или в районах, пользуясь случаем, решили «откусить кусочек республиканского пирога»? Что-то пустить на борьбу с наводнением, а кое-что тихонько списать «на борьбу с паводком»? Очевидно, г-н министр и сам кое-что заподозрил в таких навязчивых просьбах, что даже дипломатично пошутил:

– Мы, казахи, всегда просим верблюда, зная, что и барана нам тоже хватит…

Правда, В. Божко после шуток высказался достаточно серьезно, пообещав, что государство не оставит в беде своих людей:

– Поймите, бюджет страны, и бюджет ЧС не безразмерен. Школы надо строить, дороги, жилье, больницы, да и телевидению с прессой тоже деньги давать надо… Но мы учтем все пожелания, постараемся помочь. Власть, страна не пожалеет денег на защиту населения.

А защищать от стихии нужно. В Курчумском районе около 500 домов под угрозой подтопления. Там для борьбы с паводками уже созданы группы экстренного реагирования. В Урджарском районе толщина льда на реках от 0,5 до 1,5 метров, а высота снега доходит до 3,5-4 метров. Местные руководители уверяют, что изрядно промерзла и земля. А при этом тающей воде просто некуда будет уходить, и она, естественно, будет разливаться, захватывая все на своем путь – и деревни, и поля. В Усть-Каменогорске уязвимых мест 27. Прогнозы пока предварительные. В числе «самых уязвимых» – опять река Моховка и ручей Безымянный в Согре. Их с незавидным постоянством разливает каждую весну, они подтопляют окрестные дома, и жителей эвакуируют в ближайшую школу. Вроде бы и русло углубляют, и берега укрепляют, но, видимо, недостаточно. Опасным названо все правобережье р. Ульба. Есть тревожные сигналы из посёлка Красина и Аэропорта.

Самой главной задачей В. Божко назвал своевременное оповещение населения: в СМИ, через громкоговорители, и особенно, радио для автомобилистов. И решать ее должны в департаменте по ЧС.

Недельная же оттепель в Усть-Каменогорске показала слабую подготовленность коммунальных служб. Снег, по возможности, с центральных улиц, старались вывозить грузовиками. Но ливневая канализация, как всегда, не справлялась с объемами талой воды, поэтому многие улицы и тротуары оказались совершенно затоплены. Хуже всего чувствовали себя пешеходы: либо страшный гололед, либо глубокая лужа. Идти некуда, и выбор невелик. Песком коммунальщики не подсыпали ни трассы, ни пешеходные дорожки. На улице Михаэлиса, в районе гастронома «Ромашка» в образовавшемся озере 7 марта завязли автомобили, и просочившаяся вода проникала даже в салоны машин. Но, видимо, акиматовские автомобили этим маршрутом не ездят, поэтому все «подтонувшие» автовладельцы и пешеходы решали проблемы самостоятельно. Маленький, но пример: спасение утопающих – дело самих утопающих!

Сергей ВАСИЛЬЕВ