НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ ПО ПОВОДУ ЯЗЫКОВ

Газета "Flash!"

«У нас трехъязычие. Казахский – государственный – все должны изучать. Русский язык, как язык межнационального общения – обязательный, и английский язык, через который мы общаемся со всем миром, язык технологий и инноваций». Из недавнего выступления президента РУ Н. А. Назарбаева.

Нынче исполняется четверть века со дня начала разговоров о судьбе родного языка в Казахстане. Почему я даю такое жесткое определение этому затянувшемуся процессу? Да потому, что за четверть века ПРИ БОЛЬШОМ ЖЕЛАНИИ ГОСУДАРСТВА и, ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, ПРИ ГОРЯЧЕМ ЖЕЛАНИИ НАСЕЛЕНИЯ, государственному языку можно было научить хотя бы ту часть населения, которой нечем пенять на «имперскую языковую политику», поскольку оно, это население, в ту «имперскую» пору еще не жило. То есть, если бы, начиная с начала описываемого двадцатипятилетия, в государстве была бы разработана и, главное, ДЕЙСТВОВАЛА правильная политика по развитию языка, то «свежее» поколение могло бы более-менее знать государственный язык, независимо от национальности!

Почему же все пошло далеко не так, как было начертано в планах и программах, и сегодня мы не можем похвастать какими-либо ощутимыми успехами в области обучения всего населения национальному языку?

Думается мне, по следующим ключевым причинам. Первый и, пожалуй, основной просчет был в том, что языку решили научить ВСЕХ ПОГОЛОВНО. Тогда как не надо быть специалистом в области обучения языкам, чтобы понять, что обучить языку взрослую часть населения возможно лишь при одном условии: указом или декретом в стране запрещается употребление любого языка, кроме государственного. Это так называемый способ «радикальной терапии». Мы знаем, что можно учить языку целенаправленно и скрупулезно, начиная с младенчества и далее, а можно, как щенка, бросив в новую языковую среду, не дав «спасательного круга». Глядишь, кое-кто и выплывет! Но всех взрослых все равно бы не обучили — какой-то процент особо восприимчивых — да, возможно, но и только! Ну, такова уж психика взрослого человека — ему нужна жесткая мотивация на действия, своеобразная «угроза расстрела»! В противном случае уговоры не действуют.

Вторая причина, авторы закона, подзаконных актов, программ развития языка не определили четко, кому же в первую очередь все-таки нужно, чтобы язык жил и развивался — носителям этого языка, плохо его знающим, или другой части населения? А поэтому порешили, что язык должны знать ВСЕ ПОГОЛОВНО, тогда как совершенно очевидно, что те, кто радеет за сохранение языка, и должны в первую очередь изучать и знать его! То есть сами его носители, если они действительно считают, что ему что-то грозит.

Тут еще многие дискутируют, надо ли было для этого организовывать мононациональные школы? Здесь у меня двойственные чувства. Если задаться целью обучить языку казахскую часть населения, вроде бы, правильно. Однако ребята в ходе мононационального обучения многое теряют в плане общения со своими сверстниками, говорящими по-русски. А, как ни крути, но в обозримом будущем, хотим мы этого или не хотим, общаться с представителями стран СНГ нам придется на русском языке! Ибо, как ни стараться, но желающие изучать казахский язык, в силу его малого распространения в мире, будут в подавляющем большинстве среди живущих в Казахстане, но не где-либо еще. В этом нет ничего унизительного, это надо принять как данность! Думаю, китайцы, при громадном количестве носителей этого языка в мире, не очень-то заморочиваются, что кто-то где-то его не знает! А в данном случае в общей сложности миллионов 10-15 (по разным подсчетам) носителей казахского языка. Естественно, что у него нет как обширного ареала распространения, так и громадного числа желающих его изучить. Вот почему прав президент: надо, безусловно, изучать родной язык, затем русский, с которым у большинства проблем нет и который в ближайшем будущем будет оставаться языком межнационального общения, и английский, как наиболее распространенный в мире, но это уже для общения с дальним зарубежьем.

Третий важный просчет — не была подготовлена солидная база для обучения языку. То есть и те методики, что ныне существуют, и, что более важно, подготовка педагогов, обучающих языку, велась не на должном уровне! Честное слово, мне бывает чертовски обидно, когда я хочу что-то понять в казахском языке, лезу в Интернет, а там в этом плане — «вошь на аркане»! Ну, найдите мне хоть какой-то адекватный переводчик с казахского он-лайн, однозначно и вразумительно переводящий — не шалтай-болтай, а серьезно! Но при этом читал я, что в свое время и не за плохие бабки, видимо, была составлена дюжина, а то и больше, отраслевых словарей по всем видам наук, а там, я утрирую, переводы типа: «Отвертка — отвертке»! Ну, на фига все это вместо живых разговорников, например? С транскрипцией, с народными обиходными выражениями, с ходовыми современными фразами, с диалогами и т.д., и т..п…

Четвертая проблема — «навязывание» языка в средствах массовой информации. Тут, думаю, могу и ошибаться, но, будь «директором» я — не стал бы дозировать языковые передачи НА ВСЕХ КАНАЛАХ ПОВАЛЬНО, поскольку это превратилось в простую профанацию и лукавство: ага, днем — не в прайм-тайм, крутим казахский контент, вечером, когда все в эфире — русскоязычный! И — вроде бы — пропорции вещания соблюдены! Но кому это нужно!?

А что же делать? Да создать НАЦИОНАЛЬНЫЕ каналы наряду с русскоязычными, да переманить туда изрядную долю слушателей-зрителей не указами, а содержанием, талантливым, ярким, творческим! Давая в ходе трансляций подстрочники или звуковой дубляж! И вот тогда, в свободной конкуренции, и завоевывать зрителей! Запомните: никто и никогда еще не делал что-то толковое из-под палки!

У меня двое внуков, одному 22, другой – 3. Старшему нового языка уже не изучить, потому, как он живет в другой стране. А вот младшей – хотелось бы! Но для этого надо, наконец, от слов переходить к делам! Практическим!

Ну, пожалуй, и хватит для первого раза… Да, и в заключение, чтобы не думали, что это мысли совсем уж дилетанта. Мой стаж преподавательской работы — более 25 лет, в том числе, и с языком и его носителями. Сознаю, что некоторые мои мысли не бесспорны, однако хочется, чтобы «дело изучения языков» в Казахстане все же сдвинулось с мертвой точки!

Бақытты жолдың қазақ тілге! Мен барлықты айттым!



ПОСЛЕСЛОВИЕ

И опять же, в преддверии выборов, хотел бы обратиться к будущим депутатам наших представительных органов снизу доверху!

Құрметті жолдастар!

1. Предусмотрите законодательно изучение казахского языка, начиная с детских дошкольных учреждений, а уже затем и в школах, ибо язык лучше и легче всего усваивается в раннем детском возрасте. То есть некие основы языка, которые должны получать малыши, должны быть заложены уже в раннем детском возрасте, пока детские головы еще не забиты другими школьными предметами. Причем и в начале, и при дальнейшем обучении важнее всего – это постоянное обиходное общение на двух языках, а не только на учебных занятиях, поскольку теория без практики мертва!

2. Приложите все усилия для поощрения развития ДЕЙСТВЕННОЙ МЕТОДИКИ изучения казахского языка! Пусть создатели этой методики отбросят все наукообразие, в том числе, слепое копирование методик изучения других языков, подойдут к этому делу творчески!

3. Предусмотрите подготовку педагогов – «разговорников» — именно с уклоном обучения разговорному языку, причем с учетом того, что такие педагоги будут учить детей младшего возраста! Не нужно пока замахиваться на обучение литературному языку, пусть это будет задачей для педагогов старших классов школы!

4. Объявите среди ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОТЛИЧНО ЗНАЮЩИХ ЯЗЫК ученых — словесников конкурс на создание лучшего учебника языка, лучшего разговорника, лучшего словаря ЖИВОГО РАЗГОВОРНОГО ЯЗЫКА (в том числе и электронных вариантов!) Причем с таким призовым фондом (на который не пожалеть денег!), чтобы эти специалисты бросили все – и занялись делом! Ибо, скажем честно, ТОЛЬКО за идею сегодня вряд ли кто-то будет «копья ломать»!

И вот тогда – от многолетней «болтологии» — можно и НУЖНО будет перейти к делу! В противном случае мы еще долго будем надеяться, что кто-то чему-то и когда-то нас научит!



Ақ жол болсын! Всегда ваш,

ШАЛИКО АГАРЯН