ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ НА СТАРТЕ

Газета "Flash!"

Как известно, 27 ноября 2009 года в столице Беларуси Минске состоялось заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕвраАзЭс). По итогам переговоров подписан пакет решений, определяющих работу нового экономического объединения – Таможенного Союза (ТС).Главы Беларуси, России и Казахстана договорились о создании ТС, который подразумевает снятие таможенных ограничений. Ключевым моментом является введение единых таможенных пошлин. В целях разъяснения новой таможенной политики в Усть-Каменогорске 11 июня было проведено расширенное заседание Политического клуба по данной тематике. В проводимом заседании приняли участие заместитель акима области Ермак Салимов, руководители областных управлений предпринимательства и промышленности, налогового комитета, таможенного контроля, пограничной, миграционной и консульской служб, представители бизнеса, политический партий, неправительственных организаций, пресса.

Целью заседания стала выработка рекомендаций по проведению разъяснительной работы среди населения о преимуществах ТС, организации широкого информирования общественности о целях и задачах ТС, а также выработка предложений по реализации новой таможенной политики в ВКО. Отталкиваясь от главной цели заседания, попытаемся уяснить для себя, что нам следует ожидать от вступления в ТС. Начнем с предыстории.



Советский опыт



Вспомним недавнюю историю. Экономика бывшего СССР изначально выстраивалась на базе самой широкой кооперации. Используя позитивные предпосылки развития, заложенные в плановом, директивном хозяйствовании, советской экономике удалось преодолеть пропасть отставания от промышленно развитых стран в рекордно короткие сроки. Создать мощный промышленно-индустриальный потенциал. И немалую роль в этом сыграл принцип интеграции, кооперирования хозяйственных связей, который был на тот момент самым высоким в мире. Всё это, вместе с едиными правилами хозяйствования, правовыми нормами, стандартами, налогообложением, единой валютой, свободным манёврированием финансовыми и трудовыми ресурсами – и помогло создать единое экономическое пространство на 1/6 части суши нашей планеты. Причем, пространство достаточно эффективное и конкурентоспособное – что бы сейчас не говорили. Рекордная индустриализация, Победа во Второй мировой войне, лидерство по многим высокотехнологичным отраслям и т.д. из Истории не выкинешь. Именно успешный советский опыт по интеграции оказал решающее значение для экономических реформ в развитых странах. А в Европе, не ограничившись этим, пошли дальше в деле объединения, придя не только к экономической, но и правовой, и политической общности в виде ЕЭС.

Конечно, и тогда существовали проблемы, связанные в первую очередь в просчётах планирования, малой оперативностью изменения ассортимента товаров, его качества, отдельных срывов поставок, недостаточного стимулирования и прочее. Но в целом, все эти издержки и недоработки с лихвой перекрывались выше перечисленными позитивными факторами. СССР не был сырьевым придатком, как принято считать сейчас. Он экспортировал и высокотехнологичную промышленную продукцию: от станков, самолётов, кораблей до товаров народного потребления, при этом почти полностью покрывая собственную товарную потребность. И это было возможно, повторимся, во многом благодаря широкой интеграции и кооперации.



Интеграционный коллапс

С развалом СССР и переходом на рыночные рельсы, мгновенно стала деградировать и экономика постсоветских независимых государств. Немалую роль, помимо других причин, сыграл и разрыв прежних хозяйственных связей между предприятиями и отраслями некогда единого экономического механизма. Возникновение искусственных экономических барьеров в виде таможенных пошлин, разного налогообложения, валют, правовых норм и другое, сделали своё чёрное дело. Это все пагубно повлияло на ценообразование собственных товаров, и, в конечном счёте, на рентабельность производства и на конкурентоспособность. Произошло сползание некогда промышленно развитой и во многом самодостаточной экономики в разряд сырьевых придатков развитых стран, в полную зависимость от импорта. Такая экономическая структура вызвала опасную социальную напряжённость в обществе, его расслоение, безработицу и многие другие негативные факторы. В выигрыше от такой «новой экономической политики» остались лишь предприниматели, занимающиеся на отечественных рынках продвижением и перепродажей импортных товаров и лоббистские круги во властных структурах, покрывающие эту товарно-спекулятивную направленность в экономике. Плюс к ним – ещё и зарубежные товаропроизводители, радостно взирающие на нашу экономическую немощь. Страны бывшего СССР всё более стали напоминать по своему развитию государства так называемого «третьего мира» с их «банановыми республиками». Интересно, такое ли «развитие» видели «реформаторы» из Беловежской пущи и их советники и «наушники»? Впрочем, в достаточном ещё количестве находящиеся и поныне на руководящих постах и, думается, сделающих ещё немало в деле дискредитации интеграционных процессов.



Прорыв

Надо в этой связи отдать должное в первую очередь Президенту РК Н.А. Назарбаеву. Он увидел опасный для страны и общества перекос в общественно-экономическом развитии, первым на постсоветском пространстве забил в набат тревоги. Именно его настойчивость и инициативы в продвижении к интеграции и сотрудничеству сделали возможным прорыв на этом направлении. И первым весомым кирпичом в основании этого интеграционного начала можно считать зарождающийся ТС.

Идея нового союза состоит в том, чтобы, наконец, перейти от зачастую формальных и декларативных намерений о сотрудничестве, чем нас потчевали с 1991 года, к реальному наполнению подобных намерений. Всем уже давно ясно, что многие механизмы взаимодействия в политической и экономической сферах, в рамках аморфного СНГ не работают едва ли ни с самого зарождения этой квазиорганизации. Двусторонние же соглашения не дают должного эффекта из-за ограниченности и узости масштаба, или из-за противоречий по договорённостям с третьими странами. Новый же союз предоставляет широкие возможности для развития экспортно-импортного, по сути льготного, не обременённого пошлинами товарооборота, на территории в 20 млн. квадратных километров и населением в 170 млн. человек.

Какие же дивиденды, видимые даже невооружённым взглядом, можно ожидать от ТС? Снижение стоимости продукции, производимой на кооперативных началах внутри Союза. И не только на неё. Чисто экспортно-импортный поток из России, Беларуси и обратно, освобождённый от уплаты пошлин, транзитного складирования, простаивания на время оформления документов, также будет способствовать ценовому оздоровлению. Сюда же следует отнести и сокращение бюджетных расходов на содержание таможенного аппарата с его зарплатами и иногда небезгрешной деятельностью. Увеличивается скорость прохождения товара, избавленного от множества сверок, перепроверок, досмотров и других разрешительных актов. Это всё первичные плюсы ТС. Куда более значимый эффект должен произойти в дальнейшем от развертывания и притока инвестиций в промышленный сектор экономики. А он по определению неизбежен. К этому его подталкивает разность ставок НДС в 18% в РФ и 12% в РК. Таким образом, нашим бизнес-союзникам будет выгоднее развёртывать производства в Казахстане, неся при этом пониженные налоговые затраты. Конечно, со временем эти ставки будут нивелироваться, но есть возможность вовсю использовать этот предоставленный шанс для притока инвестиций.

Теперь о косвенных экономических преимуществах. Можно привести несколько конкретных примеров.

Одна небольшая фирма в нашем городе обязалась поставлять буровое оборудование для рудников. Начали завоз изделий (штанги и буровые насадки к ним) из КНР. Однако, быстро выяснилось, что они (как и большинство другой продукции из Поднебесной) низкого качества и первичная дешевизна оборачивается дополнительными убытками. Тогда изловчились завозить б/у изделия из Кемеровской области и на месте, в подпольных условиях, сдирая ржавчину, шлифуя и покрывая изделия «кузбаслаком», выдавать оборудование как новое и реализовывать его на местных рудниках. При этом все, кроме налогового департамента, были довольны. Ведь российские изделия, даже далеко не первой свежести, оказались дешевле и главное – более приспособленными и износоустойчивыми, чем китайские. Теперь, надеемся, такие схемы поставок уйдут в прошлое, так как появятся условия закупать новое, а не старое оборудование.

Бытовой пример. Возникла нужда поменять редуктор к газовому баллону для плиты. На рынке сейчас есть в наличии редукторы как белорусского, так и китайского производства, неотличимые по внешним признакам. Первые стоят 1200 тенге, вторые 1000. Но покупатель не пытается сэкономить эти 200 тенге, а берёт белорусское изделие. С газом не шутят! А ведь за него сейчас дважды уплачено на границах. Но появляется в дальнейшем возможность реально экономить не теряя в качестве. Подобных примеров множество, если задуматься и приглядеться.

Ещё более насущным является вопрос о большей прозрачности границ. Союз подразумевает более быстрое и свободное прохождение товаров, капиталов и трудовых ресурсов через границы. Безвизовый режим действующий сейчас это, конечно, хорошо, но неплохо было бы его дополнить более легкими и свободными регистрационными правилами. А то ведь странно получается. Товары будут перемещаться беспрепятственно, а люди, как прежде толпиться в огромных очередях, боясь не опоздать с регистрацией в 5-дневный срок. А ведь по таким бытовым примерам будет судить обыватель о полезности и нужности Союза. Поэтому правовая общность, доступность и свобода должны неотступно двигаться за экономикой.

Всё вышеперечисленные примеры и предложения – лишь небольшая часть того прорыва, которого мы ожидаем. Но как скоро он наступит?



Сомнения

Рядовые граждане зачастую подобны Андрону – герою повести А.Иванова «Тени исчезают в полдень», который по любому поводу говорил: «Сомневаюсь я, однако». Их сомнения в отношении ТС, к сожалению, далеко не беспочвенны. Мол, краснобайствуете вы о молочных реках в будущем, а платить по новым унифицированным ценам (они же частично российские) и за подорожавшую китайскую продукцию нам придётся с самого начала. Когда ещё придут новые инвестиции? Пока заработают, мы обнищаем окончательно. Лучше уж дешёвая китайская синица в руках, чем призрачный российско-белорусский журавль в небе. Подобные упаднические настроения раздуваются сейчас в обществе кругами, пристроившимся безбедно на торгово-спекулятивной ниве с восточным соседом. Их понять можно, они многое потеряют. Но надо же когда-то кем-то и чем-то жертвовать во имя большинства. Выравнивание цен неизбежно приведёт к переориентации бизнеса к курсу развития собственного производства, а это обернётся новыми зарплатами, повышением покупательской способности населения, наполняемости бюджета налогами и т.д. Главное сейчас избежать саботажа явного или скрытого по отношению к ТС. Ясно одно, чем дольше будем разворачиваться, увязая в буквоедстве законодательства, волоките, нерасторопности госорганов, безынициативности, шараханьях в сторону и перетягивании квотных льгот и т.д. – то обязательно дискредитируем в глазах населения сам Таможенный Союз и всё, что с ним связано. Главное – побыстрее пройти теневой участок пути с частичным видимо повышением цен и тарифов на некоторые товары и услуги, и добраться до положительных результатов от деятельности ТС. Как удастся преодолеть этот маршрут – зависит от всех нас. Появился шанс в Союзе стать более сильными и независимыми от внешних катаклизмов мировой экономики. И воспользоваться этим шансом – наша задача. А то можно окончательно рухнуть под напором импортной интервенции, новый виток которой уже не за горами. Кризис уже сильно ударил по потреблению на Западе, прежде всего. И куда прикажете девать китайские производственные мощности и тот вал ширпотреба, производимого на них? Уже понятно, что возвращения к кисельным кредитно-потребительским берегам в ближайшее время в мире не произойдёт, а уже выпущенную и планируемую к выпуску продукцию надо как-то сбывать. И если этот барахольный вал обрушится на нас, он попросту смоет те жалкие плотины экономической самостоятельности, которые ещё остались, и окончательно добьёт отечественного товаропроизводителя. Вот в этих целях и нужен Таможенный Союз. Как средство для укрепления собственного производства. И надо пропускать мимо ушей вопли псевдопатриотов о потере экономического суверенитета и экспансии северного соседа. Об этом им надо было раньше кликушествовать, когда широким жестом по бросовым ценам сдавались в управление, аренду и концессию целые отрасли производства, включая стратегические. И по чьим правилам мы нынче живём, не по энерготрейдовским ли?

Взвесив за себя и своё будущее все аспекты от реализации ТС, надо действовать и надеяться на прорывные изменения к лучшему, а не сидеть в одинокой норе, зарастая мхом и скоропортящимся импортным ширпотребом.



Сергей МИХЕЕВ