ЮГ – ВОСТОК: ЧТО ИЩЕТ НАРОД В КРАЮ ДАЛЁКОМ?

Газета "Flash!"

«Где родился – там и пригодился» — нынче эта поговорка уже не совсем соответствует действительности.

Вместо того, чтобы развивать экономику всех регионов страны, и подтягивать уровень отстающих областей к планке промышленных и аграрных лидеров, правительство пошло совсем по другому пути: решило организовать великое переселение народов.

Замысел таков: из тех областей, где населения в избытке, а рабочих мест, наоборот, не хватает, переселить в те регионы, где есть потребность в рабочей силе.







НЕМНОГО ИСТОРИИ

Переселения с экономическими целями организовывались и раньше. Из истории известно о столыпинской аграрной реформе начала XX века. Тогда глава правительства царской России Столыпин решил переселить крестьян в Сибирь и наделить их землёй, которой за Уральским хребтом было в избытке, и, главное, она не находилась в частной собственности у помещиков. Таким способом он хотел образовать в царской России новый класс фермеров. Однако ничего из этой затеи не вышло. Тысячи семей переместились на Восток, но фермерами, в силу своего тягостного материального положения, так и не стали, не получили и обещанную государственную поддержку. Зато была разрушена крестьянская община, на которой держалась вся жизнь на селе. Крестьянство стало ещё беднее, и составило основную базу будущей социалистической революции, произошедшей через несколько лет после столыпинской реформы. Так что, ни кто иной, как Пётр Аркадьевич, так чтимый нынешними российскими властями, внёс свой вклад в последующие «великие потрясения».

Об эвакуации в годы Великой Отечественной войны не будем говорить – она была вызвана фашистской агрессией. А вот послевоенные крупные переселения были обоснованы конкретными целями. Так, Казахстан принял сотни тысяч переселенцев, приехавших на освоение целинных земель. Люди ехали на строительство крупных промышленных гигантов, возведение гидроэлектростанций, прокладку железнодорожных магистралей. Перемещение крупных людских ресурсов было полностью обосновано.

КУДА И ЗАЧЕМ ЕДЕМ?

Почему же сегодня власти призывают народ сниматься с насиженных мест и ехать за тридевять земель уже в условиях независимого Казахстана? Крупных строек в тех регионах, куда им предлагают выехать, вроде бы, не намечается. Главная цель куда скромнее и чисто прагматическая – снизить социальную напряжённость, вызванную безработицей и безденежьем.

Посмотрим, как эта цель воплощается в жизнь. В нашей области для переселения в рамках программы «Дорожная карта занятости – 2020» определен город Риддер. По данным и.о. руководителя управления координации занятости и социальных программ ВКО Сауле Мырзабаевой переехали в Риддер 59 семей общей численностью 200 человек из Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской, Карагандинской областей, городов Актау и Петропавловск. Удивительно, как в этот список попал город Петропавловск? Ведь в Северо-Казахстанской области стремительно снижается население, и аким этого региона заявил, что власти готовы принять тысячи переселенцев из южных областей страны. Зачем же жителю СКО переселяться в ВКО, если в своём регионе кадров не хватает?

Из 200 переселившихся в Риддер 96 человек в трудоспособном возрасте. Программой предусмотрено, что трудоустроить должны хотя бы одного члена семьи, т.е., как минимум 59 человек. Реально трудоустроено 72 человека.

Какие же специалисты прибыли в город горняков, и какие рабочие места они заняли? Большинство приехавших – учителя. В учреждения образования устроились 35 человек. Это учителя казахского и английского языков, физкультуры, истории, труда, педагог-психолог. Прибыло также 8 медицинских работников. 11 человек трудоустроены в бюджетные организации. На прочие специальности – 6 человек. Это электрогазосварщик, программист, водитель, электромонтёр, горный инженер. Кстати, данные по трудоустроенным, предоставленные областным управлением координации занятости и социальных программ и городским акиматом Риддера — существенно расходятся. Если в управлении говорят о 72 трудоустроенных переселенцах, то в акимате всего лишь о 60. Кому верить? Наверное, более точные сведения у акимата, ведь местный орган власти всё-таки находится на месте событий.

Возникает вопрос – а зачем нам учителя и врачи, а тем более работники бюджетных организаций, приехавшие из таких далёких краёв? Ведь у нас педагогов готовят в Восточно-Казахстанском государственном университете, а медиков – в Семейской медицинской академии. Получается, что принимаем приезжих, а свои выпускники без работы остаются?! А им куда деваться – в Южный Казахстан ехать, что ли? Разумно ли устраивать такие встречные потоки переселенцев, государственный ли это подход?







ГДЕ РАБОЧИЕ И КРЕСТЬЯНЕ?

Эта программа вроде бы должна решить проблему наиболее востребованных и дефицитных кадров. Поскольку у нас регион промышленный, то и кадры нужны в основном для промышленности. Логично предположить, что из южных областей к нам должны были приехать именно такие кадры. Но из трудоустроенных 60 человек в общей сложности 54 – это учителя, врачи и бюджетники!

Градообразующее предприятие в Риддере – это Риддерский металлургический комплекс ТОО «Казцинк». Нуждается ли металлургический гигант в специалистах из других регионов страны? Управляющий директор по устойчивому развитию ТОО «Казцинк» Андрей Лазарев проинформировал редакцию нашей газеты, что в 2014 году в подразделения компании, расположенные в г. Риддер было принято на работу 568 человек, из них 10 – иногородних. В 2015 году трудоустроен 191 человек, из них всего один из другого региона.

Андрей Павлович обращает внимание, что из приведённых цифр видно, что текучесть кадров в ТОО «Казцинк» снижается.

«Это объясняется стабильностью нашего производства, конкурентным уровнем зарплаты и социальной защищённостью персонала. Имеющуюся текучесть мы закрываем за счёт трудоустройства жителей г. Риддер и близлежащих населённых пунктов», — сообщает Андрей Лазарев.

Получается, что предприятия «Казцинка» не особо нуждаются в переселенцах из других регионов страны. Тогда зачем вообще Риддер был включён в эту программу? Кто принимал такое решение и зачем?

Ведь на переселение выделяются немалые средства из бюджета. Как сообщает заместитель акима г. Риддер Данияр Дюсембаев, переселённым гражданам предоставлены следующие виды государственной поддержки: арендное жильё, выплачены субсидии для возмещения расходов на переезд: для переселенцев из других областей – 50 МРП на главу семьи, и на каждого члена семьи по 35 МРП. Предусмотрены субсидии и для переселенцев внутри области: по 35 МРП на главу семьи, и по 15 МРП на каждого члена. Всего в 2015 году на субсидии было выделено 6 679 000 тенге, в 2016 году планируется 3 012 000 тенге.

Для переселенцев построено пять 60-квартирных домов за счёт средств программы «Дорожная карта занятости – 2020» и программы развития моногородов. Если бы молодым учителям и врачам нашей области сразу предоставляли квартиры – неужели они не поехали бы работать в город Риддер? И никаких переселенцев не нужно.

Имеются вакансии в Риддере и в нынешнем году. По данным заместителя акима города Данияра Дюсембаева по состоянию на конец января в отдел занятости было подано 120 вакансий. 38 – по образованию, 36 – по здравоохранению, 6 – в сфере ЖКХ, 17 – по госучреждениям, 4 – в торговле, 18 – прочие специальности. Прогноз на 2016 год – будут нужны 57 медработников, 39 педагогов, 2 технических работника. Мы видим, что основная потребность вновь в педагогах и врачах, которых готовят местные ВУЗы. Так может быть уделить внимание трудоустройству выпускников этих ВУЗов?

Кстати, и жильё для них в городе Риддер имеется. Пять домов по 60 квартир – это 300 квартир. Переселились 59 семей. Ещё 114 квартир в этих домах, по информации городского акимата, предоставлены сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей. Итого 173 квартиры. Остаётся больше половины. Хотя Данияр Дюсембаев информирует о том, что не заселены в этих домах всего 30 квартир. «В них планируется заселение граждан из населенных пунктов с низким потенциалом экономического развития ВКО». Интересно, что строчкой выше Д. Дюсембаев сообщает, что «переселение специалистов в г. Риддер в настоящее время приостановлено в связи с отсутствием жилья». А как же 30 пустующих квартир?



ПЕРЕСЕЛИТЬСЯ МОЖЕТ ЛЮБОЙ

Да, много путаницы и много неясностей в этой программе переселения. Получается, что переселение организовано ради переселения. А не ради действительного экономического эффекта. Да и отбор претендентов проводится как-то странно. «Отбор на участие в переселении производится по заявкам работодателей. Собеседование работодателей с претендентами осуществляется в режиме он-лайн. После отбора работодателем они включаются в число участников программы переселения» — сообщает и.о. руководителя управления координации занятости и социальных программ ВКО Сауле Мырзабаева. Поговорили по скайпу, и уже всё, можно ехать, получать квартиру и подъёмные? На любую работу и в любую организацию?

А почему не определены именно те специальности, по которым и нужно приглашать переселенцев? Такая информация, кстати, есть. В справке по карте занятости, подготовленной ведомством Сауле Мырзабаевой, говорится, что «будет испытываться недостаток трудовых ресурсов в квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных организаций, квалифицированных работниках сельского, лесного, охотничьего хозяйств, в операторах, аппаратчиках, машинистах, слесарях-сборщиках, в работниках сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства. Наибольший спрос имеется на квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных организаций и составит в 2015 году– 2401 человек, в 2016 году – 1945, в 2017 году – 2400». Наверное, целесообразнее было бы переселять из других концов страны именно таких специалистов. Но в программе говорится, что переселяться может любой, независимо от профессии и места проживания. Разумен ли такой подход?



ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ

На недавней пресс-конференции заместителя акима области Дуйсенгазы Мусина говорилось о том, что главная задача на сегодня в сельском хозяйстве – это вовлечение неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в оборот. А таких пустующих земель в ходе инвентаризации у нас в области было выявлено почти миллион гектаров! Сейчас эти земли готовы предоставить даже в аренду иностранцам на 25 лет! Пустует и почти 50 тыс. гектаров орошаемых земель. Их также будут предоставлять в пользование на аукционах. Вот где пригодились бы руки переселенцев из южных регионов. Ведь крестьяне — южане – это в большинстве своём овощеводы. Вроде бы и переселение в сельскую местность также запланировано в рамках программы. Так, в перечень для переселения вошли 14 районов области, 42 сельских округа. «Также готовы к предоставлению переселенцам 643,8 тыс. га пастбищ, 13,3 тыс. га пашни и 208,2 тыс. га земельных угодий для сенокоса» — сообщается в справке управления координации занятости и социальных программ. Но результаты весьма скромные. В Уланский район переселились 24 семьи, в Тарбагатайский – 56. Вот и всё. Что это – нежелание переселенцев ехать в сельскую местность, или недоработка наших чиновников?

Да, программа переселения может сыграть свою роль в оживлении экономики и снижении социальной напряжённости, если подходить к ней не формально, а с государственных позиций. А пока, судя по результатам в нашей области, получается простое кочевание народа с место на место. И пустая растрата народных денег. Так, по подсчётам ВК областного управления координации занятости и социальных программ потребуется дополнительное финансирование в рамках программы «Дорожная карта занятости – 2020» в сумме от 1,8 млрд. тенге до 7,1 млрд. Основные затраты – это строительство жилья для переселенцев и субсидирование затрат на переезд. Вот и посудите сами – эффективно ли будут потрачены эти громадные деньги?

А пока эта программа вызывает недовольство тех семей, которые переселились в города ВКО из умирающих сёл ещё в конце 90-х – начале 2000-х годов. Они на свои скромные сбережения купили дачные домики, и до сих пор там живут. Сами, своими силами, зацепились в городе. В дачном кооперативе «Титан», что в поселке Новая Согра областного центра, например, проживают более 500 таких семей. Они задают вопрос: «Почему нам никто не помогал, а теперь помогают и оралманам, и переселенцам с юга Казахстана? Чем мы хуже?». Вопрос вполне резонный. Но он остаётся без ответа.



Денис Данилевский